Классный час посвященный 100-летию поселка Кача (Севастополь). Тема: «Какие бывают самолеты?»

Разделы: Начальная школа


Цели. Познакомить детей с назначением и устройством самолетов, вертолётов; дать историческую справку о первых летательных аппаратах; расширять словарный запас школьников; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на слайды.

I. Организационный момент

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том что хорошо?

- И хорошо не очень.

Чего не знаете вы…

- А что-то нам известно

- Поговорим?

- Поговорим.

Вдруг будет интересно?

II. Сообщение темы классного часа

Слайд 1

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами —
Отливает серебром.

- О чём будем говорить?

II. Основная часть

Слайд 2

Самолеты — это летательные аппараты для полетов с помощью двигателей и крыльев. Это нужные машины: они возят людей, доставляют тяжелые грузы. Все самолеты вместе называются авиацией.

Слайд 3

Человек серьезно стал задумываться о полете с помощью крыльев очень давно. Существует древнегреческая легенда о том, что Дедал и его сын Икар смастерили из воска и перьев крылья. Послушайте часть легенды:

Первым взлетел Дедал. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

- Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита.

Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся близко к солнцу – жара может растопить воск, и разлетятся перья.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Быстрый полет забавлял Икара, все сильнее взмахивал он крыльями. Забыл Икар наставления отца и взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.

- Это только легенда. А теперь посмотрите, как кинематограф отразил этапы создания самолеты.

Слайд 4

Просмотр эпизода фильма “Воздушные приключения”

Слайд 5

Во Франции в 1783 братья Жозеф и Этьен МОНГОЛЬФЬЕ совершили запуск наполненного горячим дымом первого воздушного шара. Пассажирами были овца, петух и утка. Полёт длился 8 минут.

А первыми людьми, осуществившими полёт, были два француза: Француа Пилатре де Розье и маркиз д’Арлен. 21 ноября 1783 года они 25 минут летали над Парижем на шаре с горячим воздухом

Слайд 6

Над дирижаблем задумывался еще Жак Менье – военный инженер и ученый, известный математик и изобретатель. Уже в 1784 году, то есть через год после удачных полетов братьев Монгольфье, он представил в Парижскую академию свой проект дирижабля. Кстати, французское слово “дирижабль” означает “управляемый”.

Чтобы уменьшить сопротивление при движении в воздухе, Менье предложил сделать оболочку дирижабля не круглой, а вытянутой, веретенообразной. Эта форма дирижаблей, ставшая впоследствии классической, существует и поныне.

Слайд 7

В России над проблемами полета человека долго и упорно работал морской офицер А.Ф.Можайский.

В Красном селе, под Петербургом, был построен деревянный покатый настил, по которому, как по взлетной полосе, должен был разгоняться самолет.

Рядом возвышался дощатый сарай, где Можайский со своим механиком проводил сборку и регулировку самолета.

Слайд 8

Просмотр видеофильма о самолёте Можайского

Слайд 9

И вот настало погожее июльское утро 1883 года. На взлетном помосте установлен невиданный доселе аппарат, с широкими, прямоугольными по форме крыльями.

Самолет тронулся с места и побежал по наклонному настилу, набирая скорость. Вот он оторвался от стартовой площадки и на какое-то мгновение повис в воздухе, но тут же наклонился набок и рухнул на землю, ломая крыло...

И все-таки, несмотря на неудачу, это была победа. Победа человека над самим собой.

Слайд 10

А в России продолжала развиваться авиационная мысль.

Во главе ее стоял профессор Николай Егорович Жуковский.

Жуковский своими неутомимыми исследованиями доказывал, что полеты аппаратов тяжелее воздуха не только возможны, но и неизбежны, потому что к этому ведет весь путь развития техники.

Авиация еще только делала свои первые робкие шаги, а Николай Егорович Жуковский уже предвидел ее огромное будущее и умел увлечь этим будущим своих воспитанников.

Слайд 11

II. Физкультминутка

III. Основная часть (продолжение)

Слайд 12

Посмотрим на устройство современного самолета. Прочитайте названия частей самолета. Какие слова вам незнакомы?

На магнитной доске:

Фюзеляж (корпус). Шасси (колеса). Трап (лестница).

– Предлагаю назвать и показать эти части на модели самолета. Кто управляет самолетом и обслуживает его? (Летчики (пилоты). Обслуживает пассажиров стюардесса.)

Слайд 13

Триггер “Самолёт”

Слайд 14

Благодаря крыльям самолет держится в воздухе. Как это происходит?

Двигатель сообщает крылатой машине большую скорость. Чем она выше, тем сильнее встречный поток воздуха. Поток как бы подныривает под крыло, давит на него снизу. Так создается подъемная сила, которая отрывает самолет от земли и держит его в воздухе.

Слайд 15

Задняя часть самолета оснащена хвостовым оперением, которое придает машине устойчивость. И крыло, и хвостовое оперение прикрепляются к корпусу самолета — фюзеляжу. В нем расположены кабина экипажа, механизмы управления самолетом, салон для пассажиров, грузовые отсеки.

Слайд 16

Очень важная часть самолета — шасси. Без них нельзя ни взлететь, ни приземлиться. Во время полета шасси убирают внутрь фюзеляжа или крыла, чтобы уменьшить сопротивление воздуха.

Слайд 17

- Агрегаты у самолетов одинаковые. Но почему-то самолеты — разные.

- По-назначению самолеты делятся на гражданские и военные.

Слайд 18

Схема

IV. Проекты учащихся

Слайд 19

Транспортные самолёты

Слайд 20

Спортивные самолёты

Слайд 21

Туристические самолёты

Слайд 22

Сельскохозяйственные самолёты

Слайд 23

Учебно-тренировочные самолёты

Слайд 24

Первый тренировочный самолет У-2 был построен в двадцатых годах двадцатого столетия. Маленький и легкий, он летал зимой и летом. Большую службу сослужил он стране в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 25

Просмотр эпизода из фильма “Небесный тихоход”

Слайд 26

Военные самолеты внешне очень похожи на обычные, гражданские. Но у них совсем другая работа. Они защищают наше мирное небо.

Существует много различных боевых самолетов. Каждый из них имеет свое название.

Самолет-истребитель уничтожает самолеты противника в воздухе, на земле и на воде.

Самолеты-разведчики фотографируют местность в дневное и ночное время.

Слайд 27

Самолет – амфибия Бе-12

Слайд 28

Просмотр видеосюжета “Бе-12: посадка на воду”

Слайд 29

Самолет Ан-26

Слайд 30

Когда мы говорим об авиации, нельзя не сказать о вертолетах.

Слайд 31

Рассказ о Черёмухине.

Слайд 32

Награды Черёмухина

Слайд 33

Севастопольская авиационная школа. Кача

Слайд 34

Внешне эти летательные аппараты похожи на самолеты и выполняют ту же работу, что и самолеты. Чем же они отличаются от самолетов?

Слайд 35-37

Сообщение о происхождении самолёта.

Слайд 38

Молодцы!

V. Подведение итогов

- Что понравилось? Что нового для себя узнали?

Приложение