Урок русского языка по теме "Жанр письма. Личные письма". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • Обучающие: определение структурных и языковых особенностей  личного  письма как речевого жанра.
  • Развивающие:
    • обучение умению ставить цель, планировать свою деятельность на уроке, проникать в сущность изучаемого явления, делать выводы с проявлением собственного отношения к фактам;
    • развитие умения содержательно высказывать свои мысли;
    • овладение способами построения устной и письменной речи в зависимости от учебных целей;
    • формирование у учащихся ключевых компетенций (языковой, коммуникативной, познавательной).
  • Воспитательные:
    • осознание важности письма в нашей жизни;
    • овладение нормами речевого этикета;
    • воспитание чувства ответственности, коллективизма при выполнении заданий в различных формах учебной деятельности.

Опережающее домашнее задание:

  1. Напишите письмо другу (близкому человеку).
  2. Возьмите интервью у своих близких на тему «Письма в нашей жизни».

Вопросы для интервью:

  1. Хранятся ли в вашем доме письма родных или близких? От кого эти письма?
  2. Чем дороги эти письма? (Почему мы их храним?)
  3. Нужны ли письма в наше время? (Мнение родителей, бабушек, дедушек).

Сценарий урока

1. Этап мотивации

На столах – письма из семейных архивов, письма, написанные учащимися, письма известных людей. Ученики до урока рассматривают эти письма.

Вступительное слово учителя на уроке.

Вопросы  учителя:

– Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу письма? Почему мы так ждём писем от родных и близких?
– У кого из вас хранятся дома письма родных?
Далее предоставляется слово ученикам, бравшим у близких интервью.  (См. вопросы  для интервью 1-2).
Обсуждение:
– Почему люди писали  письма? (Это было  единственное средство связи между людьми).
– А в наше время нужны письма?  Может быть, стоит отказаться от традиционных писем, ведь существуют более современные средства связи? (Мнения учащихся).
– А что думают по этому поводу  ваши родители, бабушки и дедушки?  (Вопрос 3 для интервью).
Далее учитель приводит данные социологического опроса, проведённого среди учащихся 6 класса.
70% уч-ся считает, что традиционные письма нужны в наше время.

30% уч-ся считает, что не нужны.
74% уч-ся написали письма от руки.
26% уч-ся  набрали текст на компьютере.

Подведение итогов 1 этапа урока

– Так всё-таки нужны современному человеку письма? (Нужны).

2. Этап целеполагания

Вопросы учителя:

– Вы к уроку писали письма. Какие трудности возникли у вас при написании письма?
– Почему возникли эти трудности?
– Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего урока. (Научиться писать письма).

3. Этап планирования и уточнения цели

– Что для этого необходимо?  (Необходимо выяснить, что такое письмо, какова структура (или композиция)  письма, языковые особенности ).
– Какие письма в вашем небольшом жизненном опыте встречаются чаще? С какими вы столкнулись, когда рассматривали семейные письма? (Личные).

Учитель сообщает, что именно  личным письмам будет уделено внимание на уроке.

– Каким будет наш конечный результат? (Письмо другу, или маме, или брату и т.п.)

4. Этап осмысления новых сведений и способов деятельности. Определение жанра

Задание уч-ся: перед вами письма известных людей. Прочитайте их, попробуйте сформулировать определение жанра письма.

Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно, было некогда. Теперь, вероятно, ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что того и гляди приеду к тебе… Пиши мне о своем здоровье и о здоровье детей, которых я целую и благословляю. Кланяюсь Наталье Ивановне. Тебя целую. На днях получишь письма  с посыльным. Прощай, мой милый друг.

А.С.Пушкин
Санкт-Петербург

Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что  ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…
Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я  недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я  это сознаю.

Письмо писателя Л.Андреева к матери

Мнения учащихся

Далее предлагается задание.

Внимательно прочитайте текст  греческого учёного Деметрия из книги « О стиле»:

«Письмо должно быть написано  тем же слогом, что и  диалоги. В письме, как и в диалоге, проявляется человеческий характер. Почти каждый из нас запечатлевает в письмах образ своей души».
Прав ли  древнегреческий философ Деметрий, утверждая, что письмо похоже на диалог? Аргументируйте свой ответ.
Чтобы зафиксировать то, что вы знаете о жанре письма, выберите подходящий для вас вариант и поработайте в парах (группах).
Заполните схему, отражающую суть письма, поставив вместо вопросов подходящие слова.  Модель схемы на слайде 1 (Приложение 1).

Результаты работы групп обсуждаются, фиксируются в тетрадях. (Лучшее определение + схема). Примерный образец заполнения  схемы см на слайде 2 (Приложение 1). (Учитель при необходимости помогает заполнить схему. Попутно ведётся работа с паронимами).

2. Выявление структурных особенностей жанра

– Вы хорошо справились с определением жанра письма. А как вы думаете, существуют ли какие-то правила построения письма (опирайтесь на письма, которые вы писали дома, и письма, которые хранятся в вашем домашнем архиве).
Определение композиционных элементов жанра.    
Фиксация на доске ответов учащихся, затем – слайд 3 (Приложение 1). (На слайде дано название только первой графы, вторая графа остаётся без названия, пока не дойдём до вывода детей о том, что необходимо проанализировать ещё и языковые особенности):

Композиция письма

 
  • Обращение  – приветствие.
  • Цель написания (причина, побудившая написать письмо).
  • Основная часть.
  • Вопросы и пожелания адресату.
  • Заключение (прощание, подпись, дата и место написания).
                                    

Учащимся предлагается сравнить их наблюдения за композицией личного письма с материалами слайда  и перенести таблицу в тетрадь, заполнив первую часть.

3. Выявление языковых особенностей личного письма.

Учитель: Вы определили, что такое письмо, нашли общие композиционные части в структуре личных писем. Наверное, можно садиться и писать. Теперь получится. Как вы считаете? (Учащиеся высказывают разные мнения, кто-то обязательно скажет, что не анализировали слова и выражения, которые принято употреблять в письмах).

Учитель: Действительно, мы не проанализировали языковые особенности личного письма. Поработайте с письмами, лежащими  у вас на столах. Заполните вторую графу нашей таблицы, запишите нужное напротив названия каждой композиционной части, сделайте выводы. (Работа в группах).  После выступления учащихся можно предложить на слайде 4 (Приложение 1) рекомендации специалистов по этому вопросу.

Композиция письма

Языковые особенности каждой части, клише

Обращение  – приветствие.

Цель написания (причина, побудившая написать письмо).

 

 

Основная часть.

Вопросы и пожелания адресату.

 

Заключение (прощание, подпись, дата и место написания).

Мои дорогие мама и папа!
Дорогая бабуля!
Здравствуй, Денис!
Получил (а) ваше письмо…
Давно не было писем…
Очень захотелось написать вам…

Расскажу  о нашей жизни…

Какие у вас новости?
Как здоровье бабушки?
Пишите  мне чаще.

До свидания!
До скорой встречи!
Обнимаю и целую.
Ваш сын Серёжа.
10 декабря 20104 года.
г. Пермь.

5. Этап отработки способов деятельности с новыми теоретическими сведениями на практике

– Мы с вами, оказывается, теперь очень много знаем о письмах. Давайте попробуем это друг другу рассказать, опираясь на наши записи и таблицы (рассказывают в парах). Молодцы, я думаю, вы готовы выступить в качестве экспертов-редакторов.

Редактирование писем

Учащимся предлагаются разные  тексты для редактирования. (Работа в группах). Ученики редактируют тексты, делают выводы, указывая на типичные ошибки.

Текст 1.

Здравствуй, бабушка!
Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мы купили с мамой три золотые рыбки.  В воскресенье ездили в лес с соседями за клюквой и в лес за грибами. Я нашла три подберёзовика и пятнадцать груздей.

До свидания, Лена.

Текст 2.

Привет, мой друг Денис!
Пишу тебе это письмо с целью узнать, как ты поживаешь? Чем в последнее время занимаешься? Нравится ли твоя жизнь у бабушки? Надеюсь, ты скоро приедешь, потому что все разъехались,  а мне одному  скучно.

С уважением от Вити, жду тебя. 

Текст 3.

Здравствуйте, уважаемые конструкторы!
Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтоб бензина ему надо было поменьше, а ездил бы он побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей. Если у вас останутся лишние, пришлите обратно.

С уважением – Дядя Федор.

Текст 4.

Привет, С.
Пишу тебе из дома 24 февраля сего года. Вот решил написать тебе.
У нас все как всегда. А как у вас?
Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы мы ездили на елку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.
Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего.
Ну, пока.

Текст 5.

Уважаемый друг Артём!
Я надеюсь, что это письмо дойдёт до Вас, Довожу до Вашего сведения, что на прошлой неделе я приехал с Чукотки .Там очень хорошо, много достопримечательностей. Больше не знаю, о чём писать. Надеюсь, у Вас  всё хорошо.

Ваш уважаемый друг Кирилл

Творческое задание

Заканчивая знакомство с личными письмами, я хотела бы вместе с вами посмотреть, что бывает, когда не соблюдают правила написания писем.
Далее ученикам предлагается посмотреть фрагмент из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (Приложение  2)  и ответить на вопросы:
– Из какого мультфильма этот фрагмент? Почему родители Дяди Фёдора так отреагировали на письмо? Кто ошибся и в чём?

6.  Заключительный этап урока

Подведение итогов:

– Какими  словами вы бы закончили наш урок письма?
– Должны ли современные средства вытеснять традиционные письма?
– Каким должно быть домашнее задание, чтобы закрепить всё изученное на уроке?

7. Домашнее задание (совпадает с этапом контроля знаний и способов деятельности с ними): используя новые знания, полученные на уроке, отредактируйте дома свои письма.