Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки (из опыта работы)

Разделы: Музыка


Музыка - могучий источник мысли.
Развивая чуткость ребенка к музыке,
мы облагораживаем его мысли, стремления.
Музыка является могучим средством
духовно-нравственного воспитания.
В. А Сухомлинский

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, не на обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на раскрытие эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

В требованиях к содержанию и результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования говорится следующее: “В задачи уроков музыки входит продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становится основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников. Воспитание способности активно сопереживать -важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.”

Своими главными задачами по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках музыки я как учитель определила следующее:

- изучить с учащимися лучшие образцы отечественного и зарубежного музыкального искусства;

- раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.

В своей работе я использую УМК (учебно-методические комплекты) "Музыка" для учащихся 1-4х классов начальной школы и 5-7х классов среднего звена школы, под редакцией Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. УМК по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию на компакт-дисках для учителя. Также мною разработана рабочая программа по музыке для 1-4-х и 5-9-х классов. Считаю, что на уроках в начальной школе происходит первоначальное раскрытие наиболее важных для формирования ребенка "вечных тем" - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества. Как средство обучения использую в работе интеграцию с такими школьными предметами, как литература, история, изобразительное искусство. Интегрированное обучение позволяет детям получить целостное представление об окружающем мире.

Духовно - нравственное развитие в программе по музыке для 1-4-х классов включает четыре раздела тем - "Россия - Родина моя", "День, полный событий", "О России петь, что стремиться в храм", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" Думаю, что именно возвращение к родным истокам, "погружение" в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.

Остановлюсь на разделах программы: Раздел "День, полный событий". Задача раздела - раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно - образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.

"О России петь -  что стремиться в храм" - этот раздел назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения "Запевка". Он посвящен постепенному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.

"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать "темой", так велико ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела. Я говорю сейчас о духовной музыке.

Радует, что в последнее время, возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Так слушая фортепианные пьесы "Утренняя молитва" и "В церкви" П. Чайковского из "Детского альбома", дети воспринимают интонационно - образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.

В 1 классе после прослушивания фрагмента из 1 - ой части концертной симфонии для арфы с оркестром композитора Валерия Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть стареньких, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души - сострадание, сопереживание очень важно сохранить.

Обращаемся в 3 классе, затем в 5 классе к "Сикстинской Мадонне" Рафаэля и "Аве, Мария" Шуберта. Рассматривая картины Рафаэля, Васнецова, иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство, и в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем.

При слушании "Вокализа" Рахманинова в 4 классе, а потом в 5 классе говорим, что этот вокализ часто называют музыкой покаяния, и поэтому его можно связать с музыкой духовной. Покаяние необходимо и возможно и для нас с вами. Хотя бы через музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она наполнена? Одновременно с этим даю задание найти стихи, созвучные настроению "Вокализа". Оглашаю приблизительный перечень поэтов: Бунин, Тютчев, Лермонтов, Пушкин, Есенин. Читаем стихи подготовленные детьми, а я читаю Лермонтова "Молитву":

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

После чтения стихов звучит "Свете тихий" Киевского распева, где потом поясняю, что это молитва вечерней службы. В ней Господь именуется тихим светом, ибо пришел на землю не в полной божественной славе, а тихим светом этой славы, как истина, которая приходит тихо, как тихо и спокойно смотрят на нас лики святых с икон. Рассматриваем с ребятами репродукции икон. "Истина приходит тихо! А нам нужно стараться не пропустить ее, и раскрывать ей свою душу". Хочу подчеркнуть, что когда звучит такая музыка, говорит само искусство, и любое лишнее слово или вопрос выпадают из "контекста" духовной направленности, поэтому все звучит, совсем не поучая, без лишних слов, без разборов.

Говоря о Рождестве, отмечаю, что каждая семья и каждый человек отмечает Рождество по-своему. Для одних это торжественный религиозный праздник, для других - возможность приятно провести время в компании близких им людей. Для многих приближение Рождества означает, что пришло время покупать подарки, еду, напитки, и кто осмелится сказать, что это противоречит сути праздника? Однако, прежде всего Рождество - это праздник души, и мы чувствуем это при виде мерцающих в темноте свечей и звучащей музыке - рождественской музыке, которая несет с собой радость и веселье. Она обладает способностью создавать праздничное настроение: звенят ли церковные колокола или звучит трогательная пьеса, раскрывающая рождественскую историю. Слушаем "Тихую ночь" Франца Грубера на слова Джозефа Мора, викария церкви Святого Николаса.

Рассказываю ребятам об одном из самых трогательных событий в истории рождественской музыки, которое произошло в ночь накануне Рождества в 1914 году, во время Первой Мировой войны. Немецкие солдаты перестали стрелять из своих пушек и начали петь рождественские песни, британские войска вышли из траншей, и обе армии отправились на нейтральную территорию, где они всю ночь напролет пели рождественские гимны, забыв о военных действиях.

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспоминаем в 5 классе песню "Вечерний звон", рассматриваем репродукцию картины "Вечерний звон" И.Левитана. Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем - то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Читаю строки А. Толстого из “Благовеста”: “И сердце радостно дрожит и тает, пока звон благостный не замирает.” Потом читаем отрывок из книги Н Бажанова “Рахманинов” и определяем какое впечатление произвели "четыре ноты, вызванивавшиеся большими колоколами Новгородского Софийского собора" на маленького Сережу Рахманинова - "четыре серебряные плачущие ноты", которые потом выразились в фортепианной сюите "Слезы". А затем слушаем "Светлый праздник" Рахманинова и дети узнают, что в первую неделю после Пасхи — Светлую, в храмах открыты колокольни и, каждый, особенно ребенок, может подняться туда и звонить в колокола. И мне всегда приятно становится на душе, когда дети делятся своими впечатлениями об услышанном ими самими колокольном звоне.

Работая с подростками, которые растут с обилием музыки повсюду, вплоть до мобильных телефонов, понимаю, что обязана стать умным провожатым в сложный и многогранный мир искусства. И здесь ищу новые пути восприятия музыки. В творческих тетрадях из УМК “Музыка” находим изображение музыки с помощью компьютера, отображающего колебания силы звука, символы инструментов, ребята с интересом включаются в "работу" - слушая и соотнося прослушанную музыку с "графиком времени". Так мы узнаём, что Увертюра "1812 год" П. Чайковского была написана по заказу к 70-летию Бородинского сражения и ее премьера приурочена была к открытию нового храма Христа Спасителя, а затем после прослушивания выясняем, что она похожа на молитву по душам 45 тысяч русских солдат, погибших в Бородинском сражении.

В 7 классе мы знакомимся с “Высокой мессой” И.С. Баха. Ребята говорят об идее вечности, возвышенности, благородства. Музыка побуждает задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - смысле существования человека на земле, о главном - о душе, о высшем предназначении человека. Хочу зачитать выдержки из сочинений учащихся 7 класса на тему: "Мои размышления о духовной музыке".

“Слушая духовную музыку испытываешь чувство удовлетворения. Музыка пронизывает тебя до самой глубины души” (Баева Катя).

“Слушая духовную музыку, я чувствую, что внутри меня что-то горит, на коже появляются мурашки, и чувства будто переполняют меня.” (Стукало Настя)

“Такая музыка позволяет уединиться, остаться наедине с самим собой, поразмышлять о смысле жизни.” (Пинчугова Настя)

Подводя итог своего выступления хочу ещё раз сказать, что начинать духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка надо как можно раньше. С момента рождения дети подвергаются самым разнообразным влияниям. Домашний уклад, разговоры старших, простые детские песенки, которые ребенок слушает или поет на коленях у матери, телевизионные передачи — все это важные факторы, воздействующие на ум и чувства ребенка с самого раннего возраста. Было бы очень хорошо, если бы все учащиеся воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому в школе на уроках музыки мы можем предоставить всем детям равные возможности для изучения музыкального искусства, которое обогатит их разум и душу.