Урок музыки «"Моцартиана" – связь времен"». 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Вход под музыку В. Моцарта «Турецкий марш».  (П. И. Чайковский. Симфония № 6)

№ п/п

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент Приветствие в форме вокализации: «Добрый день, ребята, здравствуйте!» 
Наш  урок начнем с песни! Распевание:  «Дружба и братство дороже богатства»
Вокальный ответ: «Добрый день, учитель, здравствуйте!»
Подготовка к уроку.
2. Мотивация  к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доску слова: красивая, правдивая

Сейчас повторим песню  Г. Струве. «Весенняя песенка». (Приложение 1)

Ребята, какое настроение рисует «Весенняя песенка»?

Какое чувство  и настроение вызывает  у вас эта песня?

Почему?

Как вы думаете, её можно исполнить на каком-либо концерте в школе?

А сможет она вызвать такое же чувство и настроение у слушателей?

В том случае, если мы споём песню…

Тогда споём с настроением и выразительностью!

Какими качествами должна обладать   музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?

С какой  красивой и правдивой музыкой по содержанию мы с вами знакомились?

Мы часто говорим:  «Музыка красива!» Почему?

Да.  Только тогда она может преобразовывать самого человека и  его жизнь!
А  сейчас назовём композиторов, с музыкой которых мы знакомы. И нам поможет в этом  Кроссворд «Композиторы»
По – горизонтали:
1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и подпору.
2. Немецкий композитор.  В его музыке можно услышать, как судьба стучится в дверь.
3. Основоположник  русской классической музыки  
4. Русский композитор, химик, член «Могучей кучки». 
5.Русский композитор-сказочник, морской офицер.
6.Немецкий композитор. Основатель полифонической музыки  
7. Польский композитор.
8. Вид искусства  в звуках это …

              1.Ч А Й К О В С К И Й
                                  2.  Б Е Т Х О В Е Н
                            3. Г Л И Н К А
4. МУСОРГСК И Й
                  5. Р И М С К И Й-К О Р С А К О В
                    6. Б А Х
     7.Ш О П Е Н
                  8. М У З Ы К А

Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском?
С какими  его произведениями вы знакомы?
Когда он жил?

 

Она передает радость от прихода весны, рисует её весёлый нрав, игривость и задор.

Радость  и восторг жизни!

Темп стремительный, быстрый. Мелодия песни живая, энергичная.

Бодро, весело! Выразительно!

Поют песню.

Музыка должна быть красивой и правдивой, в этом её сила!

Приводят примеры: Ария Снегурочки, Песня Леля…

Музыка красива именно потому, что она рассказывает  о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни!

 

  1. Чайковский
  2. Л. Бетховен
  3. М.И.Глинка
  4. М. Мусоргский
  5. Н.А.Римский-Корсаков
  6. И.С.Бах
  7. Ф.Шопен
  8. МУЗЫКА.

 

 

 

 

Великаны. Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека.  Их музыка нам помогает жить!

Русский композитор, одарённый, много балетов, симфоний… В 19 веке…

3. Актуализация знаний по теме.

На доску:

Музыка –
Связь времен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворение

Звучит «Менуэт»

Ребята,  с какими еще  великими  композиторами  вы знакомы?
В  каком веке жил Моцарт?

Ребята,  что объединяло этих  композиторов  разных времен?
Как вы думаете, что мы сегодня будем рассматривать на уроке?

Сегодня  на  уроке  вновь  прозвучит  музыка  Моцарта:   знакомые  вам  произведения  композитора,  и  новые,  ранее  не звучавшие  у  нас  на  уроках. Сегодня нас поведут в мир большой музыки гениальный австрийский композитор XVIII века В. А. Моцарт и великий русский композитор XIX века П. И. Чайковский!

И так, тема нашего урока: Музыка – связь времен.
(запишите в тетрадь).
А в рамках этой темы, о чем  мы можем поговорить? Какова цель нашего урока?


Мы сейчас   послушаем  интересные факты из жизни В. Моцарта и  его гениальную музыку.
(Устная мини-викторина)

1-й  фрагмент: «Симфонии № 40»

Назовите это произведение. А теперь к нему назовите по 1 прилагательному:  какая симфония, какая в ней мелодия?

2. «Рондо» из сюиты  «Маленькая  ночная серенада» (Приложение 4)

Назовем произведение и снова  прилагательное!

Разные композиторы, поэты, писатели  восторгались музыкой Моцарта!
Ребята, прочтите   высказывания о Моцарте.

«Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».  Д.Д.Шостакович.  «Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».   А.Рубинштейн.   (Приложение 2

Как вы их понимаете?

Посмотрите,  какие слова великих композиторов совпадают с вашим пониманием музыки гениального  Моцарта?

Музыка Моцарта несет радость, счастье! Соприкасаясь с такой красотой жизнерадостной музыки, человек сам будет красивее, гармоничнее и такой будет вся  его жизнь!

Физминутка под Менуэт из «Маленькой ночной серенады» Моцарта.

 

Моцарт, Прокофьев…
В 18в.

Музыка. Любовь к музыке.
Их связь. Связь времен.

 

 

 

 

а) Познакомиться с   музыкой, композиторами, больше о них узнать
б) обсудить связь времен…

Выступления  2-х учащихся.

Симфония
Радостная, счастливая… красивая,

 

Ночная серенада
Игривая, солнечная, ясная.

 

 

Дети читают высказывания.

Музыка Моцарта вечна,  она всегда молодая, понятна для всех. Она –  как лучи солнца поднимает настроение, её приятно слушать…

Радостная, солнечная,  светлая,..

Учащийся читает отрывок из стихотворения  «Соната Моцарта» М. Алигер. (Приложение 3)

4. Изучение нового материала.

Презентация, слайд 1

Презентация  1.
Моцарт и Чайковский… Великие имена рядом. Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души!
«Из всех великих композиторов, наиболее нежную любовь питаю к Моцарту. Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете» – так говорил  о музыке Моцарта П.И.Чайковский.
 
  Слайд 2

Слайд 3

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

Слайд 5

 

Видео (спрашивайте материал у автора статьи. Прим.ред.)

Как вы думаете, во что могла вылиться эта любовь Чайковского к Моцарту?

В дневнике композитора П. Чайковского  читаем такие слова: «Играл Моцарта и восхищался… Мысль о сюите из Моцарта.  Моцарт есть высшая кульминационная точка  красоты  в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга!  В Моцарте  я люблю всё».
П.И.Чайковским  была создана  оркестровая сюита в 1887 году в память 100-летия  первой постановки оперы В.Моцарта «Дон Жуан».  Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке»
Ребята, прочтите внимательно это необычное слово –  МОЦАРТИАНА.
Что вы можете о нем сказать? Какова основа  его?
П.Чайковский  взял в основу своей сюиты малоизвестные произведения Моцарта – жига, хорал.  Как вы думаете, почему?
А вот так отвечал сам П. И. Чайковский: «Большое количество превосходнейших  мелких сочинений Моцарта, вследствие непонятной  причины,  мало известны не только публике, но и многим из музыкантов. Мне кажется, что этой сюите предстоит большая будущность…».   Автор  сюиты хотел  дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества Моцарта.
Сюита  «Моцартиана»   П.И.Чайковского является обработкой (интерпретацией) для симфонического оркестра трех фортепианных пьес и одного хора В.А.Моцарта.  Жига,   Менуэт,   Католический хорал (молитва),  Десять вариаций.
Запишите в тетрадь порядок  пьес «Моцартианы».
 Что такое сюита,  жига, менуэт, хорал, вариации -    я раздам вам памятки, и вы вклеите в тетрадь.
А сейчас мы послушаем  фрагменты сюиты «Моцартиана» в исполнении Новосибирского симфонического оркестра.

Он, наверное, что-то написал   о нём…
посвятил произведение…

 

 

Корень – Моцарт! Что-то большое…

 Он хотел, чтобы человечество  не забывало музыку Моцарта никогда.

 

Делают записи в тетради.
Смотрят и слушают сюиту Чайковского.

5. Первичное закрепление

 

 

Учебник «Музыка» 6 кл. с. 137)

В чем проявляется сходство, родство музыки Моцарта и Чайковского? Сравните мелодии.

 

Ребята, вам понравилось новое произведение,  «Моцартиана»?
Об этой музыке норвежский композитор  Э.Григ написал: «Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть… хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облеченную в современную инструментовку… Против такой модернизации,  предпринимаемой для проявления чувств восхищения, возразить ничего нельзя».
Вы согласны с этим высказыванием Грига?

Песенность  мелодий.
Симфония № 6 Чайковского помогала хирургу и музыка Моцарта тоже оказывала благоприятное воздействие на человека.

Ответы учащихся

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

 

Слайд 6

 

 

Слайд 7

Звучит музыка Моцарта (Приложение 4).

Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?  
Из каких частей  состоит это музыкальное произведение?
Чем явилась «Моцартиана»  по отношению к Моцарту?
Вернемся к теме нашего урока: "Музыка – связь времен".
Как вы думаете,  какое слово в нашей теме урока можно изменить? Какая музыка их связала, несмотря на разные времена, века?
Запишите в тетрадь: Моцартиана – связь времен.

Домашнее задание: составь вопросы к кроссворду «Звучит нестареющий Моцарт!»

Звучит нестареющий Моцарт
Музыкой я несказанно обласкан
Сердце в порыве высоких эмоций.
Каждому хочется добра и согласия!

В заключенье нашей встречи я хочу пожелать вам,  чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро, согласие и радость! Пусть поможет вам в этом, нестареющая музыка Моцарта  и Чайковского!
Спасибо за урок!

Моцартиану.
Жига,   Менуэт,  Молитва, Десять вариаций.
Эта сюита стала  музыкальным памятником Моцарту.