Урок русского языка по теме "Закрепление знаний о суффиксе". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепить знания о суффиксе и его роли в слове.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о словообразовательной роли суффикса в русском языке;
  • формировать умение образовывать слова с помощью суффиксов, выполнять разбор слов по составу;
  • развивать коммуникативные качества личности – толерантность, ответственность, самостоятельность.

Оборудование: раздаточный материал, толковый словарь С.И.Ожегова, иллюстрация сказочного героя, набор суффиксов, сигнальные карточки, листы контроля.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!

2. Актуализация знаний

1) Повторение изученного материала

– Назовите тему, которую мы изучаем? (Состав слова.)
– Что вы должны знать по данной теме? (Из каких частей состоит слово. Что такое корень, приставка, суффикс и окончание.)
– Что вы должны уметь? (Выполнять разбор слова по составу.)

2) Тест

– Соедините линиями понятие и его значение.

1. Корень слова А) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
2. Окончание Б) изменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых родственных слов
3. Приставка В) общая значимая часть всех родственных слов
4. Суффикс Г) изменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых родственных слов

– Оцените работу вашего товарища.

Взаимопроверка в парах.(1 – в, 2 – а, 3 – г, 4 – б)

3. Самоопределение к деятельности

– Сегодня к нам на урок пришёл необычный гость <Приложение 2>. Рассмотрите его внимательно и сформулируйте тему урока.
– Что вы знаете о суффиксе?
– Как вы думаете, зачем Мальчик-суффикс принёс с собой корзинку? (Будем находить в словах суффиксы и собирать их в эту корзинку).
– А ещё? Вспомните, для чего служит суффикс? (Будем с помощью разных суффиксов образовывать новые слова).

4. Минутка чистописания

На доске:

большой – маленький
война – …
гладить – …

– Внимательно посмотрите на данную запись. Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то без труда определите букву, которую нам предстоит прописать на минутке чистописания. (К словам из 1 столбика подобрать антонимы, которые начинаются с буквы М)
– Что такое антонимы?
– Составьте с первой парой антонимов предложения, сравнив 2 предмета.
– Мы будем прописывать букву М. Какие буквы спрятались в ней? Определите порядок следования букв в этом ряду.

На доске: мло омл лом

– Запишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
– На второй строке запишите по памяти 3 антонима на букву М.
– Оцените, как вы выполнили минутку чистописания. (Используются сигнальные карточки).

5. Словарная работа

– Словарное слово, с которым мы сегодня познакомимся, душистое и сладкое на вкус. Угадайте его, решив задачку хитрого прямоугольника.

о р Е
и п А
г р А
о т А
и с Т
М о р е
А/О
Л и п а
И г р а
Н о т а
А и с т

– Как вы объясните, что такое МАЛИНА?
– Зачитайте, какое толкование этого слова даётся в словаре С.И.Ожегова.
– Посмотрите на наш прямоугольник. Он не может решить одну орфографическую задачу. Какую? (Не знает, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА).

Этимологическая справка.

– Давайте обратимся к происхождению названия этой ягоды: одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на её форму. Ягодка малины состоит из маленьких зёрнышек. Видимо, слова МАЛЕНЬКИЙ, МАЛЫЙ и определили название ягоды.
– Скажите, какую безударную гласную нужно написать в корне слова МАЛИНА? Какое слово в нём спряталось? (МАЛ) Запомните его, оно поможет вам никогда не ошибаться в написании этого слова.
– Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму и выделите слово-помощник.

6. Развитие речи

– Прочитайте фразу. Подумайте, что она обозначает?

На доске: Не жизнь, а малина. (Очень хорошую сладкую жизнь).

– Почему в этой фразе употребили слово малина?
– Итак, качества ягоды малины (сладкая, приятная) переносятся на другие предметы: жизнь, звон (малиновый звон – красивый, нежный звук). А слова малина, малиновый в этих фразах имеют переносный смысл.
– Придумайте короткий рассказ, закончив его этой фразой.
(Дима отдыхал летом у бабушки в деревне. Каждый день он загорал, купался в озере, ходил в лес за земляникой, играл с деревенскими мальчишками. Вообщем, у него была не жизнь, а малина!)

7. Работа по теме урока

1) Образуйте ряд однокоренных слов (ученики определяют слово по его лексическому значению)

На доске: малина, малинка, малинник, малиновое.

– Устно составьте предложения с данными словами.
– Какие слова мы записали?
– Что такое однокоренные слова?
– Как пишется корень в однокоренных словах?
– При помощи чего образовали новые слова?
– Выполните разбор этих слов по составу (1 ученик работает у доски).
– Проверьте выполненное задание.
Оцените свою работу, если всё правильно, то поставьте на полях знак «+»
– Какие суффиксы положим в нашу корзинку? (-к-, -ник-, -ов-)

2) Образование новых слов при помощи суффиксов.

– Рассмотрите схему <Приложение 1> Составьте слова с данными суффиксами, запишите их по вариантам, обозначьте суффиксы.
– Оцените работу товарища. (Взаимопроверка)
– Если всё правильно, то поставьте на полях знак «+».
– Какие слова образовали при помощи суффиксов -ник-, -ист-, -щик- и что они обозначают? (Печник, машинист, стекольщик. Название предмета по роду занятий).
– Какое значение приобретают слова, образованные при помощи суффиксов -онок-, -ок-, -к-? (Зайчонок, дубок, рыбка. Уменьшительно-ласкательное значение).
– Какие суффиксы положим в корзинку? (-ник-, -ист-, -щик-, -онок-, -ок-, -к-).

3) Работа с текстом

(Чтение по ролям отрывка из рассказа Н.Носова «Фантазёры»)

– Вспомните название и автора данного произведения.
– Вам понравилось, как читали ребята?
– Как вы их поблагодарите? (Аплодисментами).
– Назовите однокоренные слова, которые встретились в тексте (Ведро – вёдрышко).
– В чём разница?
– Выделите суффикс. Устно образуйте при помощи суффиксов -ышк-, -ишк- новые слова.
На карточке: гнездо – …, дом – …, пальто – …, крыло – ….

– Какое значение придают словам данные суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное, пренебрежительное).
– Какие суффиксы положим в корзинку? (-ышк-, -ишк-).

Физминутка

Шли по крыше 3 кота,
Три кота Василия.
Поднимали 3 хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали 3 кота:
«Красота! Красота!»

4) – Ребята, я надеваю волшебные увеличительные очки и вижу перед собой не кота, а …(котище). У него не усы, а … (усищи), не глаза, а … (глазищи), не хвост, а … (хвостище).
– При помощи какого суффикса образовались новые слова? (-ищ-)
– На что указывает суффикс -ищ-? (На то, что предмет очень большой).
– В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин. Как вы думаете, это малыши или великаны?
– А теперь представьте, что вы надели увеличительные очки, какие у них теперь будут фамилии?
(Тараканищин, Сапожищин, Штанищин).
– Какое правило нужно помнить при написании имён собственных?
– Какой суффикс положим в корзинку? (-ищ-)

5) Самостоятельная работа

Дифференцированные задания.

1 группа: с помощью разных суффиксов образовать новые слова и выполнить разбор слов по составу.
2 группа: используя данные суффиксы, образовать однокоренные слова, выделить в них корень и суффикс.
3 группа: записать однокоренные слова по образцу, выделить в них суффикс.

Проверка задания:

Учащиеся 2 и 3 группы выполняют самопроверку (сверка с листом контроля).
Учащиеся 3 группы организуют взаимопроверку.
– Оцените свою работу с помощью «светофора».

8. Рефлексия

Игра «Составь словечко».

– Ваша задача – составить слово из частей разных слов. Например:

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Учащиеся работают в парах (задание оформлено на карточках).

Проверка (по цепочке).

– Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

9. Итог урока

– Вспомните тему нашего урока.
– Чему учились на уроке?
– Пришло время заглянуть в нашу корзинку. Посмотрите, сколько вы собрали суффиксов. Давайте проверим, хорошо ли вы их запомнили. Я буду доставать суффикс из корзинки, а вы должны привести пример слова и сказать, какое значение придаёт слову данный суффикс.
– Что же такое суффикс и для чего он служит?

Учитель зачитывает стихотворение-загадку:

После корня он стоит, перед окончанием,
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначают уголком, называют… (суффиксом).

– Понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение (используются смайлики).

Уроку нашему пришёл … (конец!)
Кто работал … (молодец!)

10. Домашнее задание: (по выбору)

1) Придумать 5 слов для проведения игры «Составь словечко».
2) Рабочая тетрадь №2, с.47, упр.117 ( авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).
3) Составить орфографическую минутку из 10 слов с изученными суффиксами.

12.06.2015