Совместная деятельность «Наши умные помощники – органы чувств» (старший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование представлений об органах чувств человека и их значении в познании окружающего мира.

Коррекционно-развивающие:

  • активизация и расширение словаря по теме “Органы чувств”;
  • развитие связной речи (употребление качественных прилагательных, умение отвечать на вопросы);
  • развитие восприятия (зрительное, слуховое, вкусовое, тактильно-двигательное);
  • развитие умения анализировать мимику человека, определять эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т.д.).

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание гигиенических навыков.

Оборудование:

  • ТСО с презентацией к занятию;
  • демонстрационный материал по теме “Органы чувств”;
  • разрезные картинки по теме;
  • рабочие листы с контурным изображением фруктов и овощей;
  • коробочки с наполнителями различных запахов;
  • продукты питания (яблоко, лимон, солёный огурец);
  • тканые мешочки с объёмными муляжами фруктов и овощей;
  • карандаши;
  • мяч.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы: К. И. Чуковский - “Мойдодыр”, “Доктор Айболит”, И. Семенова - “Неболейка”, Е.Пермяк - “Язык и нос”, Н.Кнушевицкая - “Уши”, “Кожа”,С.Волков - “Шелестит  листвой березка...”, “Ротик нужен людям всем?”, И.Скрябина - “Пять органов чувств”, С.Шукшина - “Не кричите слишком громко...”, Э.Мошковская - “Уши”, “Мой замечательный нос”, Ю.Прокопович - “Зачем носик малышам?”, Г.Юдин - “Микробы”;
  • чтение и рассматривание книг “Азбука здоровья”, “Уроки Айболита”, “Уроки Мойдодыра”;
  • знакомство со звуками, знакомство с запахами, цветами;
  • игры - занятия “Угадай, кто тебя позвал”, “Определи на вкус”, “Пальчики – узнавальчики”, “Таинственные флаконы”, “Твёрдый – мягкий”;
  • сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”;
  • разучивание стихотворения об уходе за органами слуха;
  • стихи, потешки и загадки по теме “Органы чувств”;
  • беседы об органах чувств у животных и человека;

Ход занятия

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? Я предлагаю вам отправиться в необычный город – город Весёлых Человечков.

Слайд 2

Как вы думаете, почему город так называется? (Потому что там живут весёлые человечки; радостные человечки; люди, которые никогда не грустят и т.д).

Слайд 3

- Чтобы попасть в город Весёлых человечков необходимо открыть замок на городских воротах. Посмотрите на экран и найдите ключ, у которого нет пары.

Упражнение “Подбери ключ к замку”.

Цель: развитие зрительного внимания.

- Молодцы! Ворота открыты, и мы можем зайти в город. Но посмотрите вокруг!

Слайд 4

- Что же здесь происходит? Может мы не туда попали? Какое настроение у человечков? Можно ли их назвать весёлыми? Если нет, то почему? (Дети разбираются в мимике изображённых детей).

Слайд 5

- Посмотрите, на экране появился сигнал “SОS!”. Что обозначает этот сигнал? (Сигнал, когда люди просят о помощи). В каких случаях люди им пользуются? (Когда случилась беда; когда людям срочно нужна помощь; когда людям грозит опасность).

- Что же случилось у Весёлых человечков? Они прислали нам письмо. Давайте прочитаем и узнаем, в чём дело.

Слайд 6

Логопед читает письмо весёлых человечков, в котором они рассказывают о своей беде. Весёлые человечки разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Весёлые человечки просят детей помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие органы чувств вы знаете? (Дети перечисляют: рот, нос, глаза, уши, кожа). И вы знаете, как эти все органы чувств работают? Тогда отгадайте загадки.

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам... (глаза)
Запах хлеба, запах мёда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет ... (нос)
Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и неслушки.
Что же это? Наши... (ушки)
Мягкое и твёрдое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое...
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша ... (кожа)
Первым пробовать привык
угощенья все ...(язык)

По мере отгадывания загадок на доску выставляются картинки (Приложение 1).

- Вы всё знаете, и я думаю, что сможете помочь Весёлым человечкам в их беде. Давайте продолжим наше путешествие по городу.

Игра малой подвижности “Четыре стихии”.

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети стоят полукругом. По команде выполняют то или иное движение.

Команда Движения
“Земля” Опускают руки вниз.
“Вода” Вытягивают руки вперед.
“Воздух” Поднимают руки вверх.
“Огонь” Прячут руки за спину.

Усложнение. Логопед даёт одну команду, а сам выполняет другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.

Слайд 7

- Вот и первая остановка. Как вы думаете, как называется профессия этого человека? (Художник). Как вы догадались? (Он рисует, у него есть мольберт, краски, кисточки, возле дома стоит картина). Обратите внимание на настроение художника (Художник грустный, печальный, расстроенный). Художник разучился видеть цвета красок. И теперь его картины никому не нравятся.

Коррекционное упражнение “Подбери правильный цвет”.

Цель: упражнение в правильном назывании цветов овощей и фруктов, развитие зрительно-моторной координации.

Предлагается заштриховать контурное изображение фруктов и овощей правильным цветом. (Приложение 2).

- Зачем же людям нужны глаза? (Чтобы видеть всё вокруг; чтобы распознавать предметы по цвету, по величине, по форме). Чтобы наши глаза стали крепкими и здоровыми, предлагаю их потренировать.

Зрительная гимнастика “Тренировка”

Раз налево, два направо,
Три наверх, четыре вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Слайд 8

- Отправляемся дальше. Смотрите, какая красивая девочка-садовод и в саду у неё растёт много цветов. Чем занимается девочка? (Выращивает цветы). Что вы можете сказать о её настроении? (У девочки грустные глаза; она плачет). Девочка выращивала в своем саду ароматные цветы. А теперь она совершенно разучилась распознавать их по запаху. Как определить по запаху тот или иной предмет? (Его нужно понюхать).

Дидактическая игра “Узнай по запаху”.

Цель: уточнение знаний о том, что некоторые предметы можно узнать только по запаху, даже не видя их.

Раздаются закрытые коробочки с отверстиями, в которых лежат: яблоки, чеснок, лук, огурец, лимон.

- Узнайте по запаху, что лежит коробочке. (После выполнения задания дети открывают коробочки и проверяют правильность выполнения задания).

- Для чего же нам нужен нос? (Чтобы что-то понюхать; чтобы узнать, чем пахнет; чтобы догадаться, что приготовила мама; почувствовать приятный аромат).

Слайд 9

- Вот и следующий житель города. Кто он по профессии? (Музыкант, скрипач). Как выдумаете, какую музыку он сейчас играет? (Грустную, унылую, скучную). Музыкант разучился слышать и совершенно запутался в музыкальных инструментах. Что нам помогает слышать различные звуки? (Уши). Что ещё можно услышать ушами? (Шум, речь, звуковые сигналы, звуки природы, музыку).

Слайды 10 - 15

Дидактическая игра “Какой инструмент звучит?”

Цель: упражнение в различении на слух различных музыкальных инструментов.

Детям предлагается определить по звуку, какой инструмент звучит.

Двигательно-речевая миниатюра “Наш оркестр”.

Мы сегодня музыканты Стоят, распрямив плечи
И концерт сыграем вам. Кланяются.
Для открытия концерта
Мы ударим в барабан.
Бам, бам, бам, бам.
Мы ударим в барабан.
Движения по тексту.
Скрипка нежно так поёт
И мелодию ведёт.
Изображают игру на скрипке.
Здесь вступает фортепьяно: Изображают игру на фортепьяно.
Форте! Пьяно. Форте! Пьяно. Активно ударяют по клавишам на “форте” и мягко на “пьяно”.
А теперь труба трубит
И гудит, гудит, гудит.
Играют на трубе.
Балалайка забренчала, Изображают игру на балалайке.
И гармошка заиграла. Изображают игру на гармошке.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Пляшут все мои друзья.
Изображают пляску, исполняя движения по своему выбору.

Слайд 15

- Определите профессию этого человека (Повар). Но разве можно готовить еду с таким настроением, как у нашего повара? Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, компот солёный... Что нужно сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? (Попробовать, лизнуть). Какой орган чувств есть для этого у человека? (Язык). Какие 4 вкуса вы знаете? (Сладкий, соленый, кислый, горький.)

Дидактическая игра “Узнай на вкус”.

Цель: упражнение в различении вкусов.

Логопед предлагает узнать по вкусу продукты питания (яблоко, лимон, солёный огурец).

Отвечаем на вопросы: Что бывает сладкое? Кислое? Солёное? Горькое?

- Зачем нам так необходим язык?

Вывод: с помощью языка мы определяем вкус.

- Задней частью языка мы чувствуем горький вкус, боковыми – кислый, спереди – солёный, а кончик языка определяет сладкий.

- А какое значение ещё имеет язык? (Участвует в образовании звуков).

Слайд 16

- Скажите, ребята, о каком органе чувств мы еще не вспомнили? (О коже). Для чего человеку нужна кожа? (Защита организма, её одежда). А какую роль играет кожа ещё?

Проведение опыта “Скажи, какое на ощупь”: дать попробовать холодное, мокрое, колючее, шершавое, гладкое и т.д.

Вывод: кожа является органом чувств: помогает определить качество предмета. (горячее, холодное, твёрдое, тупое, острое, мокрое, сухое и т.д.).

- Попробуйте определить только с помощью кожи пальцев форму предмета.

Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Цель игры: определение формы предмета путём тактильно-двигательного восприятия.

- Найдите в чудесном мешочке и достаньте яблоко (грушу, морковь, огурец и .тд.).

Вывод: с помощью кожи мы можем определить и форму предмета.

- Назовите все органы чувств (Глаза, нос, язык, уши, кожа).

Игра “Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?”

Цель игры: закрепить у детей знания о функциях каждого из органов чувств.

Ход игры. Логопед по очереди кидает детям мяч, называя слово. Ребёнок называет соответствующий орган чувств и кидает мяч обратно. Например: острый — кожа, темно — глаза и т. д.

ГЛАЗА НОС ЯЗЫК УШИ КОЖА
белый

яркий

блестящий

светло

темно

ароматный

приятный

резкий

слабый

горелый

вкусный

сладкий

кислый

солёный

громко

тихо

звенит

пищит

стучит

острый

шершавый

гладкий

горячо

больно

Слайд 17

- Посмотрите, лица Весёлых человечков изменились. Какие они стали? (Весёлые, улыбающиеся, радостные). Как выдумаете, почему Весёлые человечки стали по-настоящему весёлыми? (Потому что они всё вспомнили и снова научились пользоваться органами чувств. Потому что мы им помогли.)

Слайд 18

- Весёлые человечки говорят нам “Спасибо!”

Итог: - О чём сегодня говорили? Что помогает нам узнавать мир? (Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя).

Литература.

1. Воронкова Л.В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу друзей, Москва Педагогическое общество России, 2005 г.

2. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5–8 лет, Москва Сфера, 2010 г.

3. Фисенко М.А. ОБЖ, разработки занятий, Волгоград “Корифей”, 2008 г.

4. Гальцова Е.А. Культурно - досуговая деятельность детей, Волгоград “Учитель”, 2009 г.

5. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам, планирование и конспекты, Москва Сфера, 2009 г.

6. Кондратьева Н.Н., Шилёнок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А. Программа экологического образования “Мы”, С-П “Детство-Пресс”, 2004 г.

7. Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников, игры-занятия, Волгоград “Учитель”, 2009 г.

8. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. “Школа здорового человека” Программа для ДОУ, Москва “Творческий центр”, 2006 г.