Реакция разложения. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (319,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Изучить механизм реакций разложения. Познакомиться с понятиями “катализатор”, “фермент”. Отработать навыки составлять уравнения химических реакций.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить, скорректировать и закрепить знания по теме “Физические и химические явления”;
  • Уметь записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты.
  • Научиться определять реакции разложения.
  • Рассмотреть классификацию химических реакций по определенным признакам.
  • Продолжать развивать навыки самостоятельной работы, делать выводы и обобщения. 493-039

Развивающие:

  • Закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
  • Закрепить составление уравнений химических реакций;
  • Формировать умения определять реакции разложения.
  • Развивать речевые навыки, познавательные способности, мышление, внимание, умение использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные:

  • Воспитать самостоятельность, сотрудничество, нравственные качества – коллективизм, способность к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Презентация в PowerPoint
  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
  • Пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, растворы сульфата меди (CuSO4) и гидроксида натрия (NaOH).
  • Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс [1].

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! В начале урока давайте вспомним с вами, какие явления существуют в природе? Приведите соответствующие примеры.

2. Актуализация знаний.

Слайд №1. Дайте определение химическим явлениям. Чем существенно отличаются два вида явлений в природе?

Ученики: Химическое явление – это явление, при котором происходит образование нового вещества, например, фотосинтез, дыхание, появление ржавчины и т.д. Меняется состав вещества.

А физическое явление – это явление, при котором новое вещество не образуется, меняется агрегатное состояние, форма вещества, например, замерзание или испарение воды, гроза, ураган и т.д.

Слайд №2.

Учитель: Как можно записать химическое явление? Что такое уравнение химической реакции?

Ученики: Химическое явление мы можем записать с помощью химических уравнений. Уравнение химической реакции – это условная запись химического явления с помощью химических формул и математических знаков.

Слайд №3.

Учитель: Химических реакций и, соответственно – уравнений химических реакций огромное количество. Сегодня мы с вами будем рассматривать определенный тип химической реакции, поговорим, какие бывают классификации химических реакций, как их можно распределить по определенным признакам в различные группы.

Слайд №4.

Учитель: Давайте запишем с вами сегодняшнее число и тему урока: “Реакции разложения”.

Слайд №5.

Учитель: Итак, цель нашего урока:

1. Рассмотреть сущность реакций разложения.

2. Продолжить формировать умение записывать уравнения химических реакций.

3. Рассмотреть понятия о скорости химической реакции и катализаторах.

3. Изучение нового материала.

Слайд №6.

Учитель: Выполните следующее задание: запишите уравнение реакции – нитрат калия разлагается на нитрит калия и кислород. Расставьте коэффициенты.

Слайд №7.

Учитель: Проверьте уравнение реакции и прочитайте ее.

Слайд №8.

Учитель: А теперь обратите внимание на реакцию с коэффициентами.

Слайд №9.

Учитель: Давайте проведем с вами реакцию разложения гидроксида меди (II) при нагревании (при проведении опыта учитель делает акцент на соблюдение техники безопасности!!!).

Запишем уравнение реакции: гидроксид меди (II) разлагается на оксид меди (II) и воду.

Слайд №10.

Учитель: Попробуйте прописать реакцию разложения гидроксида меди(II) на оксид меди (II) и воду (а один человек на доске). Проверьте реакцию. Прочитайте ее.

Слайд №11.

Учитель: Запишите в тетради (а один человек на доске) реакцию разложения гидроксида железа (III), зная, что при этом получатся оксид железа (III) и вода.

Слайд №12.

Учитель: Проверьте получившееся уравнение реакции, прочтите его.

Слайд №13.

Учитель: При рассмотрении всех предыдущих реакций мы говорим с вами, что вещество разлагается. Сколько веществ вступает в реакцию?

Ученики: Вступает в реакцию одно сложное вещество.

Учитель: А сколько и каких веществ получается?

Ученики: Получается несколько менее сложных веществ.

Слайд №14.

Учитель: Сделаем вывод – такие реакции и есть реакции разложения.

Слайд №15.

Учитель: Запишите определение реакции разложения в тетрадь со страницы 155 (§29).

Слайд №16.

Учитель: Что такое тепловой эффект химической реакции? Какие бывают реакции по тепловому эффекту?

Ученики: По тепловому эффекту химические реакции бывают экзотермические (идущие с выделением теплоты) и эндотермические (идущие с поглощением теплоты).

Слайд №17.

Учитель: Сегодня появляется еще одна классификация – по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

Реакции разложения – это первые реакции в этой классификации.

Слайд №18.

Учитель: Запомните, все реакции разложения протекают с поглощением тепла, т.е., являются эндотермическими.

Слайд №19.

Учитель: А может ли человек управлять химической реакцией, увеличивать или уменьшать ее скорость протекания?

Ученики: Да, человек может управлять скоростью химической реакции, увеличивать ее, если будет применять специальные вещества, в биологии, например, они называются ферментами (амилаза в ротовой полости начинает расщеплять углеводы пищи).

Слайд №20.

Учитель: Еще эти вещества мы называем катализаторами. Запишите определение с доски и рассмотрите уравнение соответствующей реакции. К какому типу мы можем ее отнести?

Ученики: Это реакция разложения и каталитическая, т.е., идущая при наличии катализатора.

Слайд №21.

Учитель: Посмотрите на слайд и запишите к себе в тетрадь небольшую характеристику катализаторов.

4. Закрепление изученного материала.

Слайд №22.

Учитель: Теперь давайте с вами закрепим изученный материал и решим расчетную задачу. Условие ее представлено на слайде. Попробуйте самостоятельно прописать уравнение реакции.

Слайд №23.

Учитель: Проверьте уравнение реакции. Решаем самостоятельно задачу. По окончании урока вам надо будет сдать тетрадь на проверку. За урок вам будет выставлена оценка.

5. Домашнее задание.

Учитель: Домашним заданием вам будет следующее – параграф 29, записи в тетради, №1, страница 155 - письменно

Всем спасибо!!!

Используемая литература.

  1. О.С.Габриелян, Химия. 8 класс, - М.: Дрофа, 2011.