Цикл занятий по профилактике противоправного поведения «Суд присяжных». 8–9-е классы

Разделы: Социальная педагогика


Цель: профилактика противоправного поведения несовершеннолетних.

Задачи.

1. Познакомить обучающихся с нормами уголовной, гражданской, административной ответственности при совершении правонарушении различной тяжести.

2. Научить самостоятельно различать виды правонарушений, степень вины за совершенные противоправные поступки.

Оборудование: атрибутика суда (гонг или молоток), карточки с заданиями, в которых описаны различные ситуации противоправного поведения, в которые может попасть несовершеннолетний.

Форма занятий: учащиеся делятся на две группы, изображая ситуацию “суда присяжных”. Каждая группа получает карточки с ситуациями и обозначает меру вины и ответственность за правонарушения.

Участники: обучающиеся 8-9 классов.

Данный цикл рассчитан на 6 занятий, длительностью 40 минут каждое, периодичность проведения – 1 раз в неделю.

Название и содержание занятий цикла

№ п/п Название занятие Цель занятия Содержание занятия
1. Предварительное информирование. Знакомство с основными понятиями “преступление”, “ответственность”, “наказание”, возрастными границами уголовной ответственности. Информирование участников о видах преступлений, - Рассказ педагога о видах ответственности.

- Групповая дискуссия “Что такое закон?”.

2. Преступление и наказание. Знакомство с понятиями “хулиганство”, “вандализм”, “жестокое обращение с животными”, “заведомо ложное сообщение об акте терроризма”, “оскорбление” и юридической ответственности за эти действия. - На суд присяжных представлены ситуации, в которых обозначены такие правонарушения как хулиганство, вандализм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, оскорбление. Учащиеся должны обозначить степень вины несовершеннолетних в каждом случае и определить меру наказания.
3. Чужое добро до добра не доведет. Знакомство с юридическим понятием “хищение”, “кража”, “разбой”, “грабеж”, “угон”, “вымогательство” и юридической ответственностью за эти действия. На суд присяжных представляются ситуации, в которых подростки украли чужое имущество. Учащиеся, работая в группах должны определить, какова мера наказания для несовершеннолетних, совершивших подобное правонарушение.
4. Осторожно! Наркотики! Знакомство с правовыми нормами и ответственностью за хранение и сбыт наркотиков и психотропных веществ. Все задачи представляются либо в виде короткой ролевой игры, либо как случай перед “судом присяжных” с соблюдением игрового антуража процедуры суда.
5. Права и обязанности гражданина РФ. Знакомство с правами. Определение возможности каждого человека (участника) при необходимости защитить свои права. Дискуссия “Я имею право”. Учащимся предлагается высказаться о том, какие права у них есть, осуществляют ли они их в полной мере, что мешает и что помогает их осуществлять.
6. Подведение итогов. Проведение самоанализа о необходимости проведения данных занятий Групповая дискуссия “Что мы узнали, чему научились”

Анкетирование участников занятий.

Список используемой литературы

  1. Коррекционно–развивающая программа для подростков “Фарватер”/Под ред. Е.В. Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
  2. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. СПб.: Речь, 2007.

19.04.2015