Игра «Что? Где? Когда?»

Разделы: Внеклассная работа


В игре принимают участие команды по 6 человек. Для ответа команде предоставляется ограниченное количество времени (от 30 секунд до 1 минуты). Если на вопрос отвечает несколько команд, им даётся равное время.

Правильность ответа оценивает ведущий. Правильным ответом считается тот, в котором содержится ключевое слово. В случае если в ответе команды содержится более чем одна версия, он не засчитывается.

Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 18 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а также от уровня подготовки участников).

Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. При равном количестве правильных ответов обычно используется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах (чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов возникает в ходе игры.

Сценарий интеллектуальной игры по фразеологии “Что? Где? Когда?”

Ведущий: В середине 20 века учёные-лингвисты заметили, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё и особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний, которые, как и слова, помогают строить выразительную, образную, ёмкую речь и быть правильно понятыми. Речь идёт о фразеологии. Слово это происходит от двух слов греческого языка: phrasis- выражение, оборот речи и logos – понятие, учение, следовательно, фразеология – это раздел науки о словах, изучающий устойчивые словосочетания и обороты. Это сравнительно молодой раздел науки о языке, тайны которой учёным-лингвистам ёщё предстоит исследовать и открыть. И мы с вами попытаемся сегодня проникнуть в некоторые из них. Итак, в путь!

Издавна живут в нашем языке выражения, порождённые греческой мифологией: гордиев узел, дамоклов меч, кануть в Лету, ящик Пандоры и многие другие.

Вопрос. Расскажите о происхождении фразеологизма Яблоко раздора

Предполагаемый ответ. Выражение это в значении “предмет, причина спора, вражды” впервые употребил римский историк Юстин (I I в.н.э.). Основано оно на греческом мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них предназначено яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего разразилась Троянская война.

Что означает фразеологизм подложить свинью? Откуда произошёл этот фразеологизм?

Предполагаемый ответ. Подложить свинью – устроить большую неприятность кому-нибудь. Старинная военная техника знала различные построения войск: клином, кабаном, кабаньей головой, свиньёй и так далее. В такого рода боевой порядок войска выстраивались для пролома рядов неприятеля. Впоследствии выражение подложить свинью приобрело переносное значение.

Многие слова, употреблённые в переносном значении, входят в состав устойчивых сочетаний, которые называются фразеологическими. Эти сочетания отличаются образностью и придают русской речи живость и выразительность.

Вопрос. Попробуйте установить, какие слова в данных фразеологизмах употреблены в переносном значении. Что они означают?

Кривить душой, клевать носом, унести ноги, встать с левой ноги.

Запишите как можно больше фразеологизмов по одному из признаков: а) части лица человека.

Предполагаемый ответ: зарубить на носу, повесить нос, набрать в рот воды, прожужжать все уши, держать ухо востро, закрыть глаза на что-либо и т.д.

б) имеющих в своём составе название какого-либо животного или птицы.

Предполагаемый ответ: как с гуся вода, как с козла молока, собаку съел, жить как кошка с собакой, волком смотрит, белая ворона, взять быка за рога и т.д.

“Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится”,- говорят в народе. И, действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатым, имеет своё обоснование. Использование таких выражений обогащает речь, а знание их происхождения открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчётах, оказаться одураченным, или зарубить себе на носу – хорошо, крепко запомнить. Оказывается, что эти выражения не только различного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову нос в современном их понимании.

Вопрос. В каких значениях было употреблено слово нос в этих выражениях первоначально?

Предполагаемый ответ. Значения различны. По древнему обычаю, жених приносил родителям невесты нос, то есть приношение, подарок, выкуп, на Востоке – калым. Если жениху отказывали, он оставался с носом, то есть уходил со своим подношением.

Иного происхождения фразеологизм зарубить на носу. Носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные зарубки, заметки.

Музыкальная пауза

А теперь – чёрный ящик. Если вы установите, что связывает все эти предметы, то ответите на вопрос: что находится в чёрном ящике? Итак, слова: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.

Предполагаемый ответ. Все эти предметы связывает слово вода: седьмая вода на киселе, как с гуся вода, как рыба в воде, сидеть на хлебе и воде, тише воды ниже травы. Мы считаем, что в чёрном ящике ёмкость, наполненная водой.

Попробуйте по рисункам догадаться, какие фразеологизмы изобразил художник на этих шутливых рисунках. Как вы думаете, почему фантазия художника подсказывает именно такие сюжеты?

Предполагаемый ответ. Попасть в переплёт, конь в яблоках, сесть в калошу, стереть с лица земли, водить за нос, наломать дров.

Следующий вопрос необычный, связанный с живым представлением фразеологизмов. Необходимо невербально изобразить следующие выражения, используя приёмы пантомимы (жесты, мимику): галопом по Европам, куры денег не клюют, делить шкуру неубитого медведя, язык чешется, делать из мухи слона, на воре шапка горит.

Конкурс капитанов команд.

Подобрать синонимы к фразеологизмам: попасть впросак (попасть в переплёт, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в ловушку); втирать очки (кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца, провести и вывести); не ударить палец о палец (плевать в потолок, бить баклуши, плевать в потолок, гонять лодыря, сидеть сложа руки); заблудиться в трёх соснах (попасть пальцем в небо, искать вчерашний день).

Как вы знаете, многие фразеологизмы содержат устаревшие слова.

Вопрос. Какие вы знаете фразеологизмы с устаревшими словами. Объясните происхождение этих идиом.

Предполагаемый ответ. Бить баклуши. Баклуши - это обработанная часть осинового ствола, из которого делали незначительную мелочь: ложку, солонку и другую мелкую деревянную посуду.

Точить лясы. Это значить вытачивать из тех же осиновых баклуш “лясы” или “балясы”. Они вытачивались в виде графинов, головок зверей, птиц, т.е. всякую художественную мелочь, тоже дающую небольшой заработок. Эта работа в некоторой степени художественная, обычно сопровождалась песнями. Точить лясы – это значит весело проводить время.

У чёрта на куличках. На куличках – это уменьшительно-ласкательное слово от кулига, а кулигой в некоторых деревнях зовут небольшую болотистую полянку в лесу. Отсюда у чёрта на куличках – значит “где-то далеко”, “в глуши”.

Узнайте фразеологизм по его определению.

  • Умышленно, намеренно не замечать чего-либо. (Закрывать на всё глаза).
  • Так говорят о человеке худом, измождённом. (Кожа да кости).
  • Ничего не добившись, обмануться в своих ожиданиях. (Не солоно хлебавши).
  • Быть всегда готовым к защите, обороне. (Держать порох сухим. Держать ухо востро).
  • Первое испытание на каком-либо поприще, первое участие в бою. (Боевое крещение).
  • Игра с болельщиками. На вопросы, которые будет задавать ведущий, зрители должны ответить эквивалентным фразеологизмом.
  • Есть ли у Земли лицо? (Есть. Стереть с лица земли).
  • Есть ли глаза у правды? (Есть. Смотреть правде в глаза).
  • Может ли горе быть в жидком состоянии? (Может. Хлебнуть горя).
  • Может ли вопрос заболеть? (Может. Больной вопрос).
  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).

Подведение итогов. Награждение победителей.