Внеклассное мероприятие – литературная гостиная, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова «М.Ю. Лермонтов и Варенька Лопухина. История любви»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: расширить представления о творческом пути М.Ю. Лермонтова; воспитывать интерес к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова; показать связь между жизнью и литературным творчеством поэта; развивать эстетический вкус.

Для наших современников Лермонтов — известный поэт, которого изучают в каждой русской школе. Но мало кто знает о его любви к Варваре Лопухиной, которую он пронёс через всю свою жизнь.

Сцена затемнена. Звучит вальс А. Хачатуряна к драме Лермонтова “Маскарад”. Постепенно музыка затихает. С двух сторон выходят ведущие.

(слайд 1)

1-й ведущий:

Бог нашей драмой коротает вечность,
Сам сочиняет, ставит и глядит
Омар Хайям

(слайд 2)

2-й ведущий:

Вся короткая жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова – одна большая драма. Он жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось на жизненном пути, и все отбрасывая прочь. Однако не все.

(слайд 3)

3-й ведущий:

Каждый, кто внимательно прочитал бы Лермонтова, и стихи, и “Героя нашего времени”, и “Вадима”, и поэмы, мог бы прийти к безошибочному выводу, что через всю свою жизнь поэт пронес одну-единственную, огромную, неизменную, глубокую любовь к одной женщине.

(слайды 4)

4-й ведущий:

Конечно, были светские встречи, были увлечения, были стихи в альбомы, стихи с посвящениями многим женщинам. Была Анна Столыпина, была Катенька Сушкова, была Щербатова, он не скрывал их имен.

(слайд 5)

Так и писал над стихами: “Кн. Марье Алексеевне Щербатовой”, “Александре Осиповне Смирновой”, “Гр. Воронцовой-Дашковой”...

(слайд 6)

1-й ведущий:

Но есть множество стихов, когда они и не посвящены как будто никому и в то же время мы чувствуем, видим, что у них есть таинственный адресат.

Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю, как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? – ничего!
Что помню вас? – но, боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно...

2-й ведущий:

Очевидно, что поэт обращается к любимому, более того, любящему человеку, близкому, полностью понимающему его, дорогому, но в то же самое время далекому, можно сказать – недоступному. Она, эта женщина, более всех других отвечала тому смутному, лазурному, небесному, что жило в душе поэта, и что он ревностно оберегал от прикосновения чужих рук, взглядов и даже чувств.

(Чтец читает стихотворение М. Лермонтова “Мы случайно сведены судьбою”).

3-й ведущий:

Одной ей он мог бы отдать всю душу, с одной ею мог бы вспомнить то, что старался вспомнить всю жизнь, она одна отвечала его душевному чистому идеалу. Но никогда и ни разу любящий поэт не обмолвился, ни одним словом не выдал имени любимой, а потом ее родные, зная о взаимной страсти двух молодых людей, крепко хранили секрет.

4-й ведущий:

Лучший биограф Лермонтова Павел Висковатый пишет: “Изучая жизнь Лермонтова, я давно пришел к убеждению, что над ним господствовала глубокая и потому чистая и возвышенная страсть – источник наслаждения и горя. В 1880 году я наконец от родственников любимой им женщины, живущих в средней полосе России, получил первые точные сведения об ее отношении к поэту. Но я должен был дать обещанье молчать”.

1-й ведущий:

Но время уже прошло, то там, то тут имя женщины начало появляться в воспоминаниях, записках. Оно стало достоянием гласности, и все мы его теперь знаем: Варенька, Варвара Александровна Лопухина.

Чтец

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее – не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.

(слайд 7)

2-й ведущий:

Достаточно только перечислить стихи, обращенные к ней, чтобы понять, какую роль она сыграла в жизни поэта. “Оправданье”, “На севере диком”, “Утес”, “Сон”, “Я не хочу, чтоб свет узнал”, “Договор”, “Валерик”, “Слышу ли голос твой”, “Расстались мы, но твой портрет”, “Молитва” и другие.

(слайд 8)

3-й ведущий:

И это далеко не все. Павел Висковатый пишет: “...поэма “Демон”, особенно в первых очерках, вся проникнута изображением душевных бурь поэта и его любви к чудной девушке, от коей он ждал спасенья, в коей видел для себя оплот против мрачных дум и настроений души.

(аудиозапись из поэмы “Демон” “Но долго, долго он не мог...”)

(слайд 9)

В себе видел поэт мрачного демона, в Вареньке ясное, безгрешное существо, которое одно может вернуть его к небесам, то есть к правде и к добру”.

(Н. Кондратюк. Ария Демона из одноименной оперы Рубинштейна “Я, тот, которому внимала ты в полуночной тишине...”).

(слайд 10)

4-й ведущий:

Когда молодые люди полностью осознали свои чувства (и кто пришел к этому раньше), сказать сложно. Их любовь крепла постепенно. Ее не сломила даже бурная страсть Лермонтова к Наталье Ивановой, дочери драматурга Федора Иванова (та самая загадочная Н. Ф. И., которой влюбчивый и восприимчивый поэт посвятил немало стихотворений). Познакомились они предположительно летом 1831 года. И Лермонтов, слегка призабыв былую привязанность к Вареньке, с головой окунулся в пучину новых страстей. Ему казалось: вот это оно, это все, это счастье...

(слайд11)

А потом любовь к Ивановой как-то померкла, и на ее фоне стало расцветать прежнее, почти утерянное чувство к Вареньке. Злые языки говорили, что Лермонтов был в то время с Варенькой в отместку отвергнувшей его Ивановой. Кто знает, может, первый порыв был действительно таков, но потом все изменилось. Давняя привязанность к Вареньке со временем затмила чувство к Ивановой и оставила о нем лишь прекрасные стихотворные воспоминания.

(слайд 12)

1-й ведущий:

Из воспоминаний Акима Шан-Гирея: “Будучи студентом, он был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну   Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку. Эту любовь Лермонтов пронес через всю свою жизнь”.

2-й ведущий:

В ту пору сердце его особенно искало любви. Распри между отцом и бабушкой, их неутихающие ссоры поставили Лермонтова в такое положение, что он “оторвал душу свою от обоих”.
Всё его желание любить кого-то и сосредоточилось на Варваре Лопухиной. А сдружила, сблизила их поездка в Симонов монастырь. Весной 1832 года весёлая компания молодёжи с Молчановки, Поварской – ближайшие соседи Лермонтова, – усевшись в длинные линейки, запряжённые шестёрками лошадей, отправилась в Симонов монастырь слушать певчих, гулять. Мишель и Варенька оказались рядом. После поездки он зачастил к Лопухиным и редкий день не бывал у них

3-й ведущий:

Летом 1832 года молодые люди встречались в Середникове, усадьбе, принадлежавшей Екатерине Аркадьевне Столыпыной, родственнице Лермонтова. Уединённые прогулки в аллеях середниковского парка сблизили Вареньку с юным Лермонтовым. Их привязанность друг к другу росла день ото дня. Михаил Юрьевич и Варвара Александровна не выказывали своей любви и не говорили о ней. Можно только диву даваться, как терпелива она была к Лермонтову, обладавшему несносным характером.

4-й ведущий:

А летом того года они расстались. Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит им всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения.

“...Я был увлечён этой девушкой, я был околдован ею... я предался ей, как судьбе, – писал в драме "Два брата” Лермонтов, – она не требовала ни обещаний, ни клятв, но сама клялась любить меня вечно – мы расстались – она была без чувств, все приписывали то припадку болезни – я один знал причину – я уехал с твёрдым намерением возвратиться скоро”.

1-й ведущий:

Чувством любви было переполнено и сердце поэта. По приезде в Петербург он буквально засыпает письмами старшую сестру – Марию. Но адресованные старшей сестре письма предназначались, в сущности, Вареньке. И читать их нужно, как говорят, между строк. (Звучит тихо соната №14 “Лунная” Бетховена).

(под музыку) “Мне бы хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь написать. Коли догадываетесь – хорошо, я буду доволен, а нет, значит, если бы я и написал вопрос, вы не смогли бы на него ответить. Это такой вопрос, какой, быть может, вам и в голову не приходит”. (2 октября 1832 г.)

2-й ведущий:

“Прощайте же, любезный друг, не говорю до свидания, потому что не надеюсь увидеть вас здесь. А между мной и милой Москвой стоят непреодолимые преграды, и, кажется, судьба с каждым днем воздвигает их все больше... Теперь я более, чем когда-либо, буду нуждаться в ваших письмах; они доставят мне величайшую радость в моем заточении; они одни могут связать мое прошлое и мое будущее, которые расходятся в разные стороны, оставляя между собой барьер из двух тяжелых печальных лет... Возьмите на себя этот скучный, но милосердный подвиг, и вы спасете мне жизнь... Я прошу у вас не любезности, а благодеяния...”. (15 октября 1832 г.). (Музыка затихает).

3-й ведущий:

В эти трудные дни образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но и в стихах. Это была особая тема лирики Лермонтова.

(Выходят чтецы, читают стихи: “Послушай, быть может, когда мы покинем...”, “Они любили друг друга так долго и нежно”).

(слайд 13)

4-й ведущий:

Разделенная, но несчастливая любовь Лермонтова осталась в его стихах. Он писал о Вареньке много и всегда помнил её памятью горькой, но светлой, с улыбкой сквозь слёзы, потому что в 1835 году потерял её навсегда. По настоянию родственников она вышла замуж за Н.Ф.Бахметева.

Шан-Гирей жил в то время в Петербурге и был свидетелем того, как встретил Лермонтов известие о замужестве Вареньки. “Мы играли в шахматы, – вспоминал он, – человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг изменился в лице и побледнел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: “вот новость – прочти”, и вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной”.

1-й ведущий:

В Москву полетело злое, полное язвительных намеков письмо: “Госпожа Углицкая мне также сообщила, что мадмуазель Barbe выходит замуж за господина Бахметева. Не знаю, верить ли ей, но во всяком случае, я желаю им жить в супружеском согласии до серебряной свадьбы”.

2-й ведущий:

За оскорбительными словами стояла боль, помноженная на обиду. Пером поэта руководил не здравый смысл, а чувство невосполнимой утраты.

3-й ведущий:

Что же все-таки произошло? Почему “милая, умная, как день, пылкая, восторженная, поэтическая” Варенька приняла предложение немолодого, во всех отношениях “бесцветного” господина Бахметева? Предала? Разлюбила? Настояли родители?

4-й ведущий:

Как пушкинская Татьяна, Варенька повиновалась судьбе и вышла замуж за другого. Но оказалось, что для любви все это не может быть существенным препятствием. Лермонтов и Лопухина просто продолжали друг друга любить — не видя, мало зная друг о друге. Видимо, любовь может существовать и так, независимо от присутствия любимых людей.

1-й ведущий:

Они были почти ровесники. Шестнадцатилетняя девушка тогда уже – невеста, а шестнадцатилетний юноша... Они были рождены друг для друга, но роковым образом не для брака, а лишь для любви. Мужчины тогда не женились так рано и, уж во всяком случае, не на ровесницах. Лермонтов в своем возрасте просто не был еще психологически готов к браку. Представим себе, что Варенька Лопухина ждала бы Лермонтова до 30 лет и более. Но 30 лет тогда – это уже старая дева!

2-й ведущий:

Поэтому  выходя замуж за сорокалетнего Бахметьева, она сразу всех освобождала: Лермонтова – от каких-либо обязательств, родных – от дальнейших забот о ее судьбе, себя – от мучительных надежд на новую встречу и новое чувство. Она выходила замуж так, как уходят в монастырь.

3-й ведущий:

Чтобы не нарушить полудетской клятвы, чтобы остаться верной той романтической любви.

4-й ведущий:

Я понял, что душа ее была
Из тех, которым рано все понятно.
Для мук и счастья, для добра и зла
В них пищи много – только невозвратно
Они идут, куда их повела
Случайность, без раскаянья, упреков
И жалобы - им в жизни нет уроков,
Их чувствам повторяться не дано...

1-й ведущий:

Эти строки будут написаны позднее. А в те дни была обида, горькая, невыносимая. Пройдут еще не один день и не один месяц, прежде чем Лермонтов сделает шаг к примирению.

Весной 1838 года он напишет письмо Марии Лопухиной и вложит в конверт стихи. Они будут обращены к ее младшей сестре. В них прозвучат страстная мольба о прощении и признание в страстной вечной любви. За этими стихами последуют и другие.

(клип “Молитва” (Я, матерь божия, ныне с молитвою...)

2-й ведущий: Весною 1838 года Варвара Бахметьева с мужем проездом за границу остановилась в Петербурге. В тот год состоялась последняя встреча Вареньки и Лермонтова. Вот как о том вспоминал Аким Павлович Шан-Гирей:

“Лермонтов был в Царском, я послал к нему нарочного, а сам поскакал к ней. Боже мой, как болезненно сжалось моё сердце при её виде! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск, и были такие же ласковые, как и прежде...”

Во время последней встречи Варвара Александровна попросила Лермонтова проверить её список “Демона” – всё ли в нём верно. Вскоре он вернул ей рукопись с исправлениями и вторым посвящением.

Михаил Юрьевич думал о ней и на Кавказе. После кровопролитного сражения при речке Валерик 11 июля 1840 года он пишет знаменитое одноименное стихотворение, в котором вновь обращается к её образу.

(отрывок из “Валерика” с начала и до слов: “Забыть мне было невозможно...” в исполнении Сергея Безрукова).

(слайд 14)

3-й ведущий: 

Летом 1841 года в Пятигорске Лермонтов встретит свою кузину Екатерину Григорьевну Быховец. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину. И даже перед самой гибелью, обращаясь к кузине, Лермонтов искренне скажет...

(Звучит стихотворение “Нет, не тебя так пылко я люблю...”).

На фоне мелодии ноктюрна №13 Шопена:  

4-й ведущий:

Дуэль предопределила все и покончила со всем. Скорбели все, кто знал Лермонтова и кто понимал, что он - для русской поэзии. Всех охватило оцепенение. Сестра Вареньки и близкий Лермонтову человек пишет в письме другой близкой ему же женщине, Сашеньке Верещагиной: “Последние известия о моей сестре Бахметьевой поистине печальны. Она вновь больна, ее нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, настолько была слаба. Муж предлагал ей ехать в Москву - она отказалась и заявила, что решительно не желает больше лечиться. Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля, поскольку эти обстоятельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений. Какое несчастье эта смерть... В течение нескольких недель я не могу освободиться от мысли об этой смерти и искренне ее оплакиваю.

Я его действительно очень, очень любила”.

(слайд 15)

1-й ведущий:

Варенька не имела возможности выразить свои чувства, она могла только “не желать больше лечиться”. И ей оставалось еще долго видеть перед собой Бахметева, который ревновал ее даже к памяти уже ничем не опасного для него поэта.

Узнав о смерти Михаила Юрьевича, Варвара Александровна, теперь уж Бахметьева, так и не смогла оправиться от удара.

(слайд 16)

2 ведущий:

Она пережила его, томилась ещё 10 лет и покинула этот мир в возрасте 36 лет. Умерла в 1851 году. Похоронили ее в Малом соборе Донского монастыря. Над могилой плита с надписью: “Варвара Александровна Бахметьева, рожденная Лопухина. Скончалась 9 августа 1851 года 36 лет. Помяни ее Господи во Царствии Твоем”.

1-й ведущий:

Как бы то ни было, оба они унесли свою любовь в могилу, один чуть раньше, другая чуть позже. Так разрешилась эта драма...

Приложение.