Лингвистические исследования учащихся в различных поисковых системах в освоении метода QUIZ

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В связи со стремительным развитием в мире новых мобильных технологий происходят огромные изменения в информационной среде, которая окружает нас и оказывает влияние на все сферы нашей жизни, включая образование. Поэтому всё чаще и чаще поднимается вопрос о внедрении и эффективном использовании современных подходов к обучению, которые помогли бы раскрыть способности каждого ученика.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, способную решать, поставленные перед ней, языковые задачи.

Но встает непростой вопрос о том, как помочь развить такую личность, как поддержать мотивацию ученика к изучению английского языка в школе?

Сегодня существует множество различных современных методов и технологий в преподавании ИЯ в школе, но в данной работе я бы хотела поделиться своими наработками в использовании метода “QUIZ” на уроках английского языка. Что же такое “QUIZ”?

Квиз (английское слово) переводится, как

  • короткий письменный или устный тест, предварительный экзамен, проверочный опрос;
  • популярный способ досуга: радио - или TV игра в вопросы - ответы на разные темы;
  • литературная, музыкальная викторина...

В своей работе я предлагаю учащимся не только поучаствовать в “QUIZ” (викторине), но ознакомиться и научиться создавать новый тип текста самостоятельно в процессе лингвистических исследований в различных поисковых системах, а затем представить в программе PowerPoint. Я считаю, что такая работа содействует расширению кругозора учащихся, вовлечению их в диалог культур, способствует усвоению материала, творческому самовыражению, росту активности и повышению мотивации учащихся к обучению в целом.

Сегодня для многих учащихся компьютер является доступным и обыденным предметом, а пользование интернетом не вызывает у них никаких сложностей. Но чаще всего они используют его только для игр или общения, а вот найти необходимую информацию в целях самообразования они порой не умеют и не знают как.
А ведь Интернет – это многоязычный источник информации, который содержит огромную коллекцию материалов на различные темы. Интернет- ресурсы представлены в виде видео- и аудиофайлов, текстовых документов, изображений, таблиц, диаграмм, программ, платформ...

Поэтому очередная задача, которая состоит перед учителем в школе – это помочь ученику сформировать навыки информационной грамотности и культуры для успешного развития своего потенциала, творческого самовыражения и самообразования. Учащимся необходимо овладеть специальными поисковыми умениями, которые позволили бы им быстро и точно ориентироваться, самостоятельно отбирать нужное содержание и эффективно пользоваться этой информацией для выполнения домашнего задания, работы над проектами и т.д.

Также важным звеном в процессе обучения является контроль понимания представленного материала. Можно предложить, как традиционные формы контроля (ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение на карте мира географических названий, имеющихся в тексте, краткий пересказ текста и т.д.), так и нетрадиционные.

В этом случае “Quiz” представляет собой тест, строящийся на принципе выбора правильного ответа из ряда предложенных вариантов (multiple choice). Он занимает немного времени, при этом позволяет проверить одновременно всех учащихся класса, которые поставлены в равные условия (т. е. они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом). Такой прием работы позволяет дать краткую оценку изменения роста знаний, способностей и навыков учащихся.

Таким образом, использование метода “QUIZ” на основе интеграции предметов для развития практических умений и навыков является одним из наиболее эффективных и результативных методов в обучении иностранного языка в школе. На мой взгляд, он помогает изменить не только качество овладения предметом, но и стимулирует учащихся к самостоятельной работе.

Фрагмент урока

Этап обучения: средний

Возраст целевой аудитории: 8 класс

Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа

Межпредметные связи: Информатика, география, история

Ресурсы:

  • УМК - Новый курс английского языка для российских школ (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева) 4-й год обучения;
  • Презентация к уроку в программе PowerPoint;
  • Раздаточный материал (№1, 2);
  • Проектор/доска;
  • Компьютерный класс / Доступ в Интернет.

Цели и задачи урока: развитие практических умений и навыков учащихся на основе интеграции предметов английского языка и информатики.

Образовательные: познакомить учащихся с новым для них типом текста quiz (викторина) и научить их создавать этот тип текста самостоятельно.

Развивающие: расширить знания учащихся в области географии и истории стран изучаемого языка; предоставить возможность учащимся исследовать различные поисковые системы, находить и отбирать информацию и создавать презентаций на основе фотоматериалов и полученной на уроке информации, поисковых сервисов; развивать умение учащихся сотрудничать в группах для выполнения задания.

Практические: совершенствовать грамматические навыки (закрепить порядок слов в вопросительном предложении); практиковаться в умении пользоваться нужной информацией для создания нового типа текста quiz.

Воспитательные: помогать друг другу при решении общего задания; воспитывать познавательные и творческие интересы учащихся и повышать мотивацию к изучению английского языка; создать условия для реализации личности учащегося.

Ход урока

Организационный момент: Приветствие, сообщение цели урока, деление учащихся на группы по 3-4 человека.

Разминка: Активизация лексических и произносительных навыков. Игра “Ассоциации”.

Основной этап: А. Представление основного материала.

Учащиеся получают карточку №1 (Рисунок 1)

  1. Развитие навыков информационной грамотности: умения находить, отбирать, определять и запрашивать нужную информацию, с использованием интернет ресурсов.
  2. Развитие навыков поискового чтения.
  3. Знакомство с новым типом текста “quiz” (викторина).
  4. Тренировка навыков чтения и перевода.
  5. Тренировка грамматических навыков в письменной речи (порядок слов в вопросительном предложении).
  6. Выполнение заданий (индивидуальная работа) ...
  7. Проверка правильности составления вопросов и ответов на них.

В. Проверка домашнего задания

(Find and write the new URLs (Uniform Resource Locator) of the websites that you think are relevant in your “Hotlist” on your topic)

(URL— это стандартизированный способ записи адреса ресурса в сети Интернет)

“Hotlist” – “список по теме” представляет собой список интернет-сайтов по изучаемой теме, ссылки на текстовые сайты, фотографии и видеоклипы.

С. Применение знаний на практике. Учащиеся получают карточку №2 (Рисунок 2)

Учащимся предлагается самим составить QUIZ (викторину) по данному плану, используя материалы Домашнего задания.

Формирование навыков поисковой и творческой деятельности для создания проектов QUIZ (Работа в парах за компьютером)

Контроль выполнения учащимися работы. Оказание необходимой помощи.

D. Динамическая пауза (песня...)

Е. Организация контроля выполненного задания (Контроль правильности постановки вопросов и оформления слайда). Учащимся предлагается инсценировать игру-викторину.

В каждой группе назначается ведущий, который демонстрирует свой слайд и зачитывает вопрос. Учащиеся других групп выбирают правильный ответ.

Заключительный этап: Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. Предложенный план урока позволяет сформировать как языковые навыки (составление вопросительных предложений, ответы на вопросы), так и способствовать повышению информационной грамотности учащихся.

В результате учащиеся смогут:

- исследовать возможности различных поисковых систем;

- практиковаться в их использовании;

- научиться определять, запрашивать, находить и отбирать нужную информацию;

- расширить знания в области литературы, географии, истории, изучения ИЯ, а значит и культуры, традиций и обычаев народов разных стран;

- научиться работать совместно для достижения общей цели;

- распределять функции в группах, брать на себя ответственность за выполнение части работы;

- помогать друг другу при решении общего задания.

Все это в дальнейшем поможет:

- стимулировать самостоятельную работу учащихся;

- проявить себя в соответствии с познавательными предпочтениями;

- развивать их умение кратко излагать основную информацию, представленную в текстах;

- работать быстро и эффективно над проектными и исследовательскими работами;

- способствовать творческому самовыражению.

Таким образом, рассматривая взаимосвязь лингводидактических задач обучения и информационных технологий, возможна интеграция навыков информационного поиска в Интернете с развитием языковой и речевой компетенции для выполнения поставленной задачи. А благоприятный психологический климат таких занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, что способствует личностному росту учащихся и мотивации к изучению иностранного языка.

12.04.2015