Урок математики на тему «Переместительное свойство сложения». 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели деятельности учителя: способствовать выявлению и формулированию переместительного свойства сложения, применению этого свойства в случаях, когда второе слагаемое больше первого; создать условия для составления столбика таблицы сложения с числом 5.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют применять переместительное свойство сложения в случаях, когда второе слагаемое больше первого, составлять столбик таблицы сложения с числом 5.

Личностные: ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи.

Познавательные: самостоятельно проводят сериацию объектов; под руководством учителя осуществляют действие подведения под понятие.

Коммуникативные: контролируют свои действия в ходе учебного процесса; учатся формулировать собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро”,
Доброе утро, мои дорогие ребята!
Я очень рада, что мы с вами опять вместе!

II. Актуализация знаний и практических умений

Учитель: Сегодня на уроке математики при знакомстве с новой темой мы с вами отправимся в гости к сказке. К какой сказке? Угадайте сами.

Задание: Расположите числа в порядке возрастания: 1, 9, 2, 7, 4, 5, 8.

Цифры переворачиваем и читаем название сказки.

Ученики:  Русская народная сказка “Колобок”.

Учитель: Верно. Столько опасностей подстерегает колобка: и заяц, и волк, и медведь, и хитрая лиса. 

Вот катится колобок по дороге, а навстречу ему .. заяц.

Заяц и говорит: “Колобок, если ты не выполнишь мои задания, я тебя съем!”. Колобок просит вас, ребята, помочь. Итак, первое задание.

Рассмотрите запись на экране. Что можете сказать?

На экране:

1 2 3 4 6 7 8 9 …

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …

Ученик: Это числовые ряды.

Ученик: Я дополню. Это натуральные числовые ряды.

Вова: Рома, первый ряд не натуральный – там нет числа 5, а в натуральном ряду все числа идут по порядку.

Даша: А ещё мы говорили, что каждое число увеличивается на 1. А точки показывают, что этот ряд можно продолжать бесконечно.

Учитель: Замечательно. Продолжим работу.

Назовите число, которое больше 5 и меньше 7.

Дети: Шесть.

Учитель: Назовите число, которое обозначает число ног у паука.

Дети: Восемь.

Учитель: Что вы можете рассказать о числе 8?

Ученики: Натуральное однозначное число. Его соседи числа 7 и 9.

Учитель: Вспомним состав этих чисел: 7 и 9. Ученики показывают на пособии с кружками состав чисел, учитель фиксирует результаты на доске.

- Молодцы, ребята. Помогли колобку справиться с заданиями зайца, спасли колобка. Покатился колобок дальше. Кто встречает колобка?

Ученики: Да это же волк!

Учитель: От волка просто так не уйдешь. Будьте внимательны. 

3) На доске выражения:

5+3             5+1 

7-4              3+5

1+5             6-3

- На какие группы можно разделить эти выражения?

Ученики: Суммы и разности.

Учитель: Какие математические действия выполняются в суммах и разностях?

Ученики: В суммах - сложение, в разностях – вычитание

Учитель: Ученик у доски выполняет задание: делит выражения на две группы.

Ученики:

5+3                 6-3
5+1                 7-4 
1+5 
3+5 
Учитель: Назовите компоненты суммы и компоненты разности. Найдем значение сумм и разностей.

Ученики: Компоненты сложения: 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы; компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.

Учитель: Найдем значение сумм и разностей.

- первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, найдите значение суммы (8);
- уменьшаемое 7, вычитаемое 4, найдите значение разности (3);
- второе слагаемое 5, первое слагаемое 3, найдите значение суммы (8);
- первое слагаемое 5, второе слагаемое 1, найдите значение суммы (6);
- к 1 прибавить 5, ответ (6);
- последнее выражение прочитайте самостоятельно и найдите его значение (3).
- Чем похожи разности?

Ученики: Одинаковым значением разности (3).

Учитель: Молодцы, ребята! И покатился колобок по дороге- только волк его и видел! Динамическая пауза.

Мы считали и устали,
Мы тихонько дружно встали,
Ручками похлопали раз-два-три,
Ножками потопали раз-два-три,
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.

III. Усвоение новых знаний

Учитель: Катится колобок, а навстречу ему. 

Ученики: Медведь.

Учитель: Поспорили медведь с колобком. Кто из них прав?

У колобка в корзине 4 яблока и 3 апельсина, а у медведя 3 груши и 4 яблока. У кого фруктов больше?

Колобок считает, что в его корзине фруктов больше, медведь с этим не согласен.

- Как разрешить их спор? 

Ученики:  Необходимо сосчитать количество фруктов в корзине у колобка и медведя.

Учитель: Отложите на пособии в верхнем ряду количество фруктов колобка, а в нижнем ряду - количество фруктов медведя. Что заметили?

Ученики: У колобка и медведя фруктов одинаковое количество. 

Учитель: Каким математическим действием можно записать решение.

Ученики: Сложением. Колобок 4+3=7 (ф.)

Медведь:  3+4=7 (ф.)

Учитель: Внимательно посмотрите на равенства. Чем похожи, чем различаются?

Ученики: Сходство: в суммах одинаковые слагаемые. Значения сумм одинаковые. Различие: первое слагаемое в первом равенстве является вторым слагаемым во втором равенстве, второе слагаемое в первом равенстве является первым слагаемым во втором равенстве. 

Вывод: если слагаемые поменять местами, то значение суммы не изменится.

Учитель: Как назовём такой закон сложения?

Ученик: Переместительный, так как слагаемые меняются местами.

Учитель: Скажите, пожалуйста, тему нашего урока.

Ученик: Переместительный закон сложения.

Учитель: Сформулируйте задачи урока.

Дети формулируют задачи урока.

IV. Проверка понимания обучающимися нового материала

Учитель: Проверим верность наших суждений. Работа с учебником: И. Аргинская с. 9,  № 19.

- Сравните две суммы каждого столбика. Найдите значения сумм. Что вы заметили?

Ученики: В суммах действует переместительный закон сложения.

Учитель: Прочитаем этот закон в учебнике. Мы были правы? Расскажите переместительный закон сложения в паре друг другу.

- Вернемся к суммам, которые колобку предлагал волк. Нет ли среди них сумм, в которых действует переместительный закон сложения?

- Выпишем эти суммы в тетрадь. Постараемся доказать действие переместительного закона сложения в этих суммах.

5+3=8          3+5=8                   5+3=3+5

Вторую пару сумм дети записывают самостоятельно, один ученик работает у доски. Помощь учителя оказывается обучающимся дифференцированно.

1+5=6          5+1=6            1+5=5+1

Учитель: Зачем в математике нужен переместительный закон? Будем ли мы его применять в ходе решения задач, выражений, на практике?

V. Закрепление нового материала 

Учитель: Ребята, вы помогли колобку решить задания медведя. А вот навстречу колобку идет не спеша лиса, при беседе краса. Удастся ли колобку уйти от лисы, зависит только от вас. Будьте внимательны. Работа с учебником: И. Аргинская с. 10,   № 20.

Выполняя задания, дети составляют таблицу сложения на 5.

Взаимопроверка. Вы спасли колобка от хитрой лисы.

Учитель: Ребята, вы помогли колобку справиться со всеми заданиями урока.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:  Что нового вы узнали на уроке математики?

И что вам хочется сказать на прощание? Как пополнились ваши знания сегодня?

Оля: Я математику люблю. Я познакомилась с переместительным законом сложения.

Вова: И я рад, что теперь знаю, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Матвей: Я узнал, что удобнее к большему числу прибавлять меньшее.

Оля: Чтобы у нас всё получалось, мы должны работать дружно. И советуем героям сказки дружить.

Учитель: Оценивание работы детей. Благодарность за урок.

20.04.2015