Урок окружающего мира по теме "Москва златоглавая"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи урока:

  • формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства. Познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
  • предоставить учащимся возможность самостоятельно оценить поступки Ивана Грозного, сформировать своё личное отношение к ним.
  • важно отметить, что великие творения архитектуры не только прекрасны, но и являются “следами прошлого” в настоящем. Так Успенский собор напоминает о венчании на царство первого царя, а собор Василия Блаженного народные легенды связывают с памятью о злодеяниях Ивана Грозного.
  • создание образа царя Ивана Грозного и представление о его правлении, о его отношении к людям и общественной справедливости.

Урок интегрирован с технологией, дети в конце урока по шаблонам изготовили пазлы элементов Кремля, а затем на доске конструировали.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы урока.

Учитель: Прежде чем мы с вами начнем наш урок, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

(проверка домашнего задания)

Учитель: Давайте представим себе, что мы летим в самолёте и смотрим на нашу Москву сверху. Красок какого цвета мы увидели бы больше?

(жёлтого)

- Почему? ( В Москве много церквей, а их купола покрыты позолотой)

- И по этой причине как называют Москву?

(предположения детей)

(златоглавая) -  Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

(варианты детских ответов)

- Правильно.

- “Москва златоглавая”

(Слайда № 2)

Учитель: Вспомните, для чего человеческому организму необходимо сердце.(Сердце -орган для перекачки крови, разносящей по организму питательные вещества.)

Может ли человек жить без сердца? (нет)

Делаем вывод: все необходимые для жизни человека питательные вещества проходят через сердце.

Учитель: Вы слышали когда-нибудь выражение “Кремль - сердце Москвы, Москва - сердце России. (на доске выражения)

(на доске появляется запись “Кремль - сердце России” )

Ученики: (ответы детей)

Учитель: Давайте сформулируем основной вопрос урока, на который нам нужно будет ответить.

“Почему Кремль называют сердцем России?” (Слайд № 3)

3. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы.

Учитель:

- А вот что о Москве пишет Ф. Глинка. (чтение стих.)

Сегодня мы поговорим о Кремле.

- Кремль находится в столице нашего государства. А столица - самый главный город России.

- Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве.

- Ребята, что обозначает слово “Кремль ”.

(ответы детей)

(Кремль - крепость и укрепление.)

- Давайте обратим внимание на первую пословицу “ Москва не сразу строилась” (Слайд № 4) Как вы это понимаете? (ответы детей)

- А как это начиналось, мы сейчас узнаем.

Учитель: Московский Кремль - это могучий, полный величия, достоинства и силы архитектурный ансамбль.

Ученик: Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в1367г. Однако после войн в 1382г. Кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, считавшихся тогда лучшими в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI века ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней. (Слайд № 5)

Ученик: Территория Кремля была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигла 2 км и 250 м толщина от 3м 50см до 6м 50см,а высота от 5 до 19м.Кремль располагался на холме при впадении реки Неглинной в Москву-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. (Слайд № 6)

Ученик: Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, воплотил в себе и успехи в объединении русских земель, и освобождение от золотоордынского ига, и прогресс русской культуры. Он стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

Учитель: Можно ли сказать что стены современного Московского Кремля защищают город? (нет)

- А почему все люди приезжающие в Москву стремятся увидеть Кремль?

- Ответы детей

(потому что он очень древний, нарядный и красивый)

- Значит, государи заботились не только об укреплении, но и о красоте города.

- Вернёмся к вопросу урока

Ученик: Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; ее центральным сооружением является колокольня Ивана Великого достигающая в высоту 81м. (Слайд №7) В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Величественный пятиглавый Успенский собор - крупнейшее общественное здание того времени.

Здесь венчались на царство государи, объявлялись важнейшие государственные решения. (Слайд № 8)

Был построен Теремный дворец, (Слайд №9) Сенат, Арсенал, (Слайд № 10 )

Царь пушка (Слайд № 11 )

4. Первичное закрепление и применение нового знания.

Учитель: С этого времени великого государя стали называть царём.

Народ считал его своим господином и защитником, “царём-батюшкой”.

Но вскоре его прозвали Грозным.

Как вы считаете, за что его прозвали так? (ответы детей)

Учитель: - Давайте сравним наши предположения с информацией в учебнике.(читает1 ребёнок) (работа с учебником с.59 -60)

Ученик: В1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. (Слайд №12)

Неподалеку от него была сооружена усыпальница московских великих князей - Архангельский собор. ( Слайд №13)

Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры,то его внешнее убранство напоминает венецианские дворцы. Тогда же была построена и Гранатовитую палату. Гранатовитая палата являлась частью дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приёмы, заседания Боярской думы. (Слайд №14)

Учитель: - Давайте обратим своё внимание ещё на одну пословицу.

“Близ царя - близ смерти”

Учитель: - Каким человеком был царь? Ваши предположения. Дайте ему словесную характеристику.

(властным и жестоким считавший своих подданных холопами, т.е. рабами) Обратимся к иллюстрации в учебнике с.60)

(чтение текста под картинками ребёнком вслух)

Физминутка

5. Самостоятельная работа.

Учитель: Сейчас мы закрепим полученную информацию.

Работа в рабочих тетрадях (откройте тетради с. 23 задание № 1)

На столе у вас лежат тесты.

(вам нужно их выполнить)

Учитель: - Сегодня мы с вами на некоторое время окунёмся в другой мир и представим себя в роли мастеров того времени поработав в группах.

- Нам предстоит создать часть стены Московского Кремля.

(работаем по группам)

  • 1 группа (мастера по строительству стен)
  • 2 группа (мастера по строительству башен)
  • 3 группа (мастера по строительству соборов и храмов)
  • 4 группа (группа займётся высаживанием растений возле стен)

Дети, используя магниты с прикреплёнными к ним элементами пазл, выстраивают на доске часть Кремлёвской стены.

Учитель: - Мы создали один фрагмент из истории московских стен, но стены постоянно реставрировались и сейчас они имеют совсем другой вид. Слайд №15)

- Москва постепенно росла и расширялась.

- Чем столица отличается от других городов?

(в ней находится правитель - государь всея Руси, который издаёт законы для своего государства а сейчас - глава государства Президент)

- Куда шли люди? Где жил правитель? (В Кремле)

Из Московского Кремля законы и важные распоряжения расходились по всему государству.

- А сейчас мы отправимся в современную Москву и увидим много интересных мест.

(Звучит музыка и идут слайды о Москве.)

6. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель урока мы ставили?

- Достигли мы этой цели?

- Сейчас мы проверим ваши знания, поработав с тестами которые вы выполнили.

(учитель проговаривает правильные ответы)

- Самооценка своих работ.

7. Домашнее задание.

.Составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Считаешь ли ты, что его правление было справедливым?

Список литературы.

1. Учебник и рабочая тетрадь “Окружающий мир”, 3 класс УМК “Школа 2100”, издательство М., Баласс, 2012 г. Автор Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М. Е. Турчина.

2. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности.