Мой новый инструмент – синтезатор. Открытый урок по специальности «Клавишный синтезатор». 4-й класс фортепианного отделения

Разделы: Музыка


Цель урока: Создание необходимой атмосферы и условий на уроке для вовлечения обучающегося в музыкально-художественное творчество.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Ознакомление с художественными возможностями синтезатора
  • Формирование основных исполнительских приемов игры на синтезаторе и их практическое применение

Развивающие:

  • Мотивация и развитие интереса к музыкальной деятельности, т.е. игре на синтезаторе
  • Развитие воображения и творческого, образного мышления через различные виды деятельности
  • Развитие координации движений

Воспитательные:

  • Приобщение к художественному творчеству
  • Эстетическое развитие обучающегося
  • Воспитание усидчивости, собранности

Тип урока: вводный.

Ученик: мальчик, 11 лет, обучающийся 4 класса фортепианного отделения

Методические приемы:

- словесный, наглядный, практический

- активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

- прямая и наводящая формы воздействия

Оборудование: синтезатор, 2 стула, нотные и наглядные пособия.

Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающая:

- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться

- рациональная организация урока

- чередование различных видов учебной деятельности

План урока:

1.Организационный момент.

2. Знакомство с инструментом.

2.1. Общее устройство инструмента.

3. Основные способы игры на синтезаторе

3.1. Ознакомление с банками голосов синтезатора Roland: Sound Effect, String, Brass, Piano, Ride и др. (сочинение музыкального рассказа, узнавание голосов инструментов)

3.2. Ознакомление с режимом игры в системе Dual (на примере Ю.Голле “Ночь”)

3.3. Ознакомление с режимом игры в системе Split (на примере р.н.п. “Во поле береза стояла”)

3.4. Ознакомление с буквенными обозначениями нот

3.5. Ознакомление с режимом игры с автоаккомпанементом (на примере детской песни М. Красева “Елочка” /р.н.п. “Частушка” / д.п. “Белочка”)

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Ученик входит в класс.

Преподаватель (П): Здравствуй, как тебя зовут?

Ученик (У): Здравствуйте, Рома.

П: Меня зовут Валентина Николаевна. Присаживайся за этот музыкальный инструмент. Сегодня мы с тобой познакомимся с новым для тебя музыкальным инструментом - синтезатором. Я знаю, что ты играешь на фортепиано. Посмотри на синтезатор и скажи, чем он отличается от фортепиано?

У: ответ

П: Синтезатор – электронный музыкальный инструмент. Он похож на фортепиано – у него есть тоже клавиатура и много-много разных кнопок, рычагов и переключателей, за которыми скрываются разные функции. Он может играть тембрами музыкальных инструментов, может выступать как целый симфонический или струнный оркестр, на нем можно рассказывать разные интересные истории, сочинять музыку и многое другое.

Прежде чем начать, мы должны с тобой познакомиться с определенными правилами по работе с ним:

1. Он должен быть включен в розетку. Но в розетку его надо включать ни в коем случае не мокрыми руками и следить за тем, чтобы рядом с ним не было воды – прольешь – будет замыкание.

2. Как и все электронное, как и компьютер, он имеет кнопку включения, которая называется POWER ON или просто ON. Давай ее найдем?

У: хорошо. Ищет, включает.

П: попробуй нажать какую-либо клавишу. (нажимает) Что-нибудь слышишь? Звук есть? (нет). 3. При включении синтезатора громкость всегда должна быть выключенной. Включили инструмент, он готов к работе – прибавили громкость. Собираемся выключать синтезатор – убавили громкость и выключили его. По-английски громкость называется VOLUME. Так как он регулирует звук, он должен крутиться. Нашел? Прибавляй громкость.

П: А ты знаешь, как звучит синтезатор? Давай попробуем нажать на любую клавишу. Какой звук, инструмент ты слышишь?

У: ответ

П: Правильно, как у фортепиано. Попробуй сыграть мне какое-нибудь упражнение или гамму. Можно сыграть До мажор на две октавы.

У: играет

П: Синтезатор обладает целым набором разных голосов. Это, например, акустические музыкальные инструменты.

Например, вот этот (переключение на String) – сыграй движение вверх пятипальцовкой. Что слышишь?

У: ответ

П: Или, вот этот (переключение на Brass) – сыграй кварту. Что слышишь?

У: ответ

П: Все музыкальные голоса синтезатора объединены по группам, которые называются банками голосов. Ты какие знаешь группы музыкальных инструментов?

У: ответ

П: все правильно. Синтезатор – инструмент иностранный, его выпускают фирмы Casio, Yamaha, Roland, и все-все на нем написано по-английски, как ты уже заметил. Например, струнные - String, медные духовые – Brass, фортепиано – Piano и так далее. Есть у синтезатора особый банк голосов, он называется Sound Effect.Английский знаешь? Как переводится?

У: ответ

П: Звуки шумов или шумовые эффекты. Посмотри на карточку, на которой перечислены все звуки, которые есть в этом банке. И пока я переключаюсь на этот банк, ты придумываешь небольшую историю, которую мы сможем проиллюстрировать этими голосами.

У: ответ (музыкальная история)

Как пример: Утром мне позвонили друзья (Telephone ring - 474) и пригласили меня к себе в гости. Чтобы добраться до них, я завела машину (Car Engne 476) и поехала (Car – Pass 477). Мимо дома друзей проходила железная дорога (Train 479) через замечательный лес, в котором пели птицы (Bird Tweet 471), но вдруг налетел ужасный ветер (Wind 470), который меня испугал и я поехала домой (477).

П: молодец! Замечательный рассказ! А теперь давай мы с тобой обратимся к произведениям. Тебе хочется узнать, а как на синтезаторе играют произведения? Смотри, перед нами ноты – все так же, да? Скрипичный ключ для правой руки, басовый ключ для левой руки. Сыграешь с листа? (Ю. Голле “Ночь”)

У: играет

П: А теперь посмотри внимательно в ноты. Вверху стоит буква V, сокращенно от Voice, которая предлагает нам музыкальные инструменты, которыми нужно играть. Что написано?

У: ответ

П: Голос Goblins находится в банке Pad. На разных синтезаторах голоса называются по-разному: Tone или Voice. Давай нажмем на панели синтезатора кнопку активации голоса (Tone) и наберем цифрами номер 390. Сыграем?

У: играет

П: В рекомендациях к исполнению стоит плюс еще один голос, что предполагает собой наложение второго голоса – Dual. Вместо одного музыкального инструмента будут играть два. Я тебе сейчас помогу переключить, а ты сыграешь. Второй голос тоже из банка Pad 380.

У: играет

П: Изменилось произведение? Каким оно стало?

У: ответ

П: А соответствует ли наш выбор инструмента названию произведения?

У: ответ

П: и какая у нас получилась ночь?

У: ответ

П: понравилось? Дальше играем? Посмотри, пожалуйста, на это произведение. Здесь в нотах есть что-то незнакомое для тебя? Нажми на кнопку Piano Solo, чтобы сбросить все настройки и вернуться к фортепиано. Сыграй, пожалуйста, это произведение (р.н.п. “Во поле береза стояла”)

У: играет

П: Здесь какими голосами рекомендуют нам сыграть это произведение?

У: ответ

П: а как ты думаешь, а почему именно такими голосами?

У: ответ

П: у нас с тобой произведение именного народного характера: русская народная песня, значит, и голоса должны быть народными – Гобой и Волынка. Только здесь нам предлагают сыграть не наложением голосов, а разделить клавиатуру синтезатора на два голоса. Это называется: режим игры Split. И сейчас я тебе могу сделать необходимые настройки. Пожалуйста, настрой основной голос Гобой, он находится под номером 275. А я нажму на Разделение клавиатуры (Split) и настрою тебе второй голос - 422. Сыграй

У: играет

П: В каком варианте это произведение тебе понравилось больше? На фортепиано или двумя голосами?

У: ответ

П: Синтезатор может звучать не только как соло, дуэт музыкальных инструментов, но и как целый оркестр или ансамбль. У него есть такая функция, как игра с автоаккомпанементом. Посмотри внимательно в ноты, что ты видишь? (М. Красев “Елочка”)

У: ответ

П: В правой руке знакомая тебе мелодия “Маленькой елочки”, а вот в правой руке стоят буквенные обозначения нот. Английский алфавит A B C D E F G, где нота Ф – ля, B – си, С – до и так далее. На первый такт стоит С – до, во втором такте G – соль, которая приходит на До. Потом?

У: ответ

П: Как относятся между собой До, Фа и Соль? До – это тоника, первая ступень, то Фа и Соль?

У: ответ

П: Субдоминанта и Доминанта. Попробуем сыграть?

У: играет

П: не звучит, правда? А давай попробуем включить аккомпанемент. Это когда вместо нот, будут звучать аккорды.

У: играет

П: А теперь настало время сыграть с оркестром. В нотах нам с тобой предлагают S – Style Polka. Я сейчас его выставлю, выставлю средний темп – 80 ударов и сыграю тебе, чтобы ты мог послушать. ИГРА. А теперь сыграй сам.

У: играет

П: чтобы наше произведение было красивым и законченным, предлагаю тебе запомнить две кнопки - Intro и Ending. Первая обозначает вступление, вторая – окончание. Нажали кнопку вступления и левой рукой нажали тонику, вступление проиграет, ты начинаешь сразу играть песенку, потом ты нажимаешь окончание, и синтезатор заканчивает произведение.

У: играет

*если останется время попробовать сыграть это произведение в разных стилях (Марш, Баллада)

П: Наш урок подошел к концу. Синтезатор – это замечательный музыкальный инструмент, он может стать хорошим помощником для твоего основного инструмента, а еще он прекрасно подходит для творчества. Надеюсь, что тебе понравился этот инструмент, а мне сегодня очень понравилось заниматься с тобой. Ты узнал что-то новое для себя?

У: ответ

П: Спасибо тебе за урок!

19.05.2015