Психолого-логопедическое занятие с учащимися начальных классов «Путешествие в страну букв и звуков»

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


Цели и задачи: закреплять навыки языкового анализа и синтеза; развивать фонематическое восприятие; формировать грамматически правильную речь, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, вербально-логическое мышление, слуховую память, воображение; закреплять знания о временных отношениях.

Оборудование: следы из бумаги, корректурные пробы для игры “Веселые шифровки”, лист с ребусами формата А3 для игры “Разгадай ребусы”, цветные таблицы со словами для игры “Загадки времен года”, листы, карандаши, ручки.

Ход занятия

Организационный момент

Психолог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, а путешествие. Нам предстоит пройти сложный путь. И путь наш будет лежать через страну “Драконию”, волшебный зимний лес. Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться. Какие драконы бывают? … (дети отвечают). Мы должны пройти через страну “Драконию” незаметно, и для этого я вас превращу в драконов. Выбирайте, каким драконом вы будете?Для того чтобы быть похожими для драконов, изучим их повадки. Представим, как дракон спит, теперь дракон просыпается, умывается, летает, осматривая свои владения. Молодцы, я вас превращаю обратно в детей.

И так, мы оказались в волшебном лесу! Встаньте в круг. Закроем глаза и представим, что мы с вами в волшебном лесу.

Основная часть

1. Психогимнастика

Психолог: В нашем лесу очень холодно. Давайте разожжем костер. Собирайте хворост, сухие листья. Но этого мало! Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло наших сердец, горячие улыбки. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка, и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку моему соседу. Когда тепло снова коснется моей руки, костер вспыхнет ярким пламенем. Поднимем руки вверх и подойдем ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, какое горячее пламя? Вы согрелись?

Звучит волшебная музыка.

Психолог: Ребята, смотрите, кто встретился нам на пути!

Логопед: Здравствуйте, ребята, я фея из волшебной страны. Хотите узнать, как она называется и попасть в нее? Для этого придется преодолеть несколько испытаний. На вашем пути будут стоять двери, открыв которые, вы сможете продвинуться дальше, пока не окажетесь у самой главной из них. За каждое правильно выполненное задание вы получите волшебный ключ, который поможет открыть дверь в мою страну.

2. Развитие фонематического восприятия. Игра “Веселые повторялки”

Логопед: Перед вами болото. Передвигаться по нему нужно, шагая друг за другом след в след и точно повторяя за мной слоги:

па-ба-па ша-жа-жа

ту-ду-ду вы-вы-фы

го-ко-го за-жа-за

са-са-за ча-ща-ща

Логопед: Молодцы, ребята! (Вручение ключа).

3. Развитие внимания. Игра “Веселые шифровки”.

Психолог: Ребята, перед вами следующее испытание, которое называется “Веселые шифровки”. Попробуем их раскодировать. Задание выполняем по очереди, каждому по одной строчке. Время на каждую строчку примерно 10 сек. Шифровки на доске.

Молодцы, ребята! (Вручение ключа)

4. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Игра “Разгадай ребусы”

Логопед: Ребята, а вы умеете разгадывать ребусы? (На столе лежат картинки с ребусами) По первым звукам прочтите русскую пословицу (Птица сильна крыльями, а человек дружбой.). Чему нас учит эта мудрость?

Молодцы, ребята! (Вручение ключа)

5. Развитие внимания и памяти. Игра “Запомни и продолжи слова”

Психолог: Ребята, каждый из вас про себя загадает слово, связанное с этим временем года. Первый участник говорит свое слово, второй повторяет это слово и называет свое, третий участник повторяет слово первого, второго и называет свое… Понятно задание?

Вручение ключа.

6. Развитие зрительного восприятия. Игра “Загадки времен года”

Логопед: Ребята, вспомните очередность цветовой гаммы радуги и прочитайте слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места, поэтому вам необходимо найти место каждого слова в предложении. После чего записать его на доске.

О каком времени года идет речь?

Молодцы, ребята! (Вручение ключа)

7. Развитие вербально-логического мышления. Игра “Пятый лишний”

Психолог: Ребята, а вот следующее испытание для вас. Я буду называть слова, а вы должны исключить слово, которое не подходит к остальным, и объяснить, почему оно лишнее.

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Река, озеро, море, мост, пруд.

Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.

Стол, кресло, ковер, кровать, табурет.

Тополь, береза, сирень, липа, осина.

Вручение ключа.

8. Формирование образа слова. Игра “Угадай слово”

Логопед: Ребята, вот вы и добрались до самой главной двери, открыв ее, вы сможете узнать название волшебной страны и побывать в ней.

На доске написано слово З _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Я. (Звукобукволяндия)

Называйте буквы, которые, как вы считаете, есть в этом слове. Если сможете разгадать это слово за шесть верных попыток, то прочитаете название моей волшебной страны, получите заветный ключ от главной двери, за которой вас ждут призы. Вперед!

Вам понравилось наше путешествие?

Итог занятия

Логопед и психолог: На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

Список используемой литературы

1. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. “Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом”, СПб.: Питер, 2009.

2. Практикум по психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 349 с. – (Психологический практикум).

3. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога./ Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. – Питер, 2009. – 144 с.: ил. – (Серия “Вы и ваш ребёнок”).

4. Учимся, играя: Методическое пособие. / Шмаков С.А. – М.: ЦГЛ, 2004, - 128 с.

5. Развивающие занятия для детей 8 – 10 лет. Речь, мышление, память, внимание / Л.В. Мищенкова; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль, Академия развития;

6. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста/ А.В. Сунцова, С.В.Курдюкова.-М.: Эксмо, 2010. – 64 с.: ил. – (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).

7. Развиваем мышление: игры, упражнения, советы специалиста/ Ж.М. Глозман, С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.: ил. – (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).

8. Развиваем внимание: игры, упражнения, советы специалиста/ А.В. Сунцова, С.В.Курдюкова. -М.: Эксмо, 2010. – 64 с.: ил. – (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).

9. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко/ А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.: ил. – (Учиться? Легко! Советы нейропсихолога).

10. Яворская О. Н. "Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет)". -СПб.: КАРО, 2007.