Формирование гражданской идентичности сельских школьников на основе использования ресурсов социума

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


 «Быть человеком трудно. Стать человеком – большая работа»

Э. Межелайтис

Формирование разносторонне развитой личности одна из важнейших задач воспитательного процесса, в ходе которого происходит не только развитие интеллектуального потенциала личности ребенка, формирование духовных основ, нравственных ценностей, но и осуществляется социализация личности, развитие ее как члена социума. 

Значительную часть своего детства ребенок проводит в школе, и именно здесь проходят наиболее сложные возрастные этапы его развития, закладываются основы научных знаний, развиваются познавательные способности, формируются первые учебные навыки и т.д. В школе ребенок получает и знания социального порядка, учится нормам и правилам социального поведения, знакомится с теми требованиями, которые предъявляет общество к личности как субъекту социальной жизни, усваивает их. Здесь процесс социализации личности происходит наиболее полно и целенаправленно, без влияния стихийного элемента. 

Другая часть жизни ребенка, не менее важная, чем его школьная жизнь, проходит в социуме в семье, группе сверстников, на улице, в социальных институтах и т.д., где также осуществляется воспитательный процесс, существенно отличающийся, однако, от воспитательного процесса в школе. Более того, нередко именно социум нивелирует воспитательные усилия школы, поскольку в нем наиболее ощутим стихийный элемент, влияющий на формирование личности как члена социума. Вместе с тем влияние социума вряд ли можно считать негативным наряду с влиянием улицы существует и влияние семьи, друзей, различных социальных институтов и т.д. Проблема в том, что в социуме ребенку сложно разграничить позитивные и негативные воздействия, принять то из них, что наиболее ценно. 

Актуальность  совершенствования  системы  общего  образования определяется  социальной  и  практической  значимостью  вопросов  гуманизации и  демократизации  общества,  задачами формирования  активно-созидающей,  творческой  личности,  способной  к  саморазвитию  и самосовершенствованию.  Важнейшим  условием  самореализации  личности  выступает самоопределение на основе самопознания и ценностно-смысловой ориентации в жизненных целях.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация». «Идет становление гражданской активности. Люди начинают соотносить свою собственную жизнь, свою работу с заботами об окружающих, с устремлениями всего народа и интересами государства». «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране. Как говорил Солженицын: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная»». (ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ВЛАДИМИРА ПУТИНАФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ, 12.12.2013)

Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Основные требования общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся как граждан России формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности формирование правовой культуры и социально-политической компетентности формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства воспитание патриотизма воспитание толерантного сознания.

Анализ  существующей  практики  формирования  гражданской  идентичности в  образовательных  учреждениях обнаруживает  недостаточность  целенаправленной  планомерной  работы  по формированию  гражданской  идентичности  в  школе  (Собкин  В.С.,  1997;  2003).  Это  находит выражение  в  низком  уровне  школьного самоуправления,  отсутствии продуманной  тактики воспитания  гражданской  идентичности,  недостаточном  использовании  воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социально  активные  виды  деятельности,  в  преобладании  «знаниевой»  парадигмы организации обучения, по сравнению с компетентностной и деятельностной.

Сегодня перед российским обществом стоит задача формирования гражданской идентичности личности с акцентом на участии в общественных делах, освоении прав и свобод гражданина.

Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а предполагает целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного  выбора  и  самоопределения  в  условиях  уважения  права  других  на  свой  выбор.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

  • когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности),
  • ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности)
  • эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности),
  • деятельностный
  • реализация гражданской позиции в общении и деятельности; гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость.

Результатом  сформированности  когнитивного  компонента  гражданской  идентичности  является знание о принадлежности к гражданской общности, представления, хотя и не всегда адекватные об идентифицирующих  признаках,  принципах  и  основах  данного  объединения  (территориальные, культурные,  политические  и  т.д.),  о  гражданстве  и  характере  взаимоотношений  гражданина  и  государства и граждан между собой. В них входит образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ  (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений определяет  ценностный  компонент.  Важнейшими  составляющими  эмоционального  компонента являются стыд, гордость за «свою страну» Гордость за свою страну представляет собой важнейший  индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности.

Основными задачами  воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

  • Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся
  • Историческое воспитание
  • Политико-правовое  воспитание
  • Патриотическое воспитание
  • Трудовое  (профессионально-ориентированное) воспитание
  • Экологическое воспитание.

роанализировав ситуацию, возникает проблема: «Современная система не позволяет формировать гражданскую идентичность».

Системообразующим звеном будущей программы является воспитание гражданской идентичности через целостную систему использования ресурсов социума и выстраивание проектной деятельности на основе соглашений и заказов.

Я считаю, что воспитание гражданской идентичности позволяет выполнить основные требования времени и подготовить сельского ребенка к жизни, активной трудовой деятельности. Для решения этой комплексной задачи для коллектива школы можно охарактеризовать следующие основные позиции, определяющие совместную деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнеров:

  • широкое внедрение проектных технологий в обучение и воспитание школьников, деятельность педагогического коллектива;
  • с учетом современных тенденций переосмысление технологии коллективной творческой деятельности, усиление ее личностно-ориентированного характера и активное использование этой технологии взрослыми и детьми;
  • развитие подлинного ученического и родительского самоуправления;
  • целенаправленная организация разновозрастных объединений (клубов и кружков, секций, трудовых объединений, проектных групп, отрядов);
  • построение системы организации различных типов социально значимых и учебных проектов (общешкольных, групповых, семейных и индивидуальных) как комплексного и интегративного средства воспитания гражданской идентичности;
  • расширение и обогащение социальных связей, дальнейшее развитие социального партнерства, консолидация действий всех имеющихся социальных институтов для решения задач образовательного учреждения;
  • привлечение родительской общественности к социально значимой проектной деятельности и решение задачи улучшения качества семейного воспитания;
  • дальнейшее развитие взаимодействия членов коллектива с педагогической наукой.

Главный результат – организация воспитания не как совокупности мероприятий, а как целостной системы активной и успешной жизнедеятельности учащихся, родителей, педагогов, социальных партнёров.

Ведущая идея – развитие воспитательной системы школы через проектную деятельность как приоритетную, позволяющую гуманно и гибко выстраивать педагогический процесс, учитывая и развивая разнообразные интересы детей, обеспечивающую воспитание трудолюбия у учащихся и соответствующее представлениям о современном молодом жителе села на основе духовного, культурного, исторического потенциала села и его традиций.

Мною составлен комплекс организационно-педагогических мероприятий, по созданию системы для воспитания гражданской идентичности школьников представлены в таблице (Приложение 1).

Определяя сформированность гражданской идентичности,  нужно подчеркнуть, что на детей воздействуют и другие факторы (семья, социальное окружение, средства массовой информации и т. д.).

В то же время с учетом особенностей малочисленной сельской школы актуальными являются принципы:

  • организации взаимодействия детей в разновозрастных группах;
  • интеграции в образовательном процессе;
  • преемственности в работе дошкольного учреждения, общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования;
  • принцип педагогизации социального окружения школы, который предполагает включение школьников в общественно-полезную деятельность на селе; освоение и развитие местных традиций и культурного наследия, включение их в воспитательный процесс; привлечение в образовательный процесс «человеческих ресурсов среды» (жителей села, специалистов местных предприятий); использование материальной, производственной, культурной базы села.

Опыт убеждает в том, что выполнить поставленную задачу одной школе не под силу, только используя воспитательный и образовательный потенциал социального окружения, можно приблизиться к её выполнению.

Сотрудничество детей, родителей, учителей, односельчан, специалистов местных хозяйств и предприятий – благодатная почва для развития личности ребёнка, всех его интеллектуальных и нравственных качеств. Расширение образовательного пространства урока позволяет сделать процесс обучения и воспитания многоуровневым и многофункциональным. В совместной деятельности у детей появляется больше возможностей раскрыть себя, проявить личные качества, инициативу, ответственность, смекалку и трудолюбие. В такой деятельности проявляются организаторские способности, чувство ответственности за происходящее вокруг.

Деятельностный подход в формировании гражданской идентичности обучающихся наиболее эффективно осуществляется через реализацию социально значимых проектов.

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходимых будущим труженикам села. Особенности малочисленной сельской школы позволяют осуществить интеграцию средств учебной и внеучебной деятельности, привлекать к участию в реализации проектов всех обучающихся, педагогов школы и социальных партнеров.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 – No 6. с. 4-0.
  2. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование – М.: ЦСО РАО, 1997. – 320 с.
  3. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. – М: Центр социологии образования РАО, 2003 – С.9-38.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344с.
  5. http://www.allbest.ru/ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА» Ю.А. Семенова.
  6. Кордонский С. Государство, гражданское общество и коррупция // Отечеств. зап. № 6. www.strana-oz.ru.
  7. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. № 3. С. 29.
  8. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности. С. 13-14.
  9. Зигерт, Й. Гражданское общество в России // Отечеств. зап. 2005. № 6. www.strana-oz.ru.   
  10.  http://www.bgarf.ru/chernikova.doc
  11.  Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.
  12.  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.
  13.  Электронный ресурс KONDAKOV HISTORI.
  14.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998 г.