Внеклассное мероприятие «Математика в нашей жизни». 5–7-й класс

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Оборудование: компьютер, проектор, буклеты, бумажная кукла с вариантами одежды, цветные бумажные квадраты для оригами.

Цель: повысить интерес школьников к изучению предметам, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.

Ход мероприятия

Приложение 1

Учитель: Мы снова собрались с вами здесь, на заседание Научного общества “Олимп”. Сегодня оно посвящено математике. Математику принято считать дисциплиной сухой и оторванной от реального мира, а уроки математики - трудными и скучными. Есть мнение, что Математика замучила детей. Что она – занудная наука, под ее дурным влиянием черствеют юные поэтические души, хиреет высокое искусство, она проповедует расчетливость.

Ученый-математик Алексей Иванович Маркушевич утверждал:

“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели”.

И, сегодня, я вам предлагаю выяснить, нужна ли нам математика?

Наше заседание будет проходить в виде устного журнала.

1. Математика и литература. Первая страница журнала посвящена сотрудничеству литературы и математики. Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни.

А) Слово предоставляется В. Арине.

Когда я научилась читать, я прочитала сказку “Про козленка, который умел считать до десяти” Прёйсена Альфа.

 Жил-был маленький Козлёнок, который научился считать до десяти. Как-то раз подошёл он к озерцу и вдруг увидел своё отражение в воде. Он остановился как вкопанный и долго разглядывал самого себя. – Раз! – сказал Козлёнок.

Это услышал Телёнок, который гулял поблизости и щипал травку.

- Что это ты делаешь? – спросил Телёнок.
- Я сосчитал сам себя, – ответил  Козлёнок. 

- Хочешь, я и тебя сосчитаю? Теленок испугался, а козленок начал считать: 

- Я – это раз, ты – это два. Один, два!

 Телёнок пожаловался маме Корове. Но когда подбежала Корова. Теленок опять всех посчитал.

Когда Корова это поняла, она очень рассердилась и с Телёнком бросились на Козлёнка. Тот страшно перепугался, подскочил как ужаленный и помчался вприпрыжку по лужайке. А за ним – Корова с Телёнком.

Неподалёку гулял Бык. Он взрывал своими острыми рогами землю и подбрасывал кверху кустики травы. Увидев Козлёнка, Телёнка и Корову, Бык поинтересовался. что случилось.

- Почему вы гонитесь за этим куцехвостым малышом? – пробасил Бык.

- А он нас считает! – заревел Телёнок.

- Один – это я, два – это Телёнок, три – это Корова, четыре – это Бык. Один, два, три, четыре! – сказал Козлёнок.

- Ой, теперь он и тебя сосчитал! – заскулил Телёнок.

- Ну, это ему даром не пройдёт, – проревел Бык и вместе с другими бросился в погоню за Козлёнком.

Они выбежали на широкую пыльную дорогу и понеслись вскачь. А в это время по обочине дороги неторопливо прохаживался Конь и жевал траву.

 Услышав топот и увидев, как пыль летит столбом, он ещё издали закричал:

- Что это за спешка?

- Мы гонимся за Козлёнком, – ответила Корова, задыхаясь от быстрого бега.

- Он нас считает, – заныл Телёнок.

- А как же он это делает? – спросил Конь, увязываясь за остальными.

Й козленок снова всех посчитал.

Счет Коню не понравился, и он тоже погнался за Козлёнком.

Ну а что было дальше, мы посмотрим в мультфильме.

Вот так умение считать, спасло команду животных.

Продолжаем общение с литературными героями, и слушаем Вику.

Б) А я переделала сказку “Колобок” на математический лад. Вот что у меня получилось.

Жил-был старик со старухой. Просит старик: “Испеки, старуха, Колобок”.

- “Из чего печь-то? Муки нету!”.

- “Э, эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети. Авось муки и наберется”.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусекам помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошко простудить. Колобок полежал- полежал да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем.

- Не ешь меня, косой Зайчик! Хочешь, я тебе таблицу умножения на 8 расскажу?

Заяц плохо учился в лесной школе и очень удивился, как Колобок отчеканил таблицу умножения на 8. А Колобок покатился, распевая песню:

Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл.
От тебя, зайца, не хитро уйти!

 И покатился себе дальше; только заяц его и видел! Катится Колобок дальше, а навстречу ему Волк:

- Колобок, колобок! Я тебя съем.

- Не ешь меня, серой волк! У тебя в Лесной школе все хорошо? Хочешь, за тебя задачку по математике решу?

Волк обрадовался. У него с математикой были большие проблемы. Достал Волк тетрадь из сумки и стал читать задание Зайцу:

- Белка нашла 10 белых грибов. А ее бельчонок на 7 меньше. Сколько грибов собрала семья белок?

Колобок быстро посчитал. Получилось у него13 грибов. Волк был так рад, что и забыл об обещании съесть Колобка.

И покатился  Колобок дальше, только Волк его и видел!.. Катится Колобок, а навстречу ему медведь:

- Колобок, Колобок! Я тебя съем”.

- Где тебе, косолапому, съесть меня! Ты же уравнение не решил! Хочешь, я тебе его решу? Медведь обрадовался, достал дощечку с написанным уравнением. Колобок быстро его решил:

(х-87) – 27 = 36

(х-87) = 27 + 36
 (х-87) = 63

х = 87+63

х= 150

Ответ: 150.

Записал ответ и опять укатился: только Медведь его и видел!.. 

Катится-катится Колобок дальше, а навстречу ему Лиса.

- Здравствуй, Колобок! – говорит. – Какой ты хорошенький!

А Колобок  обрадовался, что его хвалят, и стал рассказывать таблицу умножения. Рассказал Лисе таблицу умножения на 2 и 3, потом на 4 и 5.

- Спасибо, Колобок! Какой ты молодец! - сказала Лиса.

- Я ещё бы послушала!  Да я с Волком обещала встретиться. Прощай!

А Колобок покатился дальше, решил он опять к дедушке с бабушкой вернуться.  Спасибо за внимание!

2. Оригами в математике. Ребята, а что вы знаете об оригами?.. Я думаю, что оригами - это творчество, искусство. И вторая страница журнала будет посвящена оригами.

Краткую историю развития оригами расскажет нам Митрофанова В.

Существует множество версий развития оригами. Можно сказать наверняка – оно развивалось в Японии. Однако независимые традиции складывания из бумаги существовали в Китае, Корее, Германии и Испании. Оригами стало значительной частью японских церемоний. Самураи обменивались подарками, украшенные символами удачи, сложенных из бумаги и лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб и представляли жениха и невесту. В 1960-х искусство оригами стало распространяться по всему миру и стало международным искусством.

Основой оригами является квадрат. Долгое время люди пытались выбрать подходящую фигуру, для сложения оригами. У этой фигуры должны были быть все стороны равны, диагонали равны, и углы тоже равны. Таким образом ,квадрат оказался наиболее подходящей фигурой, которой пользуются уже многие тысячелетия.

Второй из самых распространённых фигур оригами является треугольник. Из треугольников делают различные мордочки, ушки, ротики и хвостики.

Давайте сложим оригами. Самой простой и распространённой оригами считается мордочка собачки. Её мы и попробуем сложить.(Складываем)

3. Математика и комбинаторика. (Варианты одежды).

Учитель. Умение фантазировать, чертить, складывать, кроить, рассчитывать необходимо при пошиве моделей одежды. Прежде чем сшить одежду, модельер делает эскизы, выкройки. А когда это все сшито, перед нами стоит вопрос: Что одеть? И вот в выборе вариантов одежды нам может помочь комбинаторика. И сейчас мы открываем третью страницу нашего журнала.

А слово мы предоставим Анастасии А..

Комбинаторика - это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Основы комбинаторики очень важны для оценки вероятностей случайных событий, они позволяют подсчитать принципиально возможное количество различных вариантов развития событий.

Рассмотрим пример, который часто возникает у нас, у девочек.

Вы собираетесь на отдых. Собираете чемодан, надо много всего положить и возникает проблема, что лучше взять три платья или что-то другое. И тут вам поможет комбинаторика. (Показываем на кукле). Если вы берете три платья, то у нас получается три варианта одежды. А вот если вы возьмете три юбки разного цвета и три блузки, то количество вариантов разнообразить свой гардероб у вас увеличится.

С первой юбкой вы сможете одеть три блузки. Получаем 3 варианта выхода. Столько же со второй, и три варианта - с третьей. Вы получаете 9 вариантов одежды. То есть, 9 дней вы будем выходить на прогулку в разных нарядах. А место в чемодане три блузки и 3 юбки займут не больше, чем три платья.. Ну, а если в вашем чемодане будет место для нескольких вариантов обуви, для шляпок и украшений, то вариантов выхода у вас будет еще больше.

И это все - комбинаторика. Давайте с ней дружить.

4. Физминутка.

Учитель: А сейчас закройте глаза и представьте, что вы ходите по берегу южного моря. Медленно ступаете на песок, местами вам встречаются мелкие камни, ракушки. Недалеко от вас плещется теплое море. У вас приятные ощущения…. Вы хорошо отдохнули.

И снова возвращаемся домой, в Нововолковскую школу.

Ребята, а теперь посмотрите по углам над доской, нет ли там паучков? Нет? Наверно, им пока холодно и они прячутся от нас. А сколько лапок помогают пауку перемещаться? Молодцы.

5. Математика и биология.

Учитель.Наш Никита увлекается биологией, он выяснял сколько же лапок у жучков, какое количество лепестков у разных цветов. В результате получился проект по теме: “Статистика и биология”. Ему мы и предоставим слово.

Открываем четвертую страницу нашего журнала.

6. Мозговой математический штурм.

Учитель. Предлагаю вам блиц-опрос.

1. Прибор для построения окружности.

2. Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолёте синего? (В самолете нет стоп-крана)

3. Отрезок, соединяющий две точки окружности?

4. Наименьшее натуральное число?

5. Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли?

6. Сколько горошин может войти в стакан?

7. Прибор для измерения и построения углов?

8. На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве?

9. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось?

10. Чему равен угол в квадрате?

11. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько км пробежала каждая лошадь?

12. Масса петуха на двух ногах – 2 кг. Какова его масса, если он будет стоять на одной ноге?

7. Математика в проекте о числе 7.

Учитель. Следующая страница нашего журнала посвящена числу 7.

8. Веселая математика.

Учитель. Говорят, что математика очень серьезная наука, но иногда и она любит пошутить

А) Математическая шутка про каникулы.

Дарья: Я докажу, что в течение целого года нам почти некогда учиться. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайней мере, еще 10 других дней отдыха. Поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня.

Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, отнимаем 182 дня.

Остается всего 21 день. Да и учимся мы не весь день. Многому ли тут можно научиться?

Б) Учитель. Пройдет немного времени и на стальных магистралях нашей Родины будут курсировать электровозы, управляемые не машинистами, а автоматическими устройствами - “электронным мозгом" компьютера. Именно нам придется иметь дело со сложной техникой. А для того, чтобы овладеть ею, нужна математика. А иначе может случиться так, как в стихотворении "Три десятых".

Это кто
Из портфеля
Швыряет в досаде
Ненавистный задачник,
Пенал и тетради
И сует свой дневник,
Не краснея при этом,
Под дубовый буфет,
Чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста:
Костя Жигалин.
Жертва вечных придирок, –
Он снова провален

И шипит,
На растрепанный
Глядя задачник:
– Просто мне не везет!
Просто я неудачник!..

В чем причина
Обиды его и досады?
Что ответ не сошелся
Лишь на три десятых!
И к нему, безусловно,
Придирается
Строгая
Марья Петровна.
Три десятых...
Скажи про такую ошибку
И, пожалуй, на лицах
Увидишь улыбку.
Три десятых...
И все же об этой ошибке
Я прошу вас
Послушать меня
Без улыбки...

Если б, строя ваш дом,
Тот, в котором живете,
Архитектор
Немножко
Ошибся
В расчете, –
Что б случилось,

Ты знаешь ли,
Костя Жигалин?
Этот дом
Превратился бы
В груду развалин!

Ты вступаешь на мост.
Он надежен и прочен.
А не будь инженер
В чертежах своих точен,
Ты бы, Костя,
Свалившись
В холодную реку,
Не сказал бы спасибо
Тому человеку!

Вот турбина.
В ней вал
Токарями
Расточен.
Если б токарь
В работе
Не очень был точен,
Совершилось бы, Костя,
Большое несчастье:
Разнесло бы турбину
На мелкие части!

Три десятых –
И стены
Возводятся
Косо.
Три десятых –
И рухнут
Вагоны
С откоса.
Ошибись
Только на три десятых
Аптека, –
Станет ядом лекарство,
Убьет человека!

Мы громили и гнали
Фашистскую банду.
Твой отец подавал
Батарее команду.
Ошибись он при этом
Хоть на три десятых, –
Не настигли б снаряды
Фашистов проклятых.

Ты подумай об этом,
Мой друг, хладнокровно,
И скажи –
Не права ль была
Марья Петровна?
Если честно
Подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать
Дневнику под буфетом!

9. Буклет.

Учитель. В этих буклетах в кратком изложении напечатан материал нашего заседания. После работы с ним, буклет вы оставите себе. Приложение 2.

А) Выбрать понравившееся высказывание о математике и записать его в буклет.

Умственный труд на уроках математики - пробный камень мышления. В.А. Сухомлинский 

Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. А.П. Конфорович 

Математика - самая надежная форма пророчества. В. Швебель 

Математика - это искусство называть разные вещи одним и тем же именем. А. Пуанкаре 

Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется. И. Гете

 Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным. Б. Паскаль

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.  М.В. Ломоносов 

Математика – царица наук, арифметика – царица математики. К.Ф. Гаусс

Зачитать высказывание

Б) Напишите синквейн о математике.

В) Зачитать синквейн (3-4 чел.)

Так нужна ли нам математика?

Итог.

Учитель. Вам предстоит еще много узнать и многому научиться по математике и по другим предметам. И как говорится в народе - “Век живи, век учись”. Вот на этой оптимистической ноте мы заканчиваем наше мероприятие.

Спасибо за внимание.

Приложение 3