Урок по теме «Годовой ход температуры воздуха». 6-й класс

Разделы: География


Цели урока.

  1. Сформировать представление о влиянии географического положения на температуру воздуха.
  2. Обобщить знания по теме “Температура воздуха”.
  3. Совершенствовать умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач (преобразование информации).

Планируемый результат.

Умение определять годовую амплитуду температур. Умение находить среднюю годовую температуру.

Умение строить график годового хода температур, умение работать со статистическими материалами, приёмы построения линейных диаграмм

Основные понятия.

Учащиеся должны знать и понимать необходимые понятия:

  • Термометр.
  • Температура воздуха.
  • Средняя суточная температура.
  • Средняя месячная температура.
  • Амплитуда температур.

Межпредметные связи.

Из области “Математика” - преобразование информации, построение линейных диаграмм

Из области “Филология” - анализ фрагмента литературного произведения Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”.

Ресурсы.

Дневник наблюдений температуры воздуха.

Документ-камера.

Система голосования.

Модульная система экспериментов PROLog.

УМК:

Учебник “География. Начальный курс” Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, М: “Дрофа” (2010 г.. 176 с.)

Атлас. География. 6 класс. (2002 г., 33 с.)

Организация пространства: перед проведением урока, учащиеся ежедневно, в течение месяца, заполняют “Дневник наблюдений температуры воздуха”, измеряя температуру за окном с использованием модульной системы экспериментов PROLog, потому необходимые на уроке умения по подключению модулей сопряжения системы экспериментов у школьников уже сформированы.

Ход урока

В ходе проведения урока на этапе мотивации учащиеся анализируют фрагмент текста, выявляя, что скрыто в содержании текста. При этом у школьников формируется читательская грамотность: комментарии к прочитанному тексту, используя имеющиеся знания, умения находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её, объяснять смысл прочитанного, дополняя его.

На этапе актуализации знаний проведена работа по закреплению и систематизации знаний по теме “Температура воздуха” через знакомство с логическими операциями обобщения и ограничения понятий. При проведении данной работы, задания сконструированы таким образом, что выполняя задания, учащиеся выводят понятие “Средняя годовая температура воздуха” и “Годовая амплитуда температуры”. При этом задания направлены на формирование логических УУД: деления понятий и их классификацию (выбери правильное утверждение и объясни, какие ошибки допущены; какую логическую ошибку содержат понятия; сравните определения и объясните, какое из них вы считаете правильным).

На следующем этапе урока – обобщение и систематизация знаний и применение их в новой ситуации – школьники работают по группам. Перед группами поставлена задача, на основе данных календаря наблюдений подсчитать среднюю годовую температуру воздуха населённого пункта и определить годовую амплитуду температуры воздуха. На основе данных таблицы построить график годового хода температуры воздуха и представить результаты работы одноклассникам. При этом, используются данные двух населённых пунктов – г.Камышлова (что позволяет осуществить связь с жизнью и реализовать краеведческий принцип работы) и г.Сингапура.

При представлении результатов групповой работы учащиеся анализируют построенные линейные графики у доски. Ответы могут быть монологическими, либо в форме диалога с учителем (Изменялась ли температура в данном населённом пункте в течение года? В каком месяце наблюдалась самая высокая/низкая среднемесячная температура? Какова годовая амплитуда температуры?).

Сравнивая графики годового хода температуры воздуха в двух населённых пунктах, учащимся предстоит определить черты сходства и различия графиков. Определить, что влияет на такие колебания температуры и применить в новой ситуации имеющиеся знания о зависимости хода температуры от угла падения солнечных лучей и внутриконтинентального (или приморского) положения.

На данном этапе у школьников формируются следующие метапредметные результаты обучения средствами географии: коммуникативные УУД – формулирование суждений, умозаключений, формирование замысла будущих высказываний; познавательные УУД – установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия, анализ источников информации с целью выделения признаков и преобразование информации; регулятивные УУД – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

При проведении рефлексии, учащиеся заполняют анкету, которая позволяет оценить степень включенность ребенка на уроке, его заинтересованность и результат работы на уроке. Кроме того, в форме беседы учитель подводит итоги работы на уроке, задавая вопросы – Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как могут пригодиться, полученные знания в повседневной жизни? Анализируя, школьники приобретают умения рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Технология проведения урока (Приложение)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Презентация

20.04.2015