Формирование положительной мотивации на уроках русского языка в классах с инклюзивным обучением

Разделы: Русский язык, Инклюзивное образование


Предмет “Русский язык” имеет огромное значение в становлении личности учащихся, поскольку свободное владение русским языком – надежная основа каждого человека в его жизни, труде и творчестве. Успешное изучение предмета позволяет обеспечить тот познавательно-мировоззренческий потенциал, который дает учащемуся возможность познания действительности, самопознания, самоопределения личности в окружающем мире. Владение учащимися устной и письменной речью способствует успешному изучению других предметов.

На что же нужно ориентироваться, чтобы успешно изучить предмет “Русский язык” в классах с инклюзивным обучением?

В первую очередь нужно формировать и развивать положительную мотивацию учения. Этому способствуют:

- создание условий, комфортности для учащихся на уроках;

- установка на успех;

- спокойный тон на уроке, взаимоуважение, взаимопонимание;

- организация разных видов деятельности;

- чередование устной и письменной работы;

- индивидуальная и дифференцированная работа;

- нетрадиционная форма урока;

- физминутки;

- коллективные, групповые работы;

- привлечение к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки;

- уважение к результатам деятельности детей в сочетании с разумной требовательностью; - применение метода поощрения.

В классе с инклюзивным обучением я работаю второй год. Для достижения успеха на уроке и результативности учитываю индивидуальные особенности и возможности каждого ученика. А для того чтобы учащиеся по- настоящему включились в работу, проявляли познавательную активность, в ходе учебной деятельности перед ними ставлю понятные им задачи и цели.

В классах с инклюзивным обучением учатся обычно неусидчивые дети с неустойчивым вниманием. У некоторых учащихся очень низкий уровень усвоения знаний.

На выполнение письменной работы тратят много времени, пишут очень медленно, испытывают сложности при запоминании правописания слов. Не все сразу находят в учебнике изучаемый параграф, нужный материал, устные ответы иногда бывают бессмысленные, читают очень медленно, долго вспоминают правила, понятия, термины. Например, не все различают части речи и члены предложения, плохо производят синтаксический разбор предложений, путают падежи. При работе с детьми с инклюзивным обучением требуется большое терпение и внимание к ним, поддержка, помощь и поощрение со стороны учителя. На каждом уроке нахожу моменты, за что можно их поощрить, похвалить, потому что такие дети радуются и самому маленькому успеху, тем самым у учащихся появляется интерес к учению, активность на уроках.

Формировать положительную мотивацию учения можно на всех этапах урока.

Иногда урок начинаю с орфографической работы: дети сначала устно отгадывают загадки, затем записывают ответы, графически объясняя в них орфограммы. Или же в начале урока поле записи с доски числа, темы прошу детей подчеркнуть в них все изученные орфограммы, объяснить их. В отдельной тетради проводим списывание небольшого текста, затем осуществляем взаимопроверку. Учащиеся тщательно проверяют работы, потому что чужие ошибки легче находить, чем свои. Такое списывание развивает орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, дает возможность сравнивать свои же работы и видеть успехи и неудачи, отслеживать свою грамотность. Интересна учащимся и речевая разминка, проводимая в начале урока. Все эти виды деятельности активизируют внимание и интерес учащихся в начале же урока.

Иногда прошу учащихся, хотя они слабые, самостоятельно изучить тему (если она легкая) и выступить в роли учителя. Не всегда у них хорошо получается, но видно их старание объяснить новую тему. При этом заметна душевная радость, удовлетворение учащегося. На начальном этапе урока могу актуализировать мотивы предыдущих достижений и усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, на изучение новой темы. Например, сказать учащимся, что они хорошо усвоили тему “Написание не с существительными”. Попросить самостоятельно прочитать тему “Не с прилагательными”, определить, чем схожи правила, и в чем их различие. Такую же работу можно провести и при изучении тем “Написание О,Е в окончаниях и суффиксах существительных”, “Написание О,Е в окончаниях и суффиксах прилагательных” и других тем. На данном этапе работы учу детей составлять тексты-рассуждения, чтобы сами выдвигали тезис, приводили аргументы, делали вывод.

При закреплении изучаемой темы можно подкрепить и усилить возникшую у детей мотивацию. На этом этапе урока я ориентируюсь на познавательные мотивы, вызывая интерес к выполнению упражнений. При этом использую разные виды и формы деятельности: чередование устной и письменной, легкой и сложной работы, элементы нетрадиционной формы урока. С большим удовольствием дети выполняют задания в игровой форме, решают проблемные вопросы. У них проявляется интерес, желание работать на уроке. Также интересна им парная, групповая форма работы.

На завершающем этапе урока важно показать учащимся, над чем еще им нужно поработать, важно, чтобы в конце урока у них возникла положительная установка на дальнейшее учение.

На каждом этапе урока создаю условия для положительного отношения учащихся к учебе. Учу доводить начатое дело до конца, ставить перед собой цель и достигать ее. При объяснении нового материала или же при его повторении использую наглядный материал (таблицы), для лучшего запоминания вместе с учащимися составляем алгоритмы по темам, использую ассоциативные примеры. В шестом классе при изучении суффиксов -чик, -щик на доске пишу слово “джазист” и прошу детей найти связь между данным словом и правописанием этих суффиксов. Учу детей быть уверенными, при выполнении заданий не бояться трудности. Вследствие такой системы работы у учащихся снижается уровень тревожности, и они чувствуют себя на уроке свободно, комфортно.

Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика.

Каждый урок должен быть результативным, достичь этого можно только при условии, если привить у учащихся стремление к активной деятельности, при формировании и развитии положительной мотивации на уроках.