Урок на тему «НЕ с глаголами». 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Класс: 6

Тип урока: повторительно-обобщающий + урок изучения новой темы.

Вид урока: урок-путешествие.

Цели:

  • систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.
  • познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием НЕ с глаголами.
  • развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь);
  • воспитывать культуру речи: предупреждать грамматические и речевые ошибки в образовании и употреблении отрицательных местоимений.

Задачи урока:

1. Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.

3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентации Power Point.

1. Организационный момент. Этап “включения” в урок.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и покажете себя только с лучшей стороны.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный – урок-путешествие. И на этом уроке мы с вами посетим “Страну всяческих действий”. (Слайд 1).

- Какие действия вы видите на экране? Перечислите.

Наше путешествие начнется со столицы Глаголии, из столицы мы отправимся в город Словообразования, если правильно выполним задания, то сможем попасть в город Грамотности, затем дойдем до города частицы НЕ и узнаем тайну написания частицы НЕ с глаголами. (Слайд 2).

Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. На этом уроке мы с вами повторим, обобщим и закрепим наши знания о глаголе. Вы готовы? В таком случае давайте проверим вашу готовность и отправимся в путешествие. (Слайд 3).

3. Фронтальный опрос. (Повторение) (Слайд 4).

ЧТО ТАКОЕ ГЛАГОЛ?

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: “Что делать?, Что сделать?” Обозначает действие.

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА?

Глаголы бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАГОЛ?

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

4. Практикум. (Слайд 5).

А) Давайте послушаем “Песенку друзей”. Вы находите и записываете в тетрадях глаголы.

Песенка друзей. (Слайд 6).

Мы в город Изумрудный
Идём дорогой трудной.
Идём дорогой трудной,
Дорогой не прямой.

Заветные три желания
И Элли возвратится
С Тотошкой домой.
А я рожден железным,
Я мог бы стать полезным,
Да только не хватает
Сердечной теплоты.

Из какой сказки эта песня? Из сказки А. Волкова “Волшебник изумрудного города”.

Б) Город Словообразования. (Слайд 7,8).

Глаголы образуются от разных частей речи при помощи приставки, суффикса, приставки и суффикса.

  • писать – переписать
  • ужин – ужинать
  • тепло – утеплить

В) Мы дошли до города Словообразования, но для того, чтобы мэр города впустил нас в свой город, мы должны написать ПРОШЕНИЕ МЭРУ города Словообразования, употребляя в письме как можно больше глаголов. (Слайд 9).

Уважаемый мэр!

Мы хотим обязательно побывать в вашем городе. Мы будем...

Г) Наконец мы попали в город Словообразования. Но чтобы пройти через город, нам нужно правильно угадывать сигналы светофора. Вы знаете, что глаголы бывают переходные и непереходные?

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? /что? , писать статью, вязать свитер, петь песню.
Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.

Как их различить? (По предлогу. Если глагол соединяется с последующим существительным только с помощью предлога, значит, он не переходный. А если предлог не нужен, тогда переходный. Например, без предлога - переходные глаголы: читать книгу, грызть бублик, решать задачу. С предлогом - непереходные: учиться в школе, ходить на занятия, гулять с друзьями).

Непереходные глаголы будут красного цвета, переходные – зеленого. Я называю глаголы – вы определяете цвета. (Слайд 10).

Автобус отправляется, перешел улицу, останавливает нарушителей, предупреждает об опасности, сходил в кино, ездил на автобусе, держит курс, пропустил пешеходов.

Д) Итак, мы прошли город Словообразования и благополучно дошли до города Грамотности. (Слайд 11)

Чтобы пройти этот город, нам нужно вспомнить правописание ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? и что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем пишется ТЬСЯ: он хочет встретиться.

Если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопрос что делает?, то в нем пишется ТСЯ.

Е) Исправьте ошибки в предложениях: (Слайд 12).

  • Буду учится живописи.
  • Хочетца искупатьца в море.
  • Сторож успел разжечь костёр.
  • Надо береч честь смолоду.
  • Удалось увлечся спортом.
  • Хватит ленится.

Ж) Мы подходим к последнему городу частицы НЕ. (Слайд 13,14).

Чтобы познакомиться с правописанием частицы НЕ с глаголами сначала прочитаем стихотворение Михалкова про друга. У всех у вас есть друзья, может, кто-нибудь хочет дополнить несколькими словами и расскажет про своего друга? Чего еще не должен делать лучший друг?

Сделаем вывод: НЕ с глаголами пишется раздельно.

Записываем правило в тетрадях. (Слайд 15).

З) Словарный диктант. (Слайд 16).

Не жалею, не плачу, не хочу, не представляю, ненавижу, недоумеваю, негодую, не пойду, не буду, не выйду, не нравится, не напишу, не успею, не обгоню, недомогаю, недолюбливаю, неймется.

5. Итоги урока. (Слайд 17).

  1. О чём мы сегодня говорили?
  2. Что нового узнали?
  3. Как пишется НЕ с глаголами?

6. Домашнее задание: выучить правило.