Учебная ситуация с системно-деятельностным подходом на уроке

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: передача педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

  • познакомить коллег с технологией создания УС на современном уроке в рамках системно-деятельностного подхода;
  • обогатить представления педагогов о структуре, типологии, приёмах работы с УС на современном уроке;
  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, сигнальные карточки.

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые гости!

Сл 1. Волшебный дар цветов и их красота творят чудеса. Общаясь с этим прекрасными творениями природы, человек становится добрее, нежнее, духовно богаче. Цветы лучшие посредники в общении между людьми. Цветы сопутствуют нам постоянно в течение жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание (Каждому вручается фрагмент картинки с изображением цветка)

За одну минуту Вам необходимо собрать изображение цветка и занять своё место (формирование рабочих групп).

Сначала несколько слов о том, как мы будем работать. На ваших столах лежат бабочки: синяя, зелёная и красная. Для голосования вам потребуются красные и синие бабочки. =Красная бабочка означает ответ “НЕТ”,= синяя “ДА”.= Если у вас возникает вопрос, вам необходимо поднять бабочку жёлтого цвета. Давайте еще повторим и эти правила:

1. Давать конкретный ответ на вопрос.

2. Исключить детали, которые не являются необходимыми.

3. Не уклоняться от темы.

4. Соблюдать регламент.

5. Уважать выступающего.

СЛ 2. Б.Шоу сказал: “Единственный путь, ведущий к знанию...” - продолжите фразу (деятельность)=

По-вашему, что такое деятельность?

Мы посмотрели определение деятельности в разных словарях и предлагаем Вашему вниманию вот такое определение:

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека (в отличии от поведения).

Хотелось бы процитировать из стандартов ФГОС НОО:

В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования,
  • и гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Таким образом, произошла смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое раньше должно было излагаться на уроках ученикам, главным становятся результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Понимаем, что в школе должны вводиться новые формы учебных занятий. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок, современный, стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени

(Приложение 1)

Итак, главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников, которую можно достичь следующими путями.

Ход познания – “от учеников”. Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью со стороны учителя или других учеников в парной или коллективной деятельности. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.

Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Я предлагаю вам составить кластер, выбрав, через что реализуется системно-деятельностный подход на современном уроке.

Проверьте себя по эталону (слайд)

Найдите на столе солнышко с 6 лучиками, обозначающими выбранные компоненты. Теперь отметьте на каждом, на сколько баллов Вы, как учитель, на уроке, реализуете с-д подход. Соедините эти точки и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Покажите ваши колёса друг другу.

Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Можно заметить, что создание учебных ситуаций на ваших рисунках, имеет разный уровень, поэтому я предлагаю Вам сегодня обогатить свои представления по данной теме.

Давайте, работая в группах, систематизируем свои представления об УС как технологии. Заполните в течение 2-х минут 1 и 2 столбец таблицы “ЗХУ”.

Рефлексия по таблице “ЗХУ”.

Итак, что знает об УС каждая группа? (Заслушивание групп)

А что хотите узнать? (Заслушивание групп)

Пополнить свой методический аппарат по теме вам поможет текст, который есть у каждой группы на столах. Прочитав текст, сделайте пометы на полях.

  • “V” - уже знал
  • “+” - новое
  • “-” - думал иначе
  • “?” - не понял, есть вопросы

(Приложение 2)

После работы с карточкой внесите в 3 колонку таблицы то новое, что вы узнали. А если остались вопросы и было что-то непонятно, то мы постараемся их раскрыть в ходе практической работы.

УС на уроке можно создать или перевести из учебной задачи (СЛАЙД).

УС перевести можно разными способами (СЛАЙД)

  • продумать содержание учебной ситуации;
  • продумать её и её “аранжировку” - поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения.

Рассмотрим примеры (СЛАЙДЫ)

(Приложение 3)

Чтобы выполнить самостоятельное практическое задание по составлению УС, в помощь предлагаем разные виды ситуаций.

Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.

Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных

Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.

Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности.

Несоответствие. Не “вписывается” в уже имеющийся опыт и представления.

Заполняя карточку, работаем в группах 5 минут.

Тема урока окружающего мира у всех групп одна “Реки и озера” (ОС “ШКОЛА-2100”).

ТИП УС ТИП УРОКА ОПИСАНИЕ УС
(ПРОПИСАТЬ)    

(ЗАСЛУШИВАНИЕ ГРУПП)

Таким образом, учебная ситуация предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива(желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели(понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
  • выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение обучающимися нового способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование контроля у школьников своих действий (как по их завершению, так и по их ходу).

Рефлексия мастер-класса.

Всё в наших руках, уважаемые коллеги! Предлагаем вам выбрать одну из трёх бабочек и посадить её на собранный Вами цветок.

  • Син. – да, мне понятно, буду применять на уроках;
  • Жел. – вы сомневаетесь, затрудняетесь;
  • Крас. - вам не понятна и далека эта технология, вы не будете её использовать.