Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: проверить и обобщить знания учащихся по истории Древнего Востока

Задачи:

  • способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
  • способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  • воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.

Оборудование:

  • Проектор
  • Презентация
  • Жетоны
  • Грамоты

Форма проведения: викторина в виде известной интеллектуальной игры “Своя игра”

Правила работы в группе (написаны на доске):

1. Правила “здесь и сейчас”.

2. Правило “стоп”.

3. Правило конфиденциальности и уважения.

4. Правило “Я - высказывания”.

5. Правила активного участия.

6. Правило принятия других участников.

7. На подготовку команд к вопросам каждого тура отводится определенное время, о чем оповещает звуковой сигнал.

8. Каждая команда выбирает категорию вопросов и его стоимость.

9. Если команда дает неполный ответ или затрудняется с ответом, опрашивается другая команда. 10. В случае нарушения дисциплины членами команд у команды вычитается 2 балла.
11. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход урока

I. Организационный момент

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята! Мы рады встрече с вами! Сегодня у нас в гостях “Своя игра”. Это известная интеллектуально-творческая телевизионная игра, её многие видели и знают. “Своя игра” состоит из двух раундов.

Слайд 1. Музыкальная заставка к игре

Тема нашей игры - “Древний Восток”, и выбор этой темы далеко не случаен. Мы с вами закончили изучение этого раздела.

Сегодня, в ходе игры, мы воспроизведём в памяти наши знания и выявим знатоков истории и культуры. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.

В игре участвуют 4 команды. Познакомимся с правилами работы в группе (обращаю внимание на доску, где указаны правила).

II. Своя игра

(Сопровождается показом презентации – 39 слайдов. Чтобы вернуться на слайд I или II тура, необходимо нажать на )

I тур - четыре категории вопросов

1. Картография

Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в далекое и, возможно, опасное путешествие. Проверим, хорошо ли вы знаете карту Древнего Востока. (После того, как команда правильно ответила, дополнительный щелчок – открывается правильный ответ)

  • 5 баллов – Назовите страну и реку (Египет и река Нил)
  • 10 баллов – Назовите страну и реки (Вавилон и реки Евфрат, Тигр)
  • 15 баллов – Назовите страну и реки (Индия, реки Инд и Ганг)
  • 20 баллов – Назовите страну и реки (Китай, реки Хуанхэ и Янцзы)
  • 25 баллов – Назовите страну и реку (Древнееврейское царство, река Иордан)

2. Замени выражение

(После того, как команда правильно ответила, дополнительный щелчок – открывается правильный ответ)

  • 5 баллов – Обязательный платеж в пользу государства (налог)
  • 10 баллов – Большое и сильное государство (держава)
  • 15 баллов – Обязательные правила для всех жителей страны (законы)
  • 20 баллов – Приспособление для поднятия воды (шадуф)

25 баллов – Группы людей в Индии со строго определёнными правами и обязанностями (касты)

3. Страноведение

Представьте, что в ваши руки попали рассказы людей, живших в разных странах Древнего Востока, о своих государствах. Определите, о каких странах идет речь в этих рассказах. (После того, как команда правильно ответила, дополнительный щелчок – открывается правильный ответ)

  • 5 баллов – Наибольшего могущества и красоты наше государство достигло при царе, подчинившем своей власти Ассирию и Финикию, Иерусалим и Дамаск. В столице нашей страны находится один из самых высоких храмов в мире, состоящий из 7 ярусов. А самым удивительным чудом города являются красивейшие сады, как бы висячие в воздухе. (Вавилонское царство)
  • 10 баллов – Все почтенные люди в нашей стране обязаны строго придерживаться правил поведения, которые составили в древние времена мудрецы, исполняющие волю Неба. Мы считаем Небо предком правителя, поэтому царя называем “Сын Неба”, а нашу страну “Поднебесной” (Китай)
  • 15 баллов – Наша страна богата залежами железной руды. В X веке. до н. э. мы начали обрабатывать железо, поэтому наша армия стала самой сильной в мире. У нас впервые появилась конница. Наши воины научились переплывать реки на надувных кожаных мешках. Крепости мы разрушали с помощью тарана. (Ассирийская держава)
  • 20 баллов – В нашей стране мало плодородной почвы, поэтому мы в основном занимаемся торговлей. У нас в стране много строительного леса, так что наши корабли самые лучшие, могли добраться до Атлантического океана и совершили плавание вокруг Африки. (Финикия)
  • 25 баллов – Чужеземцам часто бывает нелегко путешествовать по нашей стране, особенно летом, в длительный период дождей, когда все дороги размыты, а реки превращаются в бурные потоки и выходят из берегов. Еще труднее отыскать дорогу от одного затерянного среди лесов селения до другого, пробираясь через густые заросли и болота, кишащие опасными животными. (Индия)

4. Ребусы.

Известно, что ребус — загадка, в которой искомое слово (или фраза) изображено(а) комбинацией фигур, букв, знаков. Запятыми в начале или после рисунка отмечены опущенные буквы слова, обозначающего рисунок. Сколько запятых — столько опущенных букв в слове. (После того, как команда правильно ответила, дополнительный щелчок – открывается правильный ответ)

  • 5 баллов – Китай
  • 10 баллов – Евфрат
  • 15 баллов – Вавилон
  • 20 баллов – Вельможи
  • 25 баллов – Пирамида

II тур - три категории вопросов

1. Маска, я тебя знаю!

Перед нами интересные исторические документы, в которых знаменитые люди древности рассказывают о себе. Попробуйте узнать, что скрывается под маской. (После того, как команда правильно ответила, дополнительный щелчок – открывается правильный ответ)

  • 5 баллов – Я - царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: “Мне достались по воле бога Ахурамазды 23 страны. Среди них Вавилония, Ассирия, Египет. Все, что я приказываю – ночью ли, днем ли – они исполняли. (Дарий I)
  • 10 баллов – Я обладал огромной силой. Один на один вступал в схватку со львом и одолевал его. Враги боялись и ненавидели, стремились узнать тайну силы. Любимая предала меня. Далила, узнав, что сила в волосах, обрезала их. Измученный и ослеплённый, я сокрушил своих врагов и сам погиб. (Самсон)
  • 15 баллов – Я - царь совершенный, могучим оружием, вверенным мне богами, истребил врагов на севере и на юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове. (Хаммурапи)
  • 20 баллов – Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку. Крепость покорилась моему величеству. Жалкие царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы выпросить дыхание для своих носов. Велика мощь моего величества, велика власть бога Амона-Ра над всеми чужеземными странами. (Тутмос III)
  • 25 баллов – По верованиям моего народа, для того чтобы жить вечно в царстве мёртвых, нужно позаботиться о сохранении тела умершего. Моё тело высушили, обмотали тонкими бинтами и положили один за другим в четыре саркофага. Боги были милостивы ко мне, защитив мою гробницу от грабителей. Лишь три тысячи лет спустя археологи нарушили мой покой. (Тутанхамон)

2. Мифология

Задание: Оживите, расскажите этот миф.

  • 5 баллов – Миф об Осирисе
  • 10 баллов – Миф о происхождении четырех каст
  • 15 баллов – Суд Соломона
  • 20 баллов – Моисей выводит евреев из Египта
  • 25 баллов – Давид и Голиаф

3. Волшебный ларец

В этом волшебном ларце предметы из разных стран древнего мира. Надо назвать предмет и сказать, из какой он страны. (дополнительный щелчок – ларец открывается и появляется предмет-загадка)

  • 5 баллов – Цифры – Индия
  • 10 баллов – Шелк – Китай
  • 15 баллов – Бумага – Китай
  • 20 баллов – Шахматы – Индия
  • 25 баллов – Компас – Китай.

III. Подведение итогов и награждение победителей 

Литература.

  1. С.И. Алексеев. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2006 г.
  2. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. – М.: Просвещение, 2002 г.
  3. История. 5–9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах/ авт.-сост. С. В. Парецкова, И. И. Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  4. Н.Б. Крючкина. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего Востока: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.