Семинар с элементами тренинга «Родом из детства»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель семинара: осознание и проработка воспитателями своих детских переживаний и убеждений; получение доступа к внутренним ресурсам детства и их позитивная реализация.

Задачи:

- исследовать своё детство;

- оживить детские воспоминания;

- осознать и переработать свои детские впечатления, переживания;

- увидеть свои истинные, глубинные желания и потребности;

- повысить свою самооценку;

- воссоединиться со своей интуитивной, спонтанной частью;

- раскрыть свой творческий потенциал и яркость восприятия мира;

- глубже понимать детей и бережнее к ним относиться.

Материалы:

  1. Бумага и карандаши каждому участнику семинара.
  2. Два – три кресла для релаксации (с гранулами).

Вводная часть

1. Знакомство

Каждый участник называет себя таким именем, каким его называли в детстве (ласковое имя).

2. Упражнение “Самый грустный и самый радостный день моего детства”

Цель: оживить детские воспоминания.

Инструкция: “Вспомните самый грустный и самый радостный день вашего детства”.

Участники семинара по очереди говорят о своих воспоминаниях.

Основная часть

1. Упражнение “Назови меня ласково, как в детстве”

Цель: активизировать детские переживания.

Ход упражнения. Участники семинара делятся на две - три подгруппы (5-6 человек в подгруппе). Каждая подгруппа встает в круг, и один из участников встает в центре круга. Те, кто стоит в кругу, дотрагиваются ладонями до участника в центре круга и начинают тихонько раскачивать его, при этом называя ласковым именем из детства (в течение 2 мин). Затем эта процедура происходит с каждым из участников мини-группы. В конце все группы садятся в общий круг, и происходит общее обсуждение упражнения (рефлексия).

2. Упражнение “Почувствуй себя любимым” [1]

Цели: осознать и понять свои истинные, глубинные желания и потребности, повысить свою самооценку.

Инструкция:Маленький ребенок не может натворить зла: он еще не знает о добре и зле. Он хочет только быть защищенным, ухоженным и сытым, хочет чувствовать себя любимым. Сколько лет должно быть ребенку, чтобы он уже мог сделать что-то плохое? И когда мы вырастаем и даже когда становимся взрослыми, в нас остается нечто от невинного, достойного любви ребенка, которым мы были в начале своей жизни. Я хотела бы, чтобы вы об этом помнили.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вздохните...

Представь себе, что ты — маленький ребенок, которому всего несколько месяцев; ты лежишь в своей детской кроватке... Ты еще не умеешь ни говорить, ни ползать. Мама и папа, твои братья и сестры должны о тебе заботиться; они дают тебе все, в чем ты нуждаешься... Ты слышишь их голоса, они звучат ласково... Ты чувствуешь, что они очень рады малышу, недавно пришедшему к ним в мир...

Ты ощущаешь тепло их рук, когда они тебя нежно гладят или держат, и ты улыбаешься — потому что чувствуешь себя под их надежной защитой. А когда ты голоден, ты кричишь громким голосом, напоминая, что тебя надо покормить.

Почувствуй и запомни, что ты ощущаешь, когда ты такая маленькая. Какие слова тебе бы хотелось услышать от взрослых?

Когда вы будете готовы, попрощайтесь с образом себя маленькой. Сделайте глубокий вдох, потянитесь и откройте глаза.

Теперь нарисуйте, пожалуйста, себя маленьким ребенком, который еще не может сделать ничего дурного и который заслуживает любви. Возьмите карандаши и нарисуйте картину разными цветами. Нарисуйте красивую надежную обстановку, кроватку и детский манеж; место, в котором вы находитесь, обозначь золотым светом, который защищает вас.

Когда закончите рисовать на отдельном листе, запишите, какие слова вам бы хотелось услышать от взрослых, когда вы представляли себя малышом” [1].

Разойдитесь по парам и покажите друг другу свои рисунки... А теперь один из вас держит свой рисунок и представляет себе, что он — тот маленький ребенок, который там лежит, а другой медленно читает те слова и предложения, которые “хотелось бы услышать от взрослых” первому участнику упражнения. Затем вы меняетесь ролями...

Рефлексия в общем кругу. Какие из высказываний вы воспринимали с легкостью, а какие, возможно, было тяжело слушать?

3. Упражнение “Колыбель”

Цель: активизировать детские переживания; дать участникам возможность расслабиться, снять психоэмоциональное напряжение.

Ход упражнения. Участники семинара делятся на две - три подгруппы (5-6 человек в подгруппе). Один из участников садится в кресло для релаксации (с гранулами), закрывает глаза, может свернуться калачиком. Все остальные члены подгруппы в течение нескольких минут его “укачивают”, нежно поглаживая и называя ласковым именем из детства.

Рефлексия в общем кругу. Как вы ощущали себя в роли маленького ребенка? Какие чувства испытывали?

4. Игра Аплодисменты по кругу [1]

Цель: повышение самооценки воспитателей; создание в коллективе позитивной атмосферы.

Инструкция: “Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас очень хороший коллектив, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из участников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче” [1].

Заключительная часть

1. Упражнение “Декларация моей самоценности”[2]

Инструкция: “Сейчас я прочитаю вам, так называемую, Декларацию моей самоценности”, которая была принята Международной ассоциацией гуманистической психологии. Это своеобразный гимн самому себе. Прошу вас внимательно слушать и высказать свое мнение об этом.

“Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что это не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я — это Я, и Я — это замечательно!” [2]

(Из книги В. Сатир “Как строить себя и свою семью”)

Рефлексия в общем кругу. Обсуждение декларации.

В заключении ведущий каждому из участника раздает текст “Декларации моей самоценности”.

2. Рефлексия чувств.

Участники высказываются по кругу, с какими чувствами заканчивают семинар.

Литература

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис, 2010.
  2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика-пресс, 1992.