Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Введение

Данная работа предназначена для учащихся 9-10 классов общеобразовательных учреждений, для внеклассных занятий в старшем звене. Старшеклассники уже осознанно рассматривают проблемы экологии в районе, республике, стране и в мире. Здоровье каждого зависит от состояния окружающей их среды. Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают мероприятия по сохранению благоприятной окружающей среды. Возможности информационно-коммуникативных технологий позволяют наглядно продемонстрировать положительное и отрицательное воздействие человека на природную среду, проводить просветительную экологическую работу среди населения.

Этап урока

Основная часть

Используемые ресурсы

 

Урок экологии для учащихся 9-10х классов

 
 

Тема «Ландшафт – как фактор здоровья»

Слайд №1
  Цель: способствовать пониманию, почему природная среда является неотъемлемым условием жизни человека и не может быть заменена никакой искусственной средой.  
  Задачи: сформировать у учащихся понятие «природный ландшафт», показать влияние ландшафта на психоэмоциональное состояние человека.  
  Ключевые понятия: ландшафт, городской ландшафт, экосистема города, природный ландшафт.  
  Приёмы: таблица «Верные – неверные утверждения», синквейн.  
  Графические формы: кластер.  
  Оборудование: таблицы, рисунки: «Рельеф местности», «городской ландшафт», природный пейзаж, кассета: «Музыка о природе. Классическая музыка для детей», видеосюжеты о природе, мультимедийный проектор. Творческие работы учащихся. Слайд №2
I ст. Вызова Учащимся предлагается ответить на вопрос:
Как вы думаете, зависит ли здоровье человека от его окружения, среды, в которой он находится (ответы ребят).  
Слайд №3
  Предлагается поработать над «верными-неверными» утверждениями, поставить знаки в соответствующих столбиках (см. Приложение 1).
По желанию афишируют свой выбор.
Слайд №4, раздаточный материал
II ст. Информационная Осмысление предложенной информации. Статистика о заболеваниях человека, вызванных неудовлетворительной экологической обстановкой данной местности.  
  Что такое ландшафт? Прочитайте выдержки из словаря: ландшафт – это … (см. Приложение 2) Слайд №5, раздаточный материал
  Какие виды ландшафта выделяют? Слайд №6
  1. Просматривание таблицы, рисунков, слайдов с изображениями городского ландшафта. Слайд №7
  Назовите характерные черты городского ландшафта, высказывания детей фиксируются на доске:
  • быстрый темп жизни;
  • большие, высокие здания;
  • дворы – коробки;
  • огромное количество людей;
  • мало зелёных насаждений;
  • разнообразный автотранспорт;
  • деревья в бетоне и железе;
  • разрушение памятников архитектуры под действием кислотно-щелочных осадков;
  • культурные ценности;
  • загрязненный воздух, мусор;
  • техногенный шум.
 
  На слайде пословица «Сгубить легко – а на душе каково?», идет обсуждение. Слайд №8
  Какое влияние оказывает городской ландшафт на здоровье человека? Высказывания детей фиксируются на доске:
  • угнетающе;
  • быстрое утомление;
  • переживания;
  • недостаток нормального человеческого общения;
  • тяжесть;
  • вызывает различные заболевания;

огромное количество коммуникационных сетей отрицательно влияет на энергетику человека

 
  Что вы можете предложить для улучшения экологической обстановки в городе?  
  Беседа с учащимися о посильном вкладе жителей нашего посёлка в решении экологических проблем  
  В ходе обсуждения заполняется кластер на доске и в тетради: «Характеристика городского ландшафта» (см. Приложение 3) Слайд №9
Слайд №10
  2. Звучит классическая музыка о природе, сопровождается показом таблиц, рисунков, слайдов с пейзажами природных ландшафтов. Слайд № 11
  Каковы приметы природного ландшафта?
Высказывания детей фиксируются на доске:
  • широта, простор;
  • зелень, цветение;
  • радует глаза и уши;
  • гармония;
  • спокойствие;
  • тишина.
 
  На слайде пословица «Зеленое царство – лучшее лекарство» Слайд №12
  Почему в народе сложилось такое мнение?  
  Многие поэты, писатели, композиторы приписывали целебную силу природе.
Сообщения учащихся о действии природной силы на организм человека, просматривание видеосюжетов, фотографий и рисунков природного ландшафта. (см. Приложение 4)
 
  После прослушивания творческих работ выясняется о положительной роли природных ландшафтов; высказывания детей фиксируются на доске:
  • улучшение душевного состояния;
  • лучший отдых;
  • гармония красок и звуков;
  • прилив сил, бодрости;
  • стимулирует жизненный тонус;
  • успокаивает нервную систему;
  • лес имеет сильный, оздоровительный эффект;
  • прохлада в жаркий день;
  • многообразие запахов…
 
III ст. Рефлексии Вернемся к утверждениям предложенной таблицы «Верные – неверные утверждения», изменилось ли ваше мнение по каким-либо вопросам?
Выслушиваем высказывания детей (по желанию).
Оказывается, окружающий ландшафт может активно воздействовать на наше эмоциональное состояние!
 
  Учащимся предлагается составить синквейн к слову «Ландшафт» (см. Приложение 5)
Социализация высказываний.
 

Заключение

Данное занятие позволяет детям показать, как природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохранить здоровье свое и будущих поколений.

Список используемой литературы:

  1. И.А. Васюкова. Словарь иностранных слов. М.: «Аст-Пресс Книга», 2001 г.
  2. В.И. Даль. Пословицы русского народа – М.: ННН, 1994 г.
  3. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Экология 10 (11) кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001 г.