Урок обществознания по теме «Образование в жизни человека». 5-й класс

Разделы: История и обществознание


Этот урок открывает тему III главы — “Школа”. Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: “Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?”.

На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с документом, тестовые задания.

Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.

Цели:

  • Научиться находить нужную социальную информацию разного типа; объяснять роль образования в жизни человека; понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека.
  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения.
  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

План изучения нового материала

  • Роль образования в жизни человека.
  • Значение образования для жизни общества.
  • Ступени основного и профессионального образования.
  • Что нужно делать, чтобы научиться учиться.

Вариант организации учебной работы

  • Предлагается урок “открытия” нового знания с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методическое обеспечение

  1. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”.
  2. Рабочая программа по обществознанию. 5 класс/сост. Е.Н.Сорокина. – М.: ВАКО, 2014.
  3. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
  5. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно - ориентированные задания. 5, 6, 7 классы: учебное пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011.
  7. Королькова Е.С. Обществознание. 5 класс: экспресс-диагностика. – М.: Издательство “Экзамен”, 2014.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, сообщение темы урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: связать новый материал с уже знакомым.

Проводится вводная беседа с классом по вопросам:

  1. Кто такой школьник?
  2. Что его отличает от других?
  3. Кого бы ты назвал хорошим учеником?
  4. Чему учат в школе?

Задание для учащихся.

Русские пословицы и поговорки много говорят про получение образования. Объясните, что означают следующие пословицы и поговорки:

  • “Грамоте учиться – всегда пригодится”
  • “Неграмотный, будто слепой”
  • “Корень ученья горек, да плод сладок”

Формулирование целей урока.

III. Изучение основных идей и понятий темы.

При изучении первого пункта плана “Структура общего образования в России” полезна работа со схемой в учебнике (страница 50). Закрепить знания о структуре общего образования можно с помощью задания 1 в печатной тетради.

При изучении второго пункта плана урока стоит обратить внимание учащихся на ст. 19 ФЗ “Об образовании” от 29.12.2012г. об обязательности общего образования.

Задание классу.

Продолжите фразу: “Для того, чтобы хорошо учиться, надо…”

Учителю целесообразно объяснить пятиклассникам, что умение учиться постоянно совершенствуется на основе уже имеющихся у людей знаний, умений и навыков.

Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 4 на стр. 30.

Напиши небольшой рассказ “Школа моей мечты”. Расскажи, как организованы занятия, какие предметы изучаются, как выглядит школьное здание, чем, помимо уроков, могут заниматься в школе ученики. Подумай, что в твоем рассказе уже сейчас может стать реальностью (Приложение 1).

Далее – обсуждение рассказов в классе.

Работа в группах.

1. Немецкому математику Карлу Гауссу принадлежат слова: “Математика – царица наук”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера того, как помогает вам математика в повседневной жизни.

2. Известному древнеримскому политическому деятелю и оратору Цицерону принадлежит фраза: “История – учительница жизни”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера того, почему необходимо знать историю.

3. Одному известному автору принадлежит изречение: “Чтение так же важно, как и питание”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера, почему важно уметь читать.

4. Известный итальянский ученый и деятель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил о значении географии следующее: “Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера того, как помогает вам география в повседневной жизни.

5. Известному римскому поэту Ювеналу принадлежат такие слова: “В здоровом теле – здоровый дух”. Как вы понимаете это высказывание? Приведите 2-3 примера, подтверждающих необходимость заниматься спортом.

Выступление групп.

Работа в парах. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом документа “Чему учат в финских школах” (Приложение 2).

Результативность усвоения материала учитель выявляет в процессе организации беседы.

IV. Закрепление материала, изученного на уроке.

  1. Тест “Школа” (Приложение 3).
  2. Индивидуальная работа.
  3. Самопроверка, выставление оценок. Критерии.

V. Подведение итогов.

  1. В каких учебных заведениях человек получает образование?
  2. Куда могут пойти учиться выпускники школы?
  3. Что сегодня означают слова “остаться неграмотным”?

 Домашнее задание.

  • Параграф 6, выполнить задания после параграфа.
  • Опережающее задание учащимся. Работа над проектом “Наш класс” (Приложение 4).

19.05.2015