Школьный музей как средство обучения и воспитания учащихся

Разделы: Администрирование школы


Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

<Приложение 1>

Необходимым условием для успешного решения этих познавательных и воспитательных задач является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, самостоятельное творческое отношение ребят к делу, и, обязательно, знание основ современного музееведения. Овладение основами музейного дела - первейшая задача руководителя и всего коллектива школьного музея. В ГБОУ “Гимназии 1591” структурном подразделении средняя общеобразовательная школа № 1024 г. Москвы совместно с Советом ветеранов Великой Отечественной войны микрорайона Новокосино ко дню 50-летия Победы в 1995 году был создан музей боевой и военной славы, который успешно функционирует и развивается до настоящего времени.

В музее имеются экспозиции не только по крупнейшим сражениям, таким как “Московская битва”, “Сталинградская битва”, “Курская битва”, “Битва за Берлин”, но и освещаются предвоенные годы, работа советского народа для фронта в тылу, партизанское движение, Нюрнбергский процесс.

Представлены документы о преступлениях фашизма против человечества и детства. Даны материалы по развитию ВМФ России, освещается жизнь и деятельность

Г.К. Жукова, имеется зал, посвященный современному развитию вооруженных сил России.

Представленные в музее экспонаты подразделяются на:

1. Фотодокументы, карты и схемы военных сражений, ксерокопии подлинных военных документов

2. Военную технику и макеты, выполненные и собранные руками учащихся

3. Найденные в местах сражений и переданные в дар музею осколки от снарядов, патроны, солдатские каски, фляги.

4. Бытовые вещи (довоенного выпуска пишущая машинка, пластинки и проигрыватель), книги, газеты “Вечерняя Москва”, “Известия”, “Правда” изданные в первые дни и месяцы войны, номера журнала “Огонек”, переданные в дар музею учащимися.

5. Фотографии ветеранов Великой отечественной войны, проживающих в Новокосино.

Наш школьный музей занимает три зала, каждый из которых имеет свою функциональную нагрузку. Первый зал посвящен началу Великой Отечественной войны, основным сражениям, преступлениям против человечества. Создана также фото экспозиция, посвященная жизни и деятельности Г.К.Жукова.

Второй зал имеет экспонаты, относящиеся к развитию военно-морского флота.

Третий зал затрагивает развитие современного вооружения России. Экспозиции компонуются по трем линиям – современный военно-морской флот, авиация, артиллерия. Также освещаются локальные конфликты, в которых были задействованы вооруженные силы СССР. Представлена карта боевых действий в Афганистане.

В 2005 году музей школы № 1024 принял участие в конкурсе школьных музеев г. Москвы и участие во Всероссийском конкурсе школьных музеев. В итоге школьный музей занял III место на Всероссийском конкурсе школьных музеев.

В 2005 году в момент третьей сертификации музей изменил название и стал называться “История Российской армии и флота в XX веке”. Была расширена экспозиция, стал работать зал сменных экспозиций.

Не оставляют вниманием наш школьный музей и средства массовой информации. Неоднократно газета “Новокосино” публиковала материалы о школьном музее и работе экскурсоводов, а кабельное телевидение “Телевик” снимало фильм, а затем транслировало репортажи из музея в передаче “Наследие”, в том числе и блиц экскурсии, проведенные ребятами.

Наиболее эффективными формами работы школьного музея являются массовые, групповые и индивидуальные. К массовым формам относятся: экскурсии, экспедиции, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются издание журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, переписку с ветеранами, разработку индивидуально-образовательных маршрутов по экспозициям музея. Все эти формы работы взаимосвязаны.

Большое внимание уделяется подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу в коллективе музея, в их деятельности находят концентрированное выражение как обще музейные, так и чисто педагогические аспекты учебной д6еятельности школьного музея.

Экскурсоводы самостоятельно составляют тематические экскурсии по школьному музею: “Начало Великой Отечественной войны”, “Московская битва”, “Сталинградская битва”, “Курская битва”, “Битва за Берлин”, “Жизненный путь маршала Г.К.Жукова”.

Широко привлекаются исторические источники: воспоминания, мемуары, картографический материал оборонительных и наступательных операций, фотодокументы, документальные фильмы, что позволяет ребятам научиться работать с источниками, развить аналитические умения.

Большое значение придается пониманию и доступности речи экскурсовода, его интонации, эмоциональности. Так как перед экскурсоводами может находиться разновозрастная аудитория (маленькие дети, взрослые люди, ветераны войны), стилистическая структура экскурсии должна меняться.

Экскурсии по школьному музею проводятся достаточно часто и приурочены к годовщинам Битвы под Москвой, Дню защитника Отечества, Дню Победы. Экскурсии осуществляются по заявкам отдельных классных руководителей, учителей начальных классов нашей и других школ микрорайона Новокосино. Подобная деятельность охватывает, таким образом, всех учеников школ микрорайона. Все больше ребят имеет возможность лично соприкоснуться с событиями грозных военных лет.

Часто в школу приходят ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в Новокосино, они с большим удовольствием посещают экскурсии по музею, делятся своими воспоминаниями по тому или иному событию военных лет. Порой в дар музею поступают от ветеранов и их семей ксерокопии или копии наградных документов, похоронных извещений, фронтовых вещей.

Все воспоминания тщательно фиксируются участниками объединения. В музее заведена книга отзывов, в которой посетители не раз с благодарностью отзывались о работе, проделанной ребятами.

Несомненно, что изучаемые ими трагические страницы истории страны, биографии отдельных личностей, встречи с ветеранами, внесли огромный вклад в их интеллектуальный, нравственный и патриотический облик.

Нравственное и патриотическое воспитание является ведущей стороной воспитания учащихся. Это сложный, многофакторный процесс, так как на личность человека оказывают влияние и семья, и школа, и различные коллективы, с которыми он связан в своей жизни, и среда товарищей, и различные средства общественно-политической идеологии.

Понимание сущности, норм и принципов морали приводит учащихся к нравственным суждениям, при помощи которых они оценивают поступки как свои, так и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки человека.

Поэтому одной из важных задач педагога является воспитание у детей моральных, гражданских чувств, таких как патриотизм, чувство чести, долга и ответственности.

К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы.

Патриотическое воспитание личности можно разбить на три сферы.

Эмоционально-волевая сфера, в которую входят гражданские качества, такие как активность, честность, скромность, ответственность, богатство эмоциональной жизни, гражданское достоинство.

Познавательная сфера, в которую входят гражданские знания. Знание сущности национальной идеи, понимание социальных явлений, знание юридических прав гражданина, знание нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей.

Мотивационная сфера, в которую входят гражданские отношения. Отношение к труду, к себе, к людям, к обществу, к государству, потребность в гражданских поступках, гражданская позиция.

Таким образом, патриотическое воспитание выступает как определяющая характеристика гражданских отношений и нравственного воспитания.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно. Это означает, что   исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.

Тем более что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит им пренебрегать.

Данные задачи как нельзя лучше решаются посредством использования фондов школьного музея.

Учащиеся с большим интересом занимаются проектной деятельностью, так как она позволяет реализовать ребенку исследовательские, творческие, информационные и прочие возможности. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. При этом от ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других.

В основу метода проекта положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности станет достоянием учащегося, соединяющим знания, умения и навыки.

Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо:

- поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни;

- применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести;

- получить в итоге реально ощутимый результат.

Большой интерес у учащихся после посещения школьного музея, изучения представленных в экспозиции предметов и документов, вызвала затронутая в ходе экскурсии тема того, что Великая Отечественная война оставила след в семьях каждого из учеников, что подвиги бывают не только на поле боя, но и в оккупации, в труде, в воспитании детей.

В результате многие учащиеся подготовили интересные проекты, продемонстрировав их на школьной научно-практической конференции. Ребята по-новому посмотрели на своих родственников. Многие с удивлением узнавали об имеющихся медалях, грамотах, удостоверениях рационализаторов, внимательно рассматривали старые потертые фотографии, узнавали о том, как жили и учились их родственники, как воевали и трудились.

Одновременно обогатились и фонды школьного музея. Были переданы в дар некоторые вещи военных лет, ксерокопии наградных удостоверений, грамоты.

Также на базе школьного музея были подготовлены проектные работы, связанные со значением победы в Сталинградской битве и историей обороны Бородинского поля. Причем в последнем проекте группа учащихся сравнивала, изучала, анализировала, исследовала историю Бородино. В итоге проект получил название “Бородинское поле – поле вечной воинской славы”.

Учащиеся посетили Бородинской поле, где смогли воочию увидеть соседствующие рядом друг с другом памятники двух эпохальных сражений, проследили путь 32-ой Сибирской гвардейской дивизии и ее командира Полосухина. Следующий проект был посвящен уже подвигу этой дивизии на защите Москвы.

Данные проекты послужили расширению музейной экспозиции школы. Ребята увлеклись исследованиями, направленными на изучение партизанского движения Подмосковья. Так как, в школьном музее достаточно большая экспозиция, посвященная Московской битве, то решено было подготовить проект, позволяющий охватить еще не затронутые в музее стороны данного сражения.

Учащиеся провели изыскания (пользуясь доступными книгами библиотек и Интернета) – были найдены сведения о разведывательно-диверсионной части под руководством А. Спрогиса, о ее формировании, участниках диверсионных групп и их задачах. Отдельно был собран материал о деятельности З. Космодемьянской, В. Волошиной, Н. Дронова, Б. Крайнова. С этой целью были посещены музей в деревне Петрищево (место гибели З. Космодемьянской), музеи в деревне Крюково и Головково (место действия и гибели В. Волошиной), были проведены фотосъемки монументов памяти и славы погибших, внутренний вид музеев. Велись конспективные записи деятельности партизанских групп, маршрутов их продвижения по оккупированной территории. Учащиеся разговаривали с музейными работниками и местными жителями подмосковных деревень, в которых действовали партизаны.

Собранный материал лег в основу проекта и позволил дополнить экскурсии по школьному музею новыми фактами. Помимо подготовленного проекта учащиеся на базе собранных сведений подготовили:

- альбом “Партизанское движение в Подмосковье”,

- выставочную книгу, посвященную Великой Отечественной войне?

- стенд “Партизанское движение в Подмосковье”?

- стенд “Москва и москвичи в годы войны”.

Такого рода активность не проявляется сама по себе, а является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные педагогические технологии. Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем, а также толерантность.

Сверхзадача педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, кроме того, нужно каждый раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

К нетрадиционным урокам, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, викторин;

- уроки, основанные на формах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

- уроки с использованием фантазии: урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Успехи воспитательной деятельности таких уроков связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества. Характер педагогической деятельности требует проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию.

К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

Гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся нашей школы также способствуют классные часы, конкурсы чтецов, тематические викторины, встречи с ветеранами проводимые на базе музея. Подобные мероприятия закрепляют в сознании и сердце подростков настоящее понимание таких высоких слов как “честь”, “подвиг”, “мужество”, “героизм”.

Особенность школьного музея состоит также в том, что он даёт возможность для реализации и социализации учащихся в силу того, что деятельность в школьном музее многоплановая. Школьный музей способен стать центром для повышения мотивации учащихся.

Какие возможности даёт школьный музей для успешной социализации учащихся?

1. Учащихся, стремящихся к чему-то новому, необычному, интересному, лучше заинтересовать поисковой деятельностью.

2. Учащихся, склонных к проектно-исследовательской деятельности, можно заинтересовать работой в фонде музея.

3. Учащихся, коммуникативно способных, с хорошей дикцией, желающих быть в центре внимания необходимо привлекать к экскурсионной и лекционной деятельности.

4. Учащихся, одарённых творческими способностями, талантливыми в художественно-прикладном искусстве, необходимо заинтересовать оформительской деятельностью.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что школьный музей оказывает большое воздействие на развитие личности учащегося. Экспозиция музея предоставляет колоссальный простор для деятельности учащихся и педагогов, позволяет им раскрывать и реализовывать на практике свои знания, умения, навыки, мотивацию и, несомненно, интерес к истории нашей страны.

Учащиеся вдумываются в судьбы и подвиги героев, по новому открывают для себя смысл афоризмов: “В жизни всегда есть место подвигу”, “Подвиг может совершить каждый” и приходят к выводу, что в человеческой жизни есть вещи, которые нельзя ни с чем, ни сравнить, ни сопоставить, - защита Родины, ее независимость, ее слава, могущество и достоинство. Познавая красоту и величие подвига, дети мысленно обращаются и к себе, задумываются над вопросом: “На что способен я?”

Чувство Родины возвеличивает человека, вдохновляет на героические подвиги. Настоящее бессмертие человека – в безграничной любви к Отечеству, его исторической памяти. Школьный музей, являясь частью образовательного пространства, закладывает основы и способствует развитию нравственного и патриотического воспитания учащихся.

Список литературы

1. Цукер А.А. Образовательное пространство школы//Управление школой. - 2004. - № 27-28

2. Фурсенко А.В. О патриотическом воспитании школьников// Вестник образования. - 2006. - № 8.

3. Тельчалов Л.Д. Основы музейного дела. Учебное пособие.- М., Омега-Л, 2005.

4. Ветюхина Е.В. Музейная педагогика в гражданско-патриотическом воспитании. - М., Школьная книга, 2009.

5. Галкина Е.Л. Школьный музей – открытая система. - М, Школьная книга, 2009.

6. Громыко Н.В. Формирование образовательного пространства нового типа. – М., Школьная книга, 2010.