Технологическая карта урока алгебры по теме "Прямая и обратная пропорциональность". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Авторы УМК – ДорофеевГ.В., Суворова С.Б., Е.А.Бунимович.

Тип урока: урок открытия нового знания       

Цель урока:  изучить  понятия  прямой и обратной пропорциональности  величин,  учить отличать прямую и обратную пропорциональности от других зависимостей.

Задачи урока:

  • Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
  • Метапредметные:  развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
  • Предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений

Основные понятия: формулы, зависимости, прямая и обратная пропорциональности

Ресурсы урока: смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение
которых приведет к достижению
запланированных результатов

Деятельность ученика

УУД

1. Оргмомент.
Самоопределение к учебной деятельности
Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, мобилизация внимания детей. Вопрос: как справились с домашним заданием? В чем были затруднения? Включаются в деловой ритм урока, «Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с
небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.
Личностные: самоопределение Регулятивные: оценка
2. Актуализация  и фиксирование индивид. затруднения  в пробном действии. Выявление места и причины затруднения Актуализация опорных знаний и способов деятельности. Организация анализа возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения 1. Организует устную работу по вопросам 1. Назовите формулу зависимости расстояния от скорости и времени.
2. Что позволяет найти эта формула?
3. Две машины выехали из Красного Кута в Саратов одновременно. У первой машины скорость больше, чем у второй. Приедут ли эти машины в Саратов одновременно? Почему? Какая раньше? На сколько или во сколько раз раньше?
4. Можем ли мы ответить на этот вопрос?
1. Отвечают на вопросы. Делают предположения. Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения Познавательные: осознанное построение речевого высказывания.
3. Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, способы) Актуализация опорных знаний и способов деятельности Построение проекта выхода из затруднения: составление совместного плана действий 1. Что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу?
2. Предлагаю работу в группах
а) напоминание правил работы в группе (Приложение 1)
б) раздача заданий (Приложение 2)
1. Отвечают на вопрос
2. Распределяют обязанности.
Работают в группах с таблицами, делают вывод, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор
Формулируют тему и  цель урока, записывают в тетрадь.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, достижение договоренности и  согласовывание общего решения
Познавательные: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач
Личностные: осознание ответственности за общее дело
4. Реализация
построенного
проекта
Закрепление нового знания в речи и символах Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи 4. После отчета 1-3 групп задаются вопросы:
– Чем выводы похожи?
– Какими формулами
задаются зависимости?
(S = V · t;   y = k· x; )
– Что общего в этих формулах?   

После этого дается определение прямо пропорциональных величин.

Вопрос: какие величины у вас прямо пропорциональны?
(1 группа – при постоянной скорости расстояние прямо пропорционально времени
2 группа – при постоянном времени расстояние прямо пропорционально скорости
3 группа – сумма, которую платят за электроэнергию, прямо пропорциональна потреблению электроэнергии

Аналогичная работа проводится с результатами работы 4-6 групп.
– Какими формулами задаются зависимости?
– Что общего в этих формулах?
– Повторите вывод

Дается определение обратно пропорциональных величин. Задается вопрос: какие величины в ваших примерах обратно пропорциональны?
(4 группа – при постоянном расстоянии время движения обратно пропорционально скорости движения
5 группа – при постоянном расстоянии скорость движения обратно пропорциональна времени движения
6 группа – количество купленных тетрадей обратно пропорционально цене одной тетради при постоянной сумме имеющихся денег)

 Устно отвечают на вопросы

 

 

Делают выводы

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: целеполагание
Коммукативные: постановка вопросов
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, решение типовых задач с проговариванием во внешней речи Организует усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи 1. Учебник  №162(а,б) – с объяснением на доске

Физкультминутка (Приложение 3)

2. №163

 Один ученик на доске, все в тетрадях

Выполняют упражнения.

Комментирование с места.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий
Коммукативные: выражение своих мыслей
6. Первичный контроль (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков Дает задание для самостоятельной работы 1. №:167
1 вариант – а)
2 вариант – б)
Сильным учащимся – консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить и оказать помощь товарищам

№169 (дополнительно)

Самостоятельное решение

Проверка по эталону

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму
7.Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Дает домашнее задание п.2.2
№159(а,б)
№160
№172(а) – по желанию
Записывают домашнее задание  
8.Рефлексия. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми
Организует рефлексию и самооценку учениками своей деятельности на уроках.
Выставляет оценки
1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству  усвоения материала на уроке
1. Отвечают на вопросы

 

 

2. Отмечают в карточках (Приложение 4)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация