Урок обобщения и систематизации знаний по информатики по теме «Алгоритмы». 4-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 4


Цели:

  • закрепить представление об алгоритме, схеме алгоритма, ветвлениях и цикле в алгоритме;
  • обобщить и систематизировать знания учащимися основных алгоритмических структур: линейные, с ветвлением, с циклом;
  • совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов;
  • закрепить умение составлять и выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и повтора;
  • развить самостоятельность, логическое мышление, точность, способствовать развитию речи, творческое воображение;
  • воспитывать добросовестное отношение к труду, аккуратность;
  • воспитывать нравственные качества, культуру работы в коллективе.

Материалы к уроку: 4 стакана, 2 ложки, длинная палка, горшок, платок, 2 куклы, 2 мешочка.

Структура урока.

  1. Постановка цели урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Постановка цели урока.

Здравствуйте. Садитесь.

На прошедших уроках мы изучили тему “Алгоритмы”, написали контрольную работу, а сегодня мы проверим, как же вы поняли и умете ли вы составлять алгоритмы.

Открыли тетради, записали тему урока, число.

2. Проверка домашнего задания.

Сбор работ, сообщение результатов конкурса на следующем уроке.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня утром ко мне приезжал конезаводчик. Вы знаете кто это? Так вот, он попросил присмотреть за своими лошадками, и даже свою конюшню привез.

Товарищ конезаводчик разрешил подарить вам лошадок (Приложение 1), но только с одним условием – вы должны активно участвовать на уроке, давать верные ответы. А тот, кто соберет больше всего лошадей - получит отличную оценку.

- Кроме этого, конезаводчик привез вам два задания, с которыми вы, надеюсь, справитесь.

Задание №1.

Сейчас я покажу вам схемы. Если на схеме – ветвление, вы показываете 2 пальца, если же цикл, то рисуете в воздухе круг (Приложение 2). (С последней схемой возникает вопрос – т.к. неполное ветвление.)

Задание №2.

- Игра “Цветы” (Приложение 3). На клумбе растут ромашки и колокольчики. Вот я, например, не знаю, где колокольчики, а где ромашки. Помогите мне разобрать цветы по разным корзинам: составим алгоритм наших действий.

- Как мы будем действовать?

- Как мы определим, где ромашка, а где колокольчик?

- Для этого мне нужны помощники – 6 человек – будут блоками алгоритма. Раздаю детям таблички с блоками схемы. Кто стоит первым, кто вторым…? Построим алгоритм. 1 ученик выполняет действия.

Ученики – действия называют команды.

- Молодцы, садитесь, получите по лошадке.

- Что это за алгоритм – с ветвлением или с циклом, что является условием ветвления?

- Какие ответы может давать условие (да, нет), а могу ли я записать туда вопрос какого цвета ромашка?

- Нет. Молодцы.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Не зря мы сегодня говорим о цветах, лошадок нам привезли, невольно приходят мысли о лете.

- Ребята, а какой праздник проводится в начале лета? Еще говорят, что это праздник плуга?

- Сабантуй – башкирский и татарский любимейший народный праздник, праздник древний и новый. Для чего его устраивают? Его устраивают в честь окончания весенних полевых работ. Труд хлебороба считается уважаемым, почетным. Выращивать хлеб – делать добро. А кто из вас бывал на сабантуе? Сабантуй – это традиции, обычаи народа, пляски, песни, игры. Вам понравилось? Почему?

- А давайте сегодня устроим небольшой сабантуйчик. Конечно, традиционные скачки мы здесь устраивать не будем, хотя у нас и имеются лошади. Любой сабантуй сопровождается играми.

- Кто знает, какие игры проводятся на сабантуе?

Игра №1.

- Вспомним такое состязание – бег с коромыслом: из 2-х участников кто больше и быстрее принесет воды, не расплескав её? А кто обычно участвует в этом состязании? Правильно, женщины. А почему? Они показывают свою умелость, способности.

- А давайте составим алгоритм этой игры (линейный алгоритм: начало, взять ведра, набрать воды, поставить ведра на коромысло, коромысло на плечи, бежать, конец). А вам хотелось бы поучаствовать в этом состязании?

- Приглашаю 2-х участников, только наша игра будет попроще, но тоже с водой (нужно перелить воду ложкой из одного стакана в другой).

- Запишем алгоритм в тетради.

Игра №2.

- Игра “Разбей горшок”. Эта игра требует ловкости и чутья. В ней с завязанными глазами необходимо найти горшок и ударом длинной палкой разбить её.

- Но для начала составим алгоритм, задача упрощена: есть готовые блоки, нужно собрать алгоритм (Приложение 4). После приглашается 1 из учеников и с ним проводится игра.

- Этот алгоритм мы запишем в тетради.

Игра №3.

- Игра “Бой с мешками”. Скажу, что эта игра требует силу, ловкость, смелость. Игра с давней традицией – вышибать соперника из седла.

- Дан готовый алгоритм, угадать, что это за игра. Она проводится с использованием игрушек, приглашаются 2 участника и между ними проводится состязание.

- Алгоритм записывается в тетради.

В ходе построения алгоритмов:

- это алгоритм с ветвлением или с циклом?

- какие команды будут выполняться всегда, а какие не всегда?

- какие действия будут повторяться?

- а сколько раз они будут выполняться?

- когда прекратится цикл?

- что здесь является условием повтора, условием ветвления?

- какие блоки можно добавить, а что убрать, где можно дополнить?

Обведите повторяющиеся действия красным карандашом, а неповторяющиеся – зеленым.

5. Подведение итогов урока.

Устный опрос.

А) Для чего нужен алгоритм?

Б) На какой вопрос можно ответить с помощью алгоритма?

В) Когда в алгоритме используется ветвление?

Г) Когда в алгоритме используется цикл?

Выставление оценок за урок

6. Домашнее задание.

Задания №27, 29 рабочей тетради.

До свидания, спасибо за урок.