Заключительный урок по сказке Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Разделы: Начальная школа


Класс: 2.

Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.

Цель урока Формирование представления о создании автором образа литературного персонажа, развивать умение анализировать текст, делать выводы в соответствии с решением поставленных задач.
Кол-во учебных часов 2
Планируемый результат Предметные умения УУД
Учить анализировать речь героя, его поступки и давать им оценку. Учить давать характеристику литературному герою. Развивать речь, обогащать словарный запас. Личностные:

- знать основные моральные нормы правил поведения в повседневной жизни;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия (по технологическим картам);

- оценивать совместно с учителем и учениками результат своих действий и вносить соответствующие коррективы;

Познавательные:

- в соответствии с заданием строить ответ в устной форме;

- составлять целое из частей;

- на основе анализа произведения делать выводы и группировать материал по заданному основанию;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом;

Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости;

- участвовать в разных формах работы в классе и соблюдать правила работы в парах, в группах;

- учить договариваться, приходить к общему мнению;

- формировать и озвучивать собственное мнение и позицию;

Основной тезаурус урока Образ литературного героя, приемы, портрет.
Организация пространства Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Математика (дюжина, какое это число)

Фронтальная работа.

Работа в парах. Работа в группах.

Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “Литературное чтение”, “Маленькая дверь в большой мир” 2 класс, часть 1.
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся
I. Актуализация знаний

Цель: вспомнить содержание частей, прочитанных на прошлом уроке.

Сегодняшний урок чтения я хочу начать со слов одного сказочного героя “Спокойствие, только спокойствие. Все будет хорошо потому, что мы лучшие в мире специалисты по чтению сказок”

- Вы узнали героя?

- По каким выражениям вам удалось узнать героя?

- Как называется сказка и кто ее автор?

- Сколько частей мы уже с вами изучили?

Вот сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при чтении?

- Сейчас вы поработаете парами. Разгадаете кроссворд.

Работа в парах

Вспомним правила работы в паре:

• Работайте дружно.

• Спокойно высказывайте своё мнение.

• Терпеливо выслушивай мысли других.

• Вместе находите правильное решение.

• Справедливо определите выступающего.

На столах находятся карточки с кроссвордом.

По вертикали:

1. Что загорелось в результате действий Карлсона?

2. На кого был похож Карлсон, когда летал с важным видом?

3. Какое было имя у Малыша?

4. В каком городе происходят события?

5. Как назывался спирт для машины?

По горизонтали:

1. Что крутилось на спине у Карлсона?

Самопроверка по образцу (слад презентации)

II. Постановка и решение учебной задачи

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием – какими средствами автор создает образ своего героя; формировать умение характеризовать персонаж.

Речевая разминка

- Кто догадался, о каком сказочном герое будет идти речь сегодня на уроке? Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, отгадайте загадку.

- Прочитайте разными способами на одном выдохе:

Смешной человечек 
На крыше живет, 
Смешной человечек 
Ириски жует.

Смешной человечек 
Скучать не привык, 
Смешной человечек — 
Большой озорник.

  1. Ритмично, четко.
  2. Быстро.
  3. С замедлением.

- Правильно, ребята, сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать образ этого сказочного героя.

- Давайте рассмотрим, как авторы создают образы своих героев?

(На слайде: портрет; речь; поступки)

- Портрет героя мы уже составили на прошлом уроке, а вот речь героя, его поступки нам предстоит изучить и сделать выводы сегодня.

Первичное восприятие текста.

Самостоятельное чтение 4 части (“чтение про себя”).

- После чтения вы поработайте группами. Каждая группа должна подготовить ответы на вопросы, которые написаны на опросных листах.

Работа в группах (вспомнить правила работы в группе). Плакат.

Правила работы в группе

  1. Выполняйте то, что написано в технологической карте.
  2. Договоритесь, кто будет отвечать первым, а дальше по часовой стрелке.
  3. Помните, каждый должен отвечать на вопрос.
  4. Договоритесь, кто будет в группе старшим или кто будет отвечать перед классом.
  5. Внимательно слушайте друг друга, не перебивайте.
  6. Обсуждать можно только шепотом, чтобы не мешать работе других групп.

Опросный лист 1 группа

1. Как вы поняли, сколько паровых машин есть у Карлсона?

2 .Поверили ли вы в то, что у Карлсона такое количество паровых машин? Почему? Что такое дюжина?

3. Что такое дюжина?

4. Отметьте, какие качества характера вы наблюдали у Карлсона: важность, любовь к шалостям, уверенность в себе.

Опросный лист 2 группа

1. Почему Карлсон не может дать Малышу машину прямо сейчас? Как он это объясняет?

2. Как вы думаете, почему Карлсон не захотел встречаться с папой Малыша?

3. Как вы думаете Малыш радовался или огорчался знакомству с Карлсоном?

4. Отметьте, какие качества характера вы наблюдали у Карлсона: самоуверенность, житейская мудрость, любознательность.

Опросный лист 3 группа

1. Найдите слова, которые говорит Карлсон перед отлетом. Прочитайте их выразительно.

2. По какой причине Карлсон сам не может смазать свой мотор? Подумайте?

3. Какими словами можно подписать иллюстрацию. Прочитай их выразительно.

4. Отметьте, какие качества характера вы наблюдали у Карлсона: ребячливость, боязнь ответственности, выдумщик.

Опросные листы составляются дифференцированно.

Анализ произведения.

Составление характеристики Карлсона.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель: создать ситуацию противоречия: Кто такой Карлсон – взрослый или ребенок. Вызвать удивление

Исследовательская деятельность. (Кто же такой Карлсон – взрослый или ребенок?)

- Какими из перечисленных качеств чаще обладают взрослые?

- Какими из перечисленных качеств чаще обладают дети?

Вывод. Карлсон-взрослый ребенок.

IV. Итог урока

Цель: обратиться к поставленной цели и зафиксировать содержание урока

- Какие открытия мы сделали на этом уроке?

- Как автор создает образ своего героя?

- Кто такой Карлсон? Взрослый или ребенок?

V. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности.

Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки

- Оцените работу своей группы.

- Работа будет оцениваться по следующим критериям:

  • Дружно ли работала группа?
  • Сколько заданий выполнили за урок?
  • Правильно ли выполнены задания?

Оцениваться работа будет по каждому критерию на:

  • хорошо (красный смайлик),
  • есть недочёты (желтый смайлик),
  • плохо (синий смайлик).

- Домашнее задание по выбору: Конкурс на лучший фантик для конфеты “Карлсон”; Конкурс “Музей пластилиновых фигур”; Конкурс пожеланий персонажу.

Презентация