Урок литературного чтения с ИКТ. Тема: «А.И. Куприн "Барбос и Жулька"». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Цели урока:

  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах;
  • расширение знаний учащихся о творчестве А.И. Куприна;
  • закрепление умения работы с текстом.

Задачи:

1. Образовательные:

  • ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И. Куприна;
  • ознакомление с новыми литературными жанрами;
  • раскрытие смысла рассказа Куприна “Барбос и Жулька”, смысла дружбы и верности;
  • обучение анализировать поступки героев;
  • обогащение словарного запаса учащихся.

2. Развивающие:

  • создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;
  • развитие навыка выразительного чтения;
  • создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умения выделять из потока информации главное.

3. Воспитывающие:

  • воспитание любви к России, интереса к прошлому страны;
  • привитие интереса к культуре;
  • воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

  • Техническая оснащенность: компьютер; проектор.
  • Индивидуальные наглядные пособия: карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством хорошо известного вам писателя – это А. И. Куприн.

- Сейчас я познакомлю вас с некоторыми эпизодами жизни и творчества А. И. Куприна.

(Откройте тетради и запишите годы жизни писателя. Слайд 1. В ходе просмотра вы можете записывать информацию, которую услышите.)

- Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии.

Слайд 2. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег и мать писателя, Любовь Алексеевна, переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, и маленький Куприн жил с ней до шести лет, а затем его отправили в сиротское училище, из которого он поступил в кадетский корпус. Слайд 3. Когда Куприну исполнилось 18 лет, он поступил в Александровское юнкерское училище, в нем он уже начал писать свои первые рассказы. Слайд 4. В двадцать лет Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, где прослужил 4 года.

Слайд 5. В 24 года Куприн подал в отставку и переехал в Киев, где стал работать журналистом. В следующие годы он много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. За 6 лет он освоил около двадцати профессий, движимый жаждой познания.

Слайд 6. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, Слайд 7. Носился в бурю по морю с рыбаками, Слайд 8 спускался в скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре и т.д. Слайд 9. В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где знакомится с И. А. Буниным, А. П. Чеховым, М. Горьким. Дружба с ними способствовала становлению Куприна как писателя.

В 1920 году он эмигрировал во Францию, Слайд 11. где в 1921 году в Париже вышел его сборник “Рассказы для детей”. Тоска по Родине заставила Куприна в 1937 году (67 лет) вернуться в СССР. Вся страна тотчас же узнала о его приезде.

Слайд 12. Он поселился в Доме творчества писателей, где его навещали старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце этого же года писатель переехал в Ленинград и жил там, окруженный заботой и вниманием. Он очень много хотел написать о новой России, но к тому времени был уже болен и не успел исполнить свою мечту.

Слайд 13. В 1938 году (68 лет) в августе писателя не стало. Он был похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде. Слайд 14. Дом-музей А. И. Куприна был открыт в г. Наровчате 6 сентября, в 1981 году, накануне 111-ой годовщины со дня рождения писателя. Слайд 15. Здесь можно увидеть старинные документы, Слайд 16. семейные фотографии, Слайд 17. бытовые вещи семьи писателя. Слайд 18. Там же был установлен первый памятник А. И. Куприну.

Слайд 19, Слайд 20, Слайд 21, Слайд 22. В доме А. Куприна все время жили разные животные. Писатель очень любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных.

Слайд 23, Слайд 24, Слайд 25, Слайд 26, Слайд 27. Он написал много рассказов о кошках, собаках, обезьянах, лошадях и слонах. Многие рассказы о животных были написаны им специально для детей и публиковались в детских журналах.

Обобщение услышанного.

- Что нового вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?

- Какие из представленных книг вы уже читали?

- Чем эти произведения вам запомнились?

3. Изучение нового материала

Слайд 28. А. И. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: “Белый пудель”, “Пиратка”, “Собачье счастье”, “Завирайка”, “Барри”, “Бальт”, “Ральф”, “Сапсан” и др.

А) Первичное чтение рассказа

Слайд 29. - Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. Куприна “Барбос и Жулька”.

Откройте учебники на стр. 85.

- Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь в рассказе? (Слушаем предположения детей.)

- Приготовьте простой карандаш и при чтении рассказа подчеркивайте слова, значение которых вам не понятно.

Лексическая работа (Объяснение непонятных слов)

- Понравился ли вам рассказ?

- Какое впечатление он на вас произвел?

- Какие отношения были у Барбоса и Жульки?

- Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак? (Чтобы было понятно, какой у них был характер.)

- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему?

- О чем говорит ее поступок?

- Как вы думаете, почему собака умерла?

- Как вы оцениваете поступок Барбоса?

- Как люди относились к животным? Кто лучше всех понимал собак?

Физкультминутка

Б) Работа в парах

- У вас на партах лежат конверты с заданиями. Возьмите конверты на которых написано: “Описание внешности Барбоса и Жульки”. В них находятся описания внешности собак. Слайд 30. Какие слова выбрал А. И. Куприн для описания внешности своих героев? Выложите в два столбика отдельно, что относится к Барбосу и что относится к Жульке.

- Давайте проверим ваше задание. Слайд 31. Поднимите сигнальные карточки.

- Найдите в тексте отрывок и прочитайте.

Слайд 32. – Как описывает автор характер Барбоса и Жульки?

- Возьмите конверты с описанием характера Барбоса и Жульки. Выполните аналогичное задание.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Слайд 33. Поднимите сигнальные карточки.

- Найдите в тексте отрывок и прочитайте.

4. Закрепление нового материала.

А) В настоящее время насчитывается около 400 видов пород собак. Чаще всего породы собак группируются по характеру их применения. Слайд 34. Но нам с вами удобнее разделить все породы на три большие группы: охотничьи, служебные и декоративные.

Слайд 35. - Посмотрите на некоторые из пород и попробуйте определить, какие из них подходят под описание Барбоса и Слайд 36. Жульки. (Слушаем ответы детей и рассматриваем Слайд 37.

Б) Работа над иллюстрацией.

Слайд 38.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен?

- Как вы думаете, какой эпизод изобразил художник?

- Какие чувства испытывает в этот момент Барбос?

- Найдите в тексте отрывок и прочитайте.

- Как вы думаете, какую мысль хотел выразить А.Куприн в своем рассказе?

Вывод: Смелость собаки не зависит от ее внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.

5. Итог урока.

- Можно ли назвать поступок Жульки подвигом? Почему?

- Чему учит рассказ? (Дружбе, верности)

6. Рефлексия. Слайд 46.

- Этот урок научил меня......

7. Домашнее задание. Слайд 47.

  • I вариант составит пересказ текста от имени Барбоса.
  • II вариант составит пересказ от имени Жульки.

19.05.2015