Урок математики на тему «Арифметические действия с натуральными числами»

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока:

  • обобщить знания по темам “Арифметические действия с натуральными числами”, “Среднее арифметическое”, “Площадь прямоугольника”, “Объем прямоугольного параллелепипеда”;
  • напомнить учащимся принципы решение и оформления математических задач;
  • решение задач на движение по воде, перевод римских цифр в арабские;
  • расширить знания детей о родном городе.

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепление знаний по теме “Арифметические действия с натуральными числами”, формирование умения применять полученные знания при решении текстовых задач.
  • Воспитательные: формирование интереса к познавательной активности; воспитание математической культуры; воспитание чувства патриотизма.
  • Развивающие: развитие умения работать в группе, кругозора, внимания, быстрой реакции при устном решении задач.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.

Оборудование: Ноутбук, проектор, презентация, листы с заданиями для групп.

Особенности урока:

  • Форма работы на уроке – работа в группах. Группам одновременно предлагаются задания, за решение которых будут даваться жетоны. Жетон дается группе, наиболее быстро и правильно решившей задание. В конце урока жетоны подсчитываются, и все участники команды-победительницы получают пятерки за урок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступление:

СЛАЙД 1

Учитель: Мы уже прошли все темы, которые предлагает наш учебник, поэтому мы переходим к самому последнему разделу в этом году. Этот раздел – повторение. Первая тема, которую мы рассмотрим, будет “Арифметические действия с натуральными числами”. Но, нам с вами сегодня предстоит необычный урок. Я назвала его “Математическая прогулка по Санкт-Петербургу”. Итак, давайте начнем нашу виртуальную прогулку.

СЛАЙД 2

III. Основная часть урока:

Учитель: Санкт-Петербург был основан царем Петром I 27 (16) мая.... Какого года? Правильно, 1703 года. Вы ведь помните, что у нашего города скоро День Рождения. А сколько лет исполнится нашему городу в этом году?

Дети: 312 лет.

Учитель: Правильно, чтобы узнать возраст города надо их текущего года вычесть год основания города. Получается 312 лет.

СЛАЙД 3

Учитель: Каждая прогулка с чего-то начинается. Наша прогулка начнется с одной из станций метро. “Какая это будет станция?” – Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно решить первое задание. Найдите, пожалуйста, лист с заданием №1. Ваша задача устно решить все примеры, а затем расставить буквы, соответствующие ответам, в правильном порядке. Работайте в группе, чтобы быстрее справиться с заданием. Выполнив задание, поднимайте руку. Группа, которая первая правильно выполнит задание, получит один победный жетон. В конце урока мы подсчитаем жетоны, и победители получат пятерки за урок.

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Учитель: Итак, наша прогулка начнется от станции метро “Адмиралтейская”. Станция была торжественно открыта 28 декабря 2011 года. Это самая глубокая станция Санкт-Петербурга и всей России. Здание наземного вестибюля станции находится на пересечении Кирпичного переулка и Малой морской улицы совсем рядом с Невским проспектом. От метро мы пойдем в сторону всем вам известной достопримечательности – Адмиралтейства. Именно оно дало название станции.

СЛАЙД 7

Учитель: История Адмиралтейства начинается с заложения верфи для строительства кораблей в 1704 году. Знаменитое здание Адмиралтейства было построено в 1732—1738 годах по проекту архитектора И.К. Коробова, а затем в 1806—1823 годах было перестроено по проекту архитектора А. Д. Захарова. Таким Адмиралтейство и сохранилось до наших дней.

СЛАЙД 8

Учитель: Переходим к заданию №2. Это задача на нахождение площади прямоугольника. “Все здания Адмиралтейства находятся на территории, имеющей форму прямоугольника размером 180 м x 420 м. Какую площадь занимает вся эта территория?” 75600м2. Молодцы, идем дальше!

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Учитель: Посмотрите, мы приближаемся к самой главной площади Санкт-Петербурга – Дворцовой. Ансамбль площади составляют Зимний дворец, Здание Главного Штаба с аркой и, конечно, Александрийская колонна. Вы, безусловно, знаете, что в здании Зимнего дворца располагается всемирно известный музей – Эрмитаж. Он возник в 1764 году как частное собрание императрицы Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 225 ценных картин из частной коллекции живописи. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

СЛАЙД 11

Учитель: Многие горожане знают, что Эрмитаж – это не только музейный экспонаты. Чтобы картины и прочие ценности не пострадали, среди сотрудников музея есть особые служащие – кошки. Их задача – отлавливать мышей и крыс. Сотрудники музея называют котов “эрмики”.

СЛАЙД 12

Учитель: А вот и следующее задание. Задача про эрмитажных котов. “Всего в подвалах Эрмитажа обитает 70 котов и кошек. Каждая кошка ест примерно 50 г сухого корма в день.

Сколько нужно килограммов корма в месяц, чтобы накормить всех эрмитажных котов и кошек в апреле? (в апреле 30 дней)”.

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

Учитель: От Зимнего дворца мы переходим на Дворцовую набережную к Дворцовому мосту. А здесь нашим глазам предстает красавица Нева. Задача про Неву. “Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив. Общая протяженность реки – 74 км, средняя скорость течения – 3 км/ч.”. Вы правы, вот и правильный ответ – 2 ч.

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

Учитель: Перейдя через Дворцовый мост, мы с вами попадаем на Стрелку Васильевского острова. Все элементы ансамбля Стрелки Васильевского острова были построены в к. XVIII – н. XIX в. Здесь был обустроен порт со складами и торговыми зданиями.

СЛАЙД 17

Учитель: В XVIII веке Ростральные колонны служили портовыми маяками. Архитектор - Тома де Томон. Здание Биржи так же было построено по его проекту.

Учитель: А вот еще одно задание - выполните перевод римских цифр в арабские и узнайте год постройки Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова. (1810 г.)

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

Учитель: Перейдя по Биржевому мосту и пройдя немного вперед вдоль набережной мы вскоре увидим Петропавловскую крепость. Крепость - самое сердце Санкт Петербурга. День основания крепости 27 (16) мая 1703 года считается днём рождения нашего города. Она была построена на Заячьем острове. По легенде, остров получил свое название благодаря зайцу, который спасся от наводнения в сапоге у Петра I. Крепость создавалась с оборонительной целью, но, к счастью, никогда не участвовала в боевых действиях.

СЛАЙД 20

Учитель: История Санкт-Петербурга неразрывно связана с наводнениями. Из-за них менялся облик города, поднимались берега, строились защитные укрепления. Сравните эти два фото: слева – наводнение в январе 2007 года, справа – обычный летний уровень воды. Самым крупным наводнением за всю историю Петербурга считается наводнение, произошедшее 19 (7) ноября 1824 года. Уровень воды поднялся до отметки в 421 сантиметр. По оценкам очевидцев, во время наводнения были разрушены 462 дома, повреждены 3681, погибло 3600 голов скота, утонули от 200 до 600 человек, многие пропали без вести.

СЛАЙД 21

Учитель: За всю историю города случилось уже более трёхсот наводнений. К счастью, после строительства защитных сооружений в Финском заливе в районе г. Кронштадта, риск серьёзных наводнений в городе значительно уменьшился.

Учитель: Предлагаю вашему вниманию еще одно задание. Это задание на нахождение среднего арифметического. В таблице представлены уровни подъёма воды за десять самых крупных наводнений в истории нашего города. Посчитайте средний уровень подъёма воды.

СЛАЙД 22

СЛАЙД 23

Учитель: Выйдя с противоположной стороны Петропавловской крепости, нам придется вернуться немного назад. Для этого мы пройдем по Кронверкской набережной. Здесь мы видим большое кирпичное здание красного цвета, в котором располагается Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. История музея берет свое начало от Оружейного дома для хранения пушек, образованного по указу Петра I в 1703 г. С 1869 года музей располагается на кронверке Петропавловской крепости. Кронверк – вспомогательное защитное укрепление крепости, имеющее форму короны.

СЛАЙД 24

Учитель: Давайте решим еще одну задачу – на этот раз на объём. “Объём одного из залов музея составляет 6000 м3, а площадь пола прямоугольной формы равна 1000 м2. Найдите высоту потолка

СЛАЙД 25

СЛАЙД 26

Учитель: Свернув с набережной на Кронверкский проспект, проходим мимо зоопарка. Зоопарк был основан 14 (2) августа 1865 года. В нем живет множество разнообразных птиц, зверей и других животных. А сколько же стоит посещение зоопарка?

СЛАЙД 27

Учитель: А вот и еще одна задачка. “Стоимость входного билета в зоопарк: 400 рублей – взрослый; 100 рублей – школьный; 50 рублей – дети до семи лет и пенсионеры. Сколько заплатит за посещение зоопарка семья, состоящая из папы, мамы, бабушки и двух детей – школьника и дошкольника (5 лет)?”

СЛАЙД 28

СЛАЙД 29

Учитель: Идем дальше, посмотрите, это Санкт-Петербургский планетарий – космический уголок в самом центре города. . Ленинградский планетарий открылся 5 ноября 1959 года. В планетарии работают 5 залов: звёздный зал, астрономическая обсерватория, “Космическое путешествие”, “Планетка”, лаборатория занимательных опытов. Также на третьем этаже здания открыта выставка “Планета динозавров” - это выставка движущихся восковых фигур, воссоздающих фигуры живых существ, населявших нашу планету много веков тому назад.

СЛАЙД 30

Учитель: У меня есть для вас специальная задачка на космическую тему. Как вы наверняка знаете, недавно, 12 апреля, в нашей стране отмечался День космонавтики. В этот день в 1961 году человек впервые отправился в космос. “12 апреля 1961 года в 06 часов 07 минут с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель “Восток”. Полёт продолжался 108 минут. Когда приземлился “Восток” на землю?”.

СЛАЙД 31

СЛАЙД 32

Учитель: Пройдя еще немного дальше, мы попадем в удивительное место – Мини-Петербург. 15 июня 2011 года на территории Александровского парка был открыт парк скульптур “Мини-город”, представляющий собой отлитые в бронзе в масштабе 1:33 копии петербургских достопримечательностей.

СЛАЙД 33

Учитель: Кстати, о великанах. В 1726 году английский писатель Джонатан Свифт написал книгу “Путешествие Гулливера”, в которой описываются приключения главного героя в стране Лилипутов и стране Великанов. Решите задачу: “Когда Гулливер попал в Лилипутию, он заметил, что все размеры в этой стране уменьшены в масштабе 1 : 12 по сравнению с теми, к которым он привык. Рост среднего лилипута составляет почти 6 дюймов. Какого роста (в сантиметрах) был бы лилипут в мире Гулливера (в нашем мире), если 1 дюйм равен примерно 25 мм?”

СЛАЙД 34

СЛАЙД 35

Учитель: Ну, вот и завершается наша прогулка. Последняя остановка – станция метро “Горьковская”. Станция открыта 1 июля 1963 года. Своё название получила по расположению в начале бывшего проспекта Максима Горького (ныне Кронверкский проспект), где в доме № 23 долгое время жил писатель. Из-за того, что “Горьковская” находится в непосредственной близости от реки Невы, была нарушена гидроизоляция станции. Из-за угрозы затопления станцию пришлось закрыть на капитальный ремонт. В обновлённом виде станция открылась 26 декабря 2009 года.

СЛАЙД 36

Учитель: Первый проект строительства метрополитена в Петербурге был разработан в 1889 году, т.е. 125 лет назад. Но реальное строительство началось гораздо позднее – первые станции метро были открыты лишь 15 ноября 1955 года. Посмотрите, вот и последнее на сегодня задание. Количество станций в линиях метро:

  1. Кировско-Выборгская - 19
  2. Московско-Петроградская - 18
  3. Невско-Василеостровская - 10
  4. Правобережная - 8
  5. Фрунзенско-Приморская - 12

Сколько всего станций действует на данный момент в Петербурге?

СЛАЙД 37

Учитель: Сегодня мы с вами “прошли” целых 7 километров! Начало нашего путешествия было у ст. м. Адмиралтейская, а окончание у ст. м. Горьковская.

СЛАЙД 38

IV. Подведение итогов урока:

Учитель: Прежде, чем закончить наш урок, давайте подсчитаем, какая команда набрала сегодня больше всего очков. Молодцы. На последок прошу вас найти на столе лист участника “Математической прогулки”. Пусть каждый из вас запишется в этот листок, а также попробует оценить свое участие в сегодняшнем уроке. Поставьте сами себе оценку:

  • 5 – Мне все было ясно, я смог решить задачи без помощи других;
  • 4 – В целом, мне все было понятно, но временами, я нуждался в помощи участников команды;
  • 3 – Урок

Учитель: Спасибо большое за внимание и участие! До свидания!

11.04.2015