Технология критериального оценивания на уроках химии (из опыта работы)

Разделы: Химия


В культурном багаже российского общества накоплено немало устойчивых стереотипов, связанных со школьными отметками. Многие десятилетия основой оценивания служит простая и понятная схема, оперирующая четырьмя основными баллами от “пяти” до “двух”, каждый из которых ясно и доходчиво выражает отношение учителя к выполненной учеником работе, его способностям либо прилежанию.

Попытки преобразования системы оценивания предпринимались, предпринимаются и, по всей видимости, будут предприниматься, поскольку она занимает ключевые позиции в образовании, служа основным средством информирования всех участников образовательного процесса о его успешности или неуспешности.

Основным подходом к оцениванию на протяжении многих десятилетий был нормативный, когда достижения учащихся сравнивались с нормой, то есть показателями большинства учащихся, прошедших обучение. В последнее время в мировой педагогике этот подход все более вытесняется критериальным, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определяемым не результатами обучения, а учебными целями процесса обучения. На практике нормативный подход, чаще всего, осуществляется как сравнение учащихся между собой, а критериальный – как сравнение каждого из учащихся с эталоном.

Использование критериального подхода к оцениванию позволяет также привлекать к этому процессу самого ученика, то есть проводить самооценивание, являющееся важнейшим компонентом образовательного процесса, так как только рефлексия позволяет учащимся извлекать опыт из своей деятельности, мобилизовывать внутренние ресурсы на решение поставленной задачи, лучше понимать себя. Главная функция оценивания - это получение обратной связи, то есть соотнесение реальных результатов с ожидаемыми. Обратная связь очень значима, т.к. позволяет выявить особенности учебного процесса, внести необходимые поправки, определить как выполняется то или иное учебное действие. Безусловно, оценивание также необходимо для регистрации успехов учащихся, как в режиме текущего оценивания, так и на выходе из школы. Нельзя упускать из виду и стимулирующей, мотивационной роли оценки.

В свете современных установок оценивание должно быть:

  • основанным на “реальных” продуктах, то есть имеющих возможное практическое применение;
  • основанным на деятельности;
  • ориентированным на процесс и продукт;
  • индивидуальным и групповым;
  • четко соотносящимся со стандартами;
  • гибким;
  • определяемым возможностями и потребностями учащихся.

При помощи критериев оценивается только конкретная работа, выполненная учащимся, но ни в коем случае, не он сам и не уровень его способностей. Разработан четкий алгоритм выведения оценки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою оценку. Оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей; общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету.

Критерии нужны для того, чтобы учащийся понимал, какие у него есть пробелы, чем стоит еще позаниматься, какие учебные навыки нужно подтянуть. Для того чтобы снизить субъективность выставления отметки; чтобы получить механизм, одинаково хорошо работающий как при оценивании, так и при самооценивании. К каждому виду работ составляется рубрикатор - подробное объяснение уровней достижения учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов. Оценивается с помощью выставляемых в журнал баллов только специально для этого предназначенные работы (констатирующие). Т.к. основная цель оценивания – обратная связь, дескрипторы задействованных в работе критериев пишутся конкретно к данной работе или группе работ.

Критерии нужны для того, чтобы учащийся понимал, какие у него есть пробелы, чем стоит еще позаниматься, какие учебные навыки нужно подтянуть. Для того чтобы снизить субъективность выставления отметки; чтобы получить механизм, одинаково хорошо работающий как при оценивании, так и при самооценивании. К каждому виду работ составляется рубрикатор - подробное объяснение уровней достижения учащихся по каждому критерию и соответствующее им количество баллов. Оценивается с помощью выставляемых в журнал баллов только специально для этого предназначенные работы (констатирующие). Т.к. основная цель оценивания – обратная связь, дескрипторы (с их помощью описывают уровни достижений учащихся по развитию данного умения) задействованных в работе критериев пишутся конкретно к данной работе или группе работ.

Внедрение системы критериального оценивания позволяет решать целый ряд вопросов, связанных с повышением качества обучения и изменением его повседневной практики в сторону большей взаимной ответственности всех участников учебного процесса.

Критериальное оценивание подталкивает к распространению внимания учителя с содержания учебного процесса на его организацию, а значит, в конечном счете, способствует формированию новой субъект - субъектной образовательной среды.

Потенциал данной системы еще далеко не исчерпан, а работа над ней позволяет решать новые задачи, связанные с развитием школьного образования.

Приложение к инструкции

Оценивание практической работы

6 баллов

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
  • прибор для получения углекислого газа собирает самостоятельно, соблюдая правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися;
  • правильно изображает схему экспериментальной установки;
  • правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, систематизирует данные в виде таблицы;
  • делает правильные самостоятельные выводы.

5 баллов

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
  • прибор для получения углекислого газа собирает с небольшой помощью учителя, соблюдая правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися;
  • правильно изображает схему экспериментальной установки;
  • правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, систематизирует данные в виде таблицы;
  • делает правильные выводы с небольшой помощью учителя.

4 балла

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
  • прибор для получения углекислого газа собирает с небольшой помощью учителя, соблюдая правила техники безопасности, во взаимном сотрудничестве с другими учащимися;
  • правильно изображает схему экспериментальной установки;
  • правильно описывает результаты наблюдений, правильно записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах ,систематизирует данные в виде таблицы с небольшой помощью учителя;
  • делает правильные выводы с небольшой помощью учителя.

3 балла

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность с помощью учителя;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование;
  • прибор для получения углекислого газа собирает с помощью учителя, соблюдая правила техники безопасности;
  • схему экспериментальной установки изображает с ошибкой;
  • описывает результаты наблюдений, записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах с ошибкой, систематизирует данные в виде таблицы с помощью учителя;
  • делает правильные выводы с помощью учителя.

2 балла

  • Учащийся правильно формулирует цель работы, определяет методы выполнения эксперимента, планирует и анализирует свою деятельность с помощью учителя;
  • учащийся правильно использует лабораторное оборудование, соблюдая правила техники безопасности;
  • прибор для получения углекислого газа собирает с помощью учителя;
  • схему экспериментальной установки изображает с ошибкой;
  • описывает результаты наблюдений, записывает уравнения реакций в молекулярном и ионных видах с ошибками, систематизирует данные в виде таблицы с помощью учителя;
  • делает правильные выводы с помощью учителя.

1 балл

  • Учащийся не правильно использует лабораторное оборудование, не соблюдает правила техники безопасности;
  • не умеет самостоятельно проводить эксперимент, не умеет описывать результаты наблюдений, не умеет записывать уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, систематизировать данные в виде таблицы, делать выводы.

0 баллов

  • Учащийся не достиг ни одного из критериев, перечисленных выше.

Перевод в пятибалльную шкалу:

6-5 баллов – “5”, 4 балла - “4”, 3-2 балла – “3”, 1-0 балл – “2”

Инструкция к опыту

Получение, собирание и распознавание оксида углерода (IV)

Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, лабораторный штатив, пробирка и пробка с газоотводной трубкой, пробирка, химический стакан с водой; соляная кислота (1:2), мел или мрамор, известковая вода.

Содержание и порядок выполнения опыта

1. Изучите инструкцию по проведению опыта

Соберите прибор для получения газа и проверьте его на герметичность.

Налейте в чистую пробирку 3-4 мл известковой воды. В пробирку прибора для получения газа поместите 1-2 кусочка мела или мрамора и прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Газоотводную трубку поместите в пробку с известковой водой (смотрите рисунок). Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа.

2. Проведите описанный опыт, соблюдая правила техники безопасности.

Необходимо соблюдать осторожность при работе с кислотами и стеклом. В случае попадания кислоты на руки, следует промыть руки водой и обработать 2%-ным раствором соды.

3. Составьте отчёт, заполнив таблицу.

Что делали? Наблюдения Выводы
     
     
     

4. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Запишите молекулярное и ионное уравнения реакции получения оксида углерода (IV) лабораторным способом.

2. Дайте характеристику реакции получения оксида углерода (IV) по всем изученным признакам классификации реакций (число и состав исходных и образующихся веществ и продуктов реакции, направление реакции, изменение степени окисления элементов, участие катализатора, тепловой эффект реакции).

3.Опишите физические свойства оксида углерода (IV), непосредственно наблюдаемые вами в опыте.

4. Опишите не менее двух способов распознавания оксида углерода (IV).

5. Напишите уравнения реакций, происходящих при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду.