Урок русского языка на тему "Какие слова пишутся с заглавной буквы?" (УМК "Школа России"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Программа: «Школа России».

Цели:

  • расширить представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы;
  • отрабатывать правильность написания имен собственных; слов в алфавитном порядке;
  • учить строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать,
  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • воспитывать самостоятельность, чувство гордости за свой  родной город.

Планируемые результаты: обучающиеся получат представление о словах, которые пишутся с заглавной буквы; научатся анализировать, делать выводы, сравнивать, правильно записывать имена собственные; слова в алфавитном порядке; строить сообщения в устной и письменной форме.

Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. М: Просвещение, 2012 год, 1 часть;  карточки с заданиями; условная схема города, изображённая на доске; листы для самооценки.

Тип урока: открытие новых знаний (урок проводился в первой четверти)

Форма проведения: урок-путешествие

ХОД УРОКА

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

 Цель: содействие установлению нормального рабочего настроя у обучающихся и готовности к сотрудничеству.

Личностные: готовность к обучению, положительное отношение к учению Учитель читает наизусть стихотворение:

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем
И друг другу помогаем.
(Дети тихо садятся на места)
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?

– Начинаем урок.

Дети эмоционально настраиваются на работу.
2.Самоопределение к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Предметные: писать слова из словаря.
Познавательные: умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель; умение сознательно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные: оценка деятельности
1. Игра «Буква потерялась»

На доске записаны слова:

Б...рёза
уч…ник
к...пуста
вет...р
алф…вит

– В этих словах «потерялась» буква. Запишите слова в столбик, вставьте нужную букву, поставьте ударение.
(Фронтальная проверка)
– Посмотрите на первую букву в каждом слове и назовите слово по вертикали.

2. Чтение стихотворения

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела.
Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк,
В букве большой – уважения знак!

– Я надеюсь, что вы внимательно читали стихотворение.
– Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на уроке?
– Предположите,  чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
– Правильно, наш урок мы посвятим словам, которые пишутся с заглавной буквы.

Записывают слова из словаря.
Объясняют, какую букву вставили.
Называют ударный слог.
Работают с оценочным листом. (Приложение 1)

 

 

Составляют слово «буква»

 

Правило – памятка.

 

Дети на карточках читают стихотворение.

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы.

3. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

Познавательные: наблюдение, анализ, синтез; умение   выделять нужную информацию.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка деятельности.
Коммуникативные: умение адекватно оценивать границы своего знания и незнания.
Личностные: умение слушать и слышать.
Предметные: записывать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии.
Работа по карточкам с дифференцированными заданиями

1 уровень

– Как тебя зовут? Дайте полный ответ на вопрос, записав свою фамилию, имя, отчество.

2 уровень

– Образуйте отчество и фамилию от имени Иван.

Индивидуальная работа.

1 уровень

Самопроверка по вложенной карточке

2 уровень

Самопроверка.
Работа с оценочным листом. (Приложение 1)

4. Выявление места и причины затруднения

Цель: организация   анализа возникшей ситуации

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог Побуждающий диалог

– Как вы думаете, а кроме имён, отчеств, фамилий есть ли другие слова, которые нужно писать с заглавной буквы?
– Попробуйте предположить, что же это за слова?

Участие в диалоге
5. Построение проекта выхода из положения

Цель: выбор способа и средств реализации цели

Предметные: записывать с заглавной буквы имена собственные, располагать их в алфавитном порядке; первое слово в предложении.
Регулятивные:  самооценка деятельности.
Личностные: чувство гордости за свой город.
– Предлагаю вам  совершить небольшое путешествие  по нашему городу.
– Есть ли имя у нашего города?
– Имя города –  это его … (название).
– Мурманск.
– Какую табличку вы  выбираете, почему?
– Составьте и запишите предложение о нашем городе.

Физкультминутка

Раз, два – дружно встали,
Три, четыре – пошагали
В парах за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь

– Наш город разделён на несколько микрорайонов.
– Сколько их в городе? (Три: Первомайский, Октябрьский, Ленинский)
– Как называется наш микрорайон? Найдите табличку. (Первомайский)
– С какой буквы пишется название микрорайона?
– Подберите синоним к слову микрорайон. (Округ)

(Учитель открывает доску, на которой изображена условная схема микрорайона. У каждого ученика такая же схема на карточке.)

– На схеме есть улицы, но они без названия. Напишите на карточке название улицы, на которой вы живёте.
–  Прикрепите на схему на доске таблички с названиями улиц.
– Сделайте вывод, как же будем писать название улиц?



– Запишите названия улиц в алфавитном порядке.
– Обратите внимание, нам встречаются  имена собственные, которые начинаются на одну и ту же букву Б. Как поступим в этом случае?

– В  нашем районе протекает ручей. Как он называется? (Фадеев ручей)
– Как  напишем слово Фадеев?

 

 

 

 

 

– Какие ещё водоёмы нашего округа вы знаете? (Озеро Ледовое, озеро Глубокое)
– Давайте вспомним, почему озеро Ледовое получило такое название? Устно составьте небольшой рассказ.

– Расшифруйте предложение.

озероглубокое – самоеглубокоевгородемурманске.

– Какие слова вы будете писать с заглавной буквы.
– Почему  слово «глубокое» пишется с заглавной (строчной) буквы?
– Запишите это предложение.

– Что же вы узнали, путешествуя по микрорайону?
– Наш город большой и красивый. А что мы – его жители, можем сделать, чтобы он был ещё краше?

 

 

Ответы детей, выбор таблички.

Работа с оценочным листом. (Приложение 1)

 

 

 

Ответы детей, выбор таблички.

Подбор синонимов.

 

 

 

Запись названия улиц, на которых проживают дети.
(проезд  Ледокольный,
пр. Кольский, ул. Баумана, ул. Шевченко, пер. Якорный, ул. Бочкова, ул. Беринга)

Запись имен собственных в алфавитном порядке.

Работа с оценочным листом.(Приложение 1)

 

Предположения.
Информация:
Фадеев ручей протекает вдоль улицы Копытова, пересекает Кольский проспект и улицу Баумана в самом южном, Первомайском округе города Мурманска и впадает в Кольский залив. Бурный ручей дал имя небольшому посёлку и улице.

Дети устно составляют рассказ.

Озеро Ледовое получило такое название потому, что раньше поморы заготавливали здесь для хозяйства лёд и даже брали его в долгие экспедиции. Растопив лёд, воду можно было пить.

Дети делают вывод.
Работа с оценочным листом. (Приложение 1)

6. Самостоятельная работа  с самопроверкой

Цель: усвоение способа действия при выполнении упражнения, самопроверка.

Предметные: правильно записывать имена собственные.
Коммуникативные: сотрудничество в парах при выполнении работы
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности
Познавательные: умение выделять нужную информацию.
– Пользуясь  знаниями о родном крае, выполните упражнение.  Вам нужно вставить пропущенные слова.
– С какой буквы записали пропущенные слова? Почему?
(Приложение 2)
Работа в парах.
Самопроверка.
Работа с оценочным листом.
(Приложение 1)
Дети делают вывод.
7. Рефлексия

Цель: самооценка обучающимися результатов своей деятельности

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности – Чему учились на уроке?
– Какие же слова  мы будем писать с заглавной буквы?
– Как вы оценили себя на сегодняшнем уроке?
Подводят итог занятия и оценивают себя.
(Приложение 1)
8. Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Познавательные: умение добывать информацию при работе с разными  источниками Работа по учебнику стр. 86 упр. 131.

– Прочитайте задание к упражнению.
– Пользуясь дополнительной литературой необходимо выяснить, какая из планет уже не считается планетой?
– Записать названия планет по алфавиту.
– Сделайте вывод, как же будем писать название планет?

Понимание выполнения домашнего задания

6.06.2015