Урок географии «Земля – мать родная»

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Систематизация и контроль знаний учащихся по теме “Почвы”.

Задачи:

  • Обобщение, закрепление и контроль знаний по теме “Почвы”.
  • Развитие речи учащихся.
  • Воспитание бережного отношения к почве, как к иссекаемым природным ресурсам.

Тип урока: урок – обобщения и применения полученных знаний.

Методы и приёмы: развития творческих способностей и контроля знаний учащихся.

Форма урока – урок зачёт.

Ход урока

Вступительное слово учителя – Слово “земля” часто употребляется как синоним почвы – удивительного продукта природы. Впервые обратил внимание на отличие почвы от остальных частей земной коры замечательный русский учёный, назовите его имя и что вы о нём знаете?

- Перед вами на слайде портреты замечательных людей (Х. Колумб, В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев) – назовите имена этих людей, в чём заслуга каждого из них? -что их объединяет? (он были первооткрывателями). Х. Колумб – открыл “Новый свет”, т.е. новые земли, Д.И. Менделеев – периодический закон химических элементов, из которых и состоит земля, а В.В. Докучаев – почву.

А сейчас пришло время вспомнить что такое почва – составьте определение почва (из набора слов, с лишними словами). Посмотрите внимательно на получившееся определение, прочитайте у своего соседа, у всех ли правильно?

Расскажите о почве на основе полученного определения, для этого дополните содержание необходимыми пояснениями и возможными примерами, на слайде (примерное дополнение и примеры) – выслушать один рассказ, а остальным учащимся предложить его дополнить.

Проанализируйте содержание пословицы “Кочевник не столько сын, сколько отец пустыни”. Кто по вашему мнению кочевник? Почему его называют сыном пустыни? Почему больше бы подошло название отец, чем сын? (отец – потому, что он сам и делает пустыню. Животные вытаптывают и съедают весь растительный покров и пустыня сменяет степь). Пословица это народная мудрость, какой она имеет моральный смысл?

Итак – подведём первый итог – В.В. Докучаев справедливо называл почвы “зеркалом ландшафта” - прокомментируйте данное высказывание. (почва не только определяет растительный покров, но и сама зависит от него. Взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создаёт облик ландшафта. Ландшафт – участок поверхности земли, в пределах которого все природные компоненты находятся во взаимосвязанном единстве).

Для того, чтобы проанализировали и упорядочили информацию по всей теме “Почвы”, я предлагаю вам создать ментальную карту, чтобы помочь своему мышлению и памяти. Ментальная карта отличается от схемы и таблицы. У нас в классе 5 учащихся поэтому мы за урок попробуем создать одну, общую ментальную карту.

На слайде представлен алгоритм действия, который разработал Тони Бьюзен, автор техники ментальных карт.

  1. Главная тема располагается в центре листа. (почва)
  2. Записывать надо только ключевые слова (запоминающиеся). (образование, состав, структура, строение, типы, почвенные ресурсы, мелиорация)
  3. Располагать их надо на ветках, можно добавлять символические рисунки.
  4. На каждой ветке записывать только одно ключевое слово и печатными буквами.
  5. Длина линии равна длине слова.
  6. Используйте разные размеры букв, в зависимости от значимости и разные цвета.
  7. Обратите внимание на форму получившейся карты – если вы видите, что среди ровных и красивых ветвей – одна корявая, - это признак того, что этой части надо уделить ещё внимание, она может быть ключом в теме или наоборот её слабым звеном.

Для выполнения карты предоставляем ватман, фломастеры, клей, ножницы, карандаши и др.

Ключевые слова можно выбирать и в литературе (предложить несколько учебников разных авторов)

В качестве примера представить на слайде ментальную карту, которую составил учитель, но когда ребята начнут работать пример убрать, а оставить алгоритм.

Подведение итога: Расскажите про “жизнь почвы”, глядя на получившуюся ментальную карту.

Для того чтобы составить рассказ перечислите в тетрадь глаголы, с помощью которых вы можете рассказать что делает почва. Используйте эти глаголы в своём рассказе.

Выслушать один рассказ и несколько дополнений.

А теперь посмотрите на тему урока и прокомментируйте эту пословицу – “Земля – мать родная”.

Д/З – напишите сочинение-миниатюру на тему “Жизнь почвы”, используя при написании раннее перечисленные глаголы.

Литература.

  1. Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России. К учебнику “География России. В 2-х частях. 8-9 классы” под редакцией В.П. Дронова. М.; “Экзамен”, 2008.
  2. Крылова О.В. Как научить школьников выражать выражать географические идеи. -М.; “Первое сентября”,2007.
  3. Сайт Тони Бьюзена:  Buzan Centres