Новые подходы и методы на уроках истории и религиоведения

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Современное образование выдвинуло в качестве одной из важнейших задач вовлечение учащихся в самостоятельный поиск и решение практических задач, подготовку учащихся к нестандартным ситуациям и их решениям. Одной из актуальных проблем в государстве и мире на сегодняшний день является проблема религиозного экстремизма и терроризма. Как защитить подростка, как развить способности к непринятию идей радикальных религиозных течений.

Одной из основных целей преподавания религиоведения в нашей школе является обучение школьников основам знаний об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма.

“Как критическое мышление влияет на процесс обучения?”, “Могут ли учащиеся обезопасить себя от религиозного экстремизма, применив на практике анализ и оценку деятельности новых радикальных религиозных течений?”. Данные вопросы актуальны для развития современных процессов казахстанского общества, так как роль религии в жизни нашего общества возросла. На ситуацию в Казахстане оказывают влияние события в мире, прежде всего в СНГ, Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Во все времена необходимость в профессионализме педагогов и качестве получаемых учащимися знаний была велика, но в данное время эти процессы имеют глобальный характер.

Методическая тема ФОСОШ № 1: “Совершенствование урока через повышение мастерства учителем по формированию учебных умений и навыков учащихся”, отражает суть работы педагогов над повышением профессионального уровня через применение различных форм и методов обучения учащихся, эффективного вовлечения их в процесс обучения. В соответствие с данной целью в школе имеется необходимость применения на уроках новых технологий.

Впервые знакомство с идеей семи модулей в обучении учащихся произошла в РИПКСО в г. Алматы по прохождению мною “Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан” второго (основного) уровня обучения на первом этапе “Лицом к лицу” [1]. При прохождении практики в школе для получения качественных знаний на уроках истории происходила апробация семи модулей в обучении. Знакомясь с модулем “Обучение критическому мышлению” я поняла, что используя данный модуль как основной в педагогической практике я смогу увидеть действия учащихся применимые на практике, в реальной жизни. Я согласна что, в современных условиях обучения учащихся “учителя должны распологать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метосознания – навыков обучения тому, как учиться” [2]. Для исследования в действии мною была выбрана тема: “Как критическое мышление активизирует познавательную деятельность учащихся в изучении истории?” Данная тема мной выбрана не случайно, в результате увеличения объема учебного материала и сокращения часов по истории Казахстана, я пришла к выводу, что мой процесс преподавания истории Казахстана в основном направлен на подачу готовых знаний, которые не развивают мыслительные способности учащихся. Я поняла, что необходимы перемены в преподавании. “Как помочь ученикам, научиться мыслить?” Этот вопрос стал для меня одним из важных в обучении истории. Процесс получения знаний в общеобразовательной школе на сегодняшний день направлен на успешную сдачу ЕНТ, что на мой взгляд не является стимулом для развития мышления учащихся. Данная проблема на мой взгляд актуальна с учащимися нашей школы так как, процесс обучения учащихся начиная с 5 класса направлен на изучение готовых фактов, не предпологает их интерпретации. Я поняла, что учебная информация преподаваемая мной и моими коллегами в данной форме не способствует активизации мыслительной деятельности учащихся класса, не раскрывает интеллектуальную и познавательную активность всех учащихся на уроке, не способствует длительному запоминанию информации и применении ее на практике. В связи с этим на практике использование критического мышления, как основного модуля обучения учащихся на уроках истории позволило понять необходимость практического использования теоретических знаний к критическому осмыслению полученной информации в результате наблюдения, опыта, размышления и рассуждения, что в дальнейшем подготовит учащихся к жизни в социуме. Так как, знакомя детей с теоретическим материалом, мы не всегда учим их применять знания в реальных условиях. Поэтому для решения одного из ключевых вопросов образования: “Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?”, были использованы новые подходы в обучении курса истории и основы религиоведения.

В данное время на уроках истории и религиоведения использование критического мышления осуществляется через соблюдение всех этапов урока – вызова, осмысления, рефлексии. Уроки с применением критического мышления проходят через составление кластеров, постеров, коллажей, заполнение таблиц, схем, анализа и постановки “тонких и толстых” вопросов, тестирования. На уроках используются следующие приемы – “Своя игра”, “Дуэль”, “Проверь себя”, “Проблемная ситуация”, “Подготовка и защита презентаций - проектов”, “Соотнеси даты, события, понятия”.

Так на этапе вызова, часто используется прием “Мозговой штурм”. Обычно штурм проводится в группах по 5-6 учащихся. Этапы данного приема осуществляются через: 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений; 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно; 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. Пример: “Экстремизм – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам”. Предложите способы борьбы с ним.

На этапе осмысления часто используются приемы критического мышления – “корзина идей”, кластер, фишбоум. Данные приемы помогают учащимся самостоятельно изучить новую тему, развивая способности к анализу и синтезу исторического источника. Так примером использования приема “корзина идей” может быть: Буддизм. Что вам известно по данной теме? Буддизм – это одна из трёх мировых религий. Возник буддизм в древней Индии в 5-6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда).

Прием кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации); конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Прием фишбоун (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Этап рефлексии осуществляется через применение приемов критического мышления – синквейн, ЗХУ, “тонкие и толстые вопросы”.

Прием синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы. Пример: Буддизм. Ранний, миролюбивый, многочисленный. Раскрывает, стремится, развивает. Философия жизни.

Развивая алгоритм технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию, каждый ученик смог реализовать свой творческий потенциал через восприятие и апробацию. Исследуя характеристику традиционных и нетрадиционных религий, учащийся не просто рассматривает его как событие прошлого, а на основе доказательств соотносит важность происходящих процессов в контексте развития нашего суверенного государства.

Наряду с применением критического мышления на уроках истории и религиоведения используются: групповая форма работы учащихся, диалоговое обучение, позволяющие раскрыть творческие способности всех учеников, лидерские качества учащихся, умение проводить взаимооценивание, использование информационных и коммуникационных технологий, проектной деятельности с одаренными детьми.

Использование новых подходов на уроках истории и религиоведения позволило:

- Вовлечь всех учащихся в активную работу на уроке;

- Продемонстрировать преимущество работы в сотрудничестве;

- Научить выражать своё видение проблемы через диалог;

-Помочь развить способности учащихся через составление вопросов высокого порядка;

- Ученики со слабой мотивацией к обучению активно участвуют в обсуждении, презентации, взаимооценивании;

- Усвоение материала выявляется уже во время урока, а не при проверке практических заданий, как раньше.

Результатами работы с учащимися по применению новых подходов на уроках истории и религиоведения на сегодняшний день является участие учащихся в республиканских олимпиадах и международных конкурсах. Так, последние три года ученики нашей школы стали лауреатами, номинантами международного конкурса учебных проектов в секции краеведение, фестиваля педагогических идей “Портфолио учащегося” г. Москвы, участники и победители Республиканской дистанционной олимпиады КИО.

Таким образом, в результате исследования “Как критическое мышление влияет на познавательную активность учащихся на уроках истории?” я пришла к выводу, что активность учащихся на уроках возросла, дети стали применять новые методы в обучении, научились работать по Таксономии Блума и им это удалось - применять самостоятельно на уроках исследовательский поиск и оценку происходящих событий в мире и в стране, интерес к предмету возрос, о чем свидетельствует мнение учащихся об уроках с применением новых подходов в обучении.

В завершении хочется отметить, что, использование новых подходов в контексте семи модулей способствуют формированию универсальных умений работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать её достоверность и т. д.), что является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных ситуациях, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.

Приложение.

Литература.

1. Руководство для учителя: Второй (основной) уровень/ Бакиров К.А., Намысова Г.А., И.У. Шаримова А. Г., Габдолаызы Б, Байкенова Б.А., ЦПМ АОО “Назарбаев интеллектуальные школы”, г. Астана, 2014 г

2. Schleicher, A. (2012). Ed., Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21 st Centuru: Lessons from around the World [Подготовка учителей и развитие школьных лидеров для 21-го века: всемирные уроки]. OECD Publishing.

15.04.2015