Математическая мозаика

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  • развитие и укрепление интереса к математике, повышение уровня их математической культуры расширение кругозора учащихся;
  • развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении;
  • воспитание любознательности, интереса к математике.

Оборудование:  компьютер; мультимедийный проектор, интерактивная доска (или экран), Презентация игры (выполнена Microsoft Power Point 2003), сигнальные таблички, таблички для названия команд (на столах).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

– Итак, наш праздник начинается! На него прибыли три команды.

Команда 9 классов – капитан ...
Команда 10 классов – капитан ...
Команда 11 классов – капитан ...

Соревнование оценивает наше уважаемое жюри в составе: …

Уважаемые участники и гости, объявляем о начале игры.

1 тур. Разминка

Вам предлагается решить задачи. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время решения – 30 секунд.

1. Саша Чернов сел делать домашнее задание и сидел за столом 2 часа. 20 минут он ковырял в носу и думал о мороженом. 10 минут  искал в ящике стола ластик, чтобы стереть с учебника географии  неприличную картинку, на рисование которой он затратил перед   этим 40 минут. Остальное время Саша спрягал французские    глаголы. Сколько глаголов проспрягал Саша, если на каждый  глагол у него ушло по 25 минут?  (2 глагола)

2.  Младенец Кузя орет, как резаный 5 часов в сутки и спит как  убитый  16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни  всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец  Кузя радуется жизни? (3 часа)

3. Коля мечтает о шоколадке, длина которой 2 метра, а ширина – 1  метр. Толя мечтает о шоколадке такой же длины, но втрое большей  площади. На сколько метров ширина шоколадки, о которой  мечтает Толя, длиннее её собственной длины.   (На 2 метра)

4. В ознаменование окончания учебного года каждый ученик сажает  около родимой школы дерево. Сколько деревьев уже посадил  перешедший, наконец, в седьмой класс Пупырышкин Паша, если  известно, что в первых четырех классах он сидел по 2 года, а в двух  следующих по 3 года?  (14 деревьев)

 5. Уходя на пенсию, строгая учительница подсчитала, что за долгие   годы самоотверженного труда она поставила своими ученикам   26172 двойки, 11583 тройки, 4884 четвёрки и 955 пятерок. Сколько  всего отметок поставила строгая учительница за годы   самоотверженного труда? (43594)

Каковы же результаты 1 тура?
Слово предоставляется жюри.

2 тур. Что? Где? Когда?

Уважаемые знатоки!
С вами играет юный физик  Антон Конструкторов из города  Самоучинск.
«Какое слово лишнее в следующем перечне: скорость, время, путь, площадь, метр, секунда?»
(Площадь)

Уважаемые знатоки!
К вам обращается Иван Умельцев житель деревни Косяковка.
«Помогите разрешить вопрос: на сковородке могут одновременно жариться 2 котлеты. Каждую котлету нужно обжарить с двух сторон,  при этом для обжаривания её с одной стороны требуется 2 минуты. За какое наименьшее время можно поджарить 3 котлеты».    (6 минут)

Внимание! Цветной конверт!

Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране этот предмет  был обнаружен при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.
В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник.
Изображение  изобретения очень талантливого юноши, который придумал гончарный круг, лежит в этом конверте.
Вопрос: Рисунок какого предмета  находится в цветном конверте? (Циркуль)

Уважаемые знатоки!
К вам обращается просто Вовчик, которому срочно необходима помощь по математике.
«Однажды в магазине мальчик купил 6 перьев, несколько тетрадей по 30 копеек и 3 карандаша. Продавец выписал чек на 2р. 20коп. – Вы ошиблись, – сказал ему мальчик, как только взглянул на чек. Продавец удивился, как мальчик, не подсчитав денег, заметил ошибку. Продавец проверил вычисления и оказалось, что мальчик прав. Вопрос: скажите, как мальчик догадался?» (Сумма кратна трем)

Уважаемые знатоки!
С вами играет Семён Олегович Радостин из села Солнечное.
«Вам, наверное, известна басня И. А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим»
Внимание, вопрос! Какое число встречается в этих строках и как оно переводилось у народов?» (1000 – тьма)

 Внимание! Цветной конверт!

Почти у каждого из вас есть эта замечательная весть. В древности её называли клепсиндры. Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменение, уменьшаясь в своих размерах, становясь унифицированной. В разное время в это внесли свою лепту Галелео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.
В начале 20 века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелиц знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ занялся наследственным бизнесом.  (Часы)

Уважаемое жюри, вам слово.

3 тур. «Проще простого»

Вам необходимо выбрать правильный ответ из предложенных и поднять табличку под соответствующим номером. Максимальное время 20 секунд.

Какая теорема в старину называлась теоремой невесты?

1. Теорема Ферма
2. Теорема Пифагора
3. Теорема Виета

«Конус» в переводе с греческого означает:

1. Сосновая шишка
2. Волчок
3. Вулкан

«Трапеция» с древнегреческого означает:

1. Столик
2. Парус
3. Лестница

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны, называется:

1. Биссектриса
2. Высота
3. Медиана

Кому принадлежат слова «Математика – царица наук, арифметика – царица математики»?

1. Блез Паскалю
2. Карлу Фридриху Гауссу
3. Леонардо Эйлеру

Какое слово по-гречески означает «натянутая тетива»?

1. Гипотенуза
2. Катет
3. Проекция

Масса полного бидона с молоком 7кг, а наполненного наполовину 4кг. Какова масса бидона?

1. 0,5кг
2. 1кг
3. 1,5кг

Угол в 2о рассматривают в лупу, дающую увеличение в 4 раза. Какой величины покажется угол?

1.8о
2.16о
3. 2о

Сколько нулей в записи числа, выражающего произведение всех натуральных чисел от 10 до 20?

1.3
2.2
3.4

Пока жюри подводит итог,  у нас музыкальная пауза. (Песня или танец)

Уважаемое жюри предоставляем вам слово.

4 тур «Чем больше, тем лучше»

Внимание, посмотрите на предметы  (проносятся на подносе)
Напишите название предметов используемых на уроках математики. (Участники записывают)

Игра со зрителями

Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Запасное)
Полторы трети километра – это сколько? (500 метров)
Сколько прямых можно провести между двумя точками? (Много)
Первая женщина математик в России? (С. Ковалевская)
По-древнегречески «мантанейн» – учиться, приобретать знания, назовите это слово по-русски. (Математика)

5 тур. Конкурс капитанов  «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»

За две минуты нужно ответить на большее число вопросов.

Отвечает капитан команды  9 классов

1. Сотая часть числа
2. Направленный отрезок
3. Вид графика
4. Изобретатель математического «решета»
5. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»
6. Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром
7. Сколько вершин у ромба
8. Равенство двух отношений
9. Сумма углов в треугольнике
10. Как называется уравнение вида
11. Чему равен корень квадратный из 225
12. Хорда, проходящая через центр окружности
13. Сторона треугольника, лежащая против угла 90?
14. Четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны.

Слово капитану 10 класса

1. Наименьшее трехзначное число
2. Прямоугольник с равными сторонами
3. Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых
4. Отрезок, соединяющий две вершины многоугольника, не прилегающих к одной стороне
5. Числа со знаком «минус»
6. Часть окружности
7. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве
8. Утверждение, не требующее доказательства
9. Сумма длин всех сторон многоугольника
10. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности
11. Какую часть часа составляет 15минут
12. Сумма противоположных чисел
13. Дробь, меньшая единицы
14. Первая производная от координаты по времени

Приглашаем капитана  11 класса

1. Луч, делящий угол пополам.
2. Результат деления
3. В обыкновенной дроби число, записанное над чертой.
4. Инструмент для измерения углов на плоскости.
5. Угол в 180о.
6. Треугольник, у которого две стороны равны.
7. Треугольник со сторонами 3, 4 и 5.
8. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи числа.
9. Непересекающиеся прямые (на плоскости)
10. График линейной функции.
11. Большая сторона прямоугольного треугольника.
12. Единица измерения угла.
13. Отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника.
14. Любое число в нулевой степени.

Пока жюри подводит итоги 4-5 туров и игры в целом, поиграем со зрителями.

Игра со зрителями

1. Каждая область знаний – физика, химия, биология, лингвистика –  имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и    взаимосвязи объектов. Как называется связь в математике? (Функция)
2. Что легче: пуд ваты или пуд железа? (Одинаковые)
3. Она же в математике, она же в спорте? (Трапеция)
4. Многие термины, которые используются в школьном курсе    математики, имеют греческое или латинское происхождение, Что   означает в переводе с греческого языка математический термин    «хорда»? (Струна)

Для  объявления итогов слово предоставляется жюри.

(Награждение победителей среди команд)

Вот закончился век
И другой продолжается век
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.

Этими словами мы хотим завершить наш праздник.
Спасибо всем! До новых встреч!