Урок на тему «Амины». 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цели:

Образовательная:

  • рассмотреть строение, классификацию аминов;
  • изучить номенклатуру и изомерию аминов, физические, химические свойства (в сравнении с аммиаком), применение.

Воспитательная:

  • воспитание познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
  • нравственное воспитание (формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни).

Развивающая:

  • развитие общеучебных навыков и умений, аналитико-синтетического мышления;
  • развитие способности к само- и взаимоконтролю, самоорганизации.

Оборудование: селедочный рассол в пробирках, анилин, видеопроектор, в\ф “химические св-ва аминов” (Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10 класс).

Ход урока

I. Организационный момент.

Презентация.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

- Перед вами на столах пробирки с неизвестным веществом. Полюбопытствуйте какой же запах у этого вещества (не забывайте о правилах соблюдения в химическом кабинете). Да, действительно. Это запах рыбы, а точнее селёдочный рассол.

Об этом есть строки в пьесе Шекспира “ Буря”

- Рыба! Воняет рыбой.
Застарелый запах рыбы;
Что-то вроде солёной трески,
И не первой свежести...

- Да, рыба имеет специфический запах. Какое же это вещество придаёт запах рыбе? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

III. Операционно-исполнительский этап.

На доске записаны формулы.

Ученики. Первая формула – это аммиак.

Учитель. Остальные формулы вам ещё не известны. Это новый класс соединений - амины. Итак, тема нашего урока - Амины. Какова же цель нашего урока?

Цель - изучить новую группу органических соединений – амины.

Что бы вы хотели узнать об аминах? По какой схеме мы изучаем каждый новый класс соединений?

Задачи урока:

  1. Ознакомиться со строением, номенклатурой, классификацией аминов;
  2. Повторить виды изомерии на примере нового класса соединений;
  3. Изучить способы получения, свойства аминов;
  4. Рассмотреть сферу применения аминов.

Ещё раз посмотрите на эти формулы. Чем они отличаются? Итак, что такое амины? Сами попробуйте дать определение.

Амины – это производные аммиака, в которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал.

Классификация аминов (на экране). Слайд 4

- Какие же виды изомерии характерны для аминов?

(на экране) Слайд 5,6

  1. По положению функциональной группы.
  2. По строению углеродного скелета.

Выполнение заданий на карточках на закрепление названий и построение структурных формул.

- Итак, что мы узнали на данный момент времени?

1) Амины – это производные аммиака, в которых один или несколько атомов водорода замещены на углеводородный радикал;

2) Научились правильно называть;

3) Познакомились с классификацией и изомерией аминов.

Учитель. Напишите электронную формулу азота. Каково число внешних электронов?

Ученики. 5 внешних электронов.

Учитель. И если рассмотреть (на экране) электронное строение аммиака, метиламина и анилина. Слайд 7

Алифатические амины более сильные основания, чем аммиак. Они отличаются от аммиака только углеводородными радикалами, которые, очевидно, оказывают влияние на атом азота. Слайд 8

Радикал отталкивает электронную плотность, следовательно, электронная плотность на атоме азота в амине больше, чем в молекуле аммиака. Значит, амин сильнее притягивает к себе протоны воды и кислот, т. е является более сильным основанием. Если рассмотреть анилин, то аминогруппа повышает электронную плотность в бензольном кольце. Сопряжение П – системы бензольного кольца с неподелённой парой аминогруппы приводит к тому, что анилин является более слабым основанием, чем аммиак.

Значит, если записать распределение основных свойств, то

Вывод: Основания обладают свойством присоединять протон, поэтому аммиак и амины – основания, причём амины более сильные основания.

Химические свойства аминов.

Просмотр видеофрагментов “Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10 класс” Какие же хим. св-ва демонстрировались?

Ученики. Горение, взаимодействие с кислотами, водой.

Учитель.

1) Горение

Напишите уравнение горения метиламина

2) с водой

CH3NH2 + HOH=CH3NH3OH

3) c кислотами

CH3NH2 + HCl=CH3NH3Cl

Каков механизм образования связи?

(Донорно-акцепторный)

4) Взаимодействие с азотистой кислотой

(используется для идентификации первичных, вторичных и третичных аминов). Реакции пишет на доске учитель (объясняет, что третичные амины не взаимодействуют с третичными аминами).

5) Алкилирование галагеналканами, спиртами

CH3NH2+ CH3Cl= CH3NHCH3+ HCl

CH3NH2+ CH3OH= CH3NHCH3+ HOH

6) Взаимодействие анилина с раствором брома

Учитель пишет на доске (используя структурные формулы, акцентируя внимание, что замещение в бензольном кольце)

7) Сульфирование анилина

Физические свойства

Раньше низшие амины путали с аммиаком, так как имеют резкий запах.

Итак, низшие амины – это газы с резким запахом;

Средние амины и анилин – это жидкости;

Высшие амины – твёрдые вещества.

С увеличением молекулярной массы амина температура кипения и растворимость в воде уменьшается.

Учитель.

А теперь вернёмся к селёдочному рассолу. Амин из какой группы присутствует в нём?

Ученики. Средний амин.

Учитель. Да, это триметиламин и вы уже можете сами написать формулу этого вещества.

А что мы ещё не знаем об аминах?

Ученики. Получение и применение.

Учитель. Посмотрите на эту схему применения. Где применяются амины?

  • красители;
  • полимерные материалы;
  • лекарства (стрептоцид, уротропин, норсульфазол и другие)

(на экране формулы этих лекарств). Слайд 9, 10

Таким образом, нужны ли нам амины? Как же их получают?

Получение

  • из галогенпроизводных алканов

CH3Br + NH3 = CH3NH3Br

CH3NH3Br + NaOH = NaBr + H2O + CH3NH2

  • восстановление нитросоединений

А что такое нитросоединения?

CH3NO2 + 6 H = CH3 NH2 + 2 H2O

IV.Закрепление знаний

Тест в 2 вариантах. Проверка сразу (ответы на экране). Слайд 11.

Оценки выставляют сами по шкале

  • Без ошибок – “5”
  • 1 ошибка – “4”
  • 2 ошибки – “3”

V. Подведение итогов урока.

1) параграф 25, упражнение 4, 5.

2) сообщения

а) амины и окружающая среда

б) действие аминов на организм человека.