Урок географии «Представление Вселенной в древности». 5-й класс

Разделы: География


Цель: развивать и углублять знания учащихся об изучении Вселенной.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать понятие “Вселенная”; познакомиться с представлениями людей о Вселенной и форме планеты Земля в древности, с выдающимися древнегреческими учёными.
  • Развивающие: развивать умение работать с разными источниками информации, анализировать, делать выводы, умение заполнять таблицу, дополнять, сравнивать.
  • Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, уважения к одноклассникам.

Основные термины: Вселенная, сфера, модель.

Персоналии: Пифагор, Аристотель, Птолемей, Самосский.

Результаты урока:

  • Предметные: знать новые термины - Вселенная, сфера, модель; иметь представление о том, как древние люди представляли Вселенную; особенности модели Вселенной Аристотеля и Пифагора, и их сходства и отличия.
  • Метапредметные: умение анализировать текст учебника, заполнять таблицу, сравнивать полученные результаты с информацией полученной после просмотра фильма; выделять главное; сравнивать модели и находить общее и различие; оценивать себя и других; расширение своего кругозора; работать по плану; устно выражать свои мысли; решать тест.

Оборудование: видеофильм, тесты, таблицы, карты знаний по географии, учебник стр.41-45,позлы для групп, портреты Пифагора, Аристотеля.

Форма работы на уроке: групповая.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Мотивация к учебной деятельности С какой целью у нас сегодня на доске весит картинка?

Что за картинка?

Что на ней изображено?

Какие мысли она у вас вызывает?

На экране изображение Вселенной. Портреты древних учёных.

Загадка

А галактики летят.
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная.
Это всё – Вселенная.
Что вы знаете о Вселенной?

Учащиеся предполагают, высказывают свое мнение.

Знание учащихся о Вселенной –опыт.

Целеполагание Поставьте цель на уроке. Что я хотел бы узнать,? Чему я хотел бы научиться? Каждый ставит перед собой цель на урок.
Планирование деятельности Как будет решать поставленные задачи? Учащиеся высказываются по вопросу организации работы на уроке. Составляют план работы.

1.Работа с учебников в группе.

2.Заполнение таблицы каждым учеником.

3.Обсуждение в группе.

4.Отчёт групп.

5.Оценивание групп.

Организация самостоятельной деятельности Работа над термином Вселенная.

Что такое Вселенная?

стр.41.

Вселенная - это космическое пространство и небесные тела, газ, пыль.

Какие небесные тела вы знаете?

Современные представления Вселенной складывались постепенно.

Читают, обсуждают, заполняют таблицу.

Работа со словарём.

Работа в группах.15 минут.

1. группа - о представлениях древних народов.

стр. 41-42. рисунки.

2. группа – о древнегреческом учёном Аристотеле..

стр. 42 -44, биография стр. 45.

3. группа - о древнегреческом учёном Птолемее.

стр.44, биография стр.45.

ФИЗМИНУТКА
Отчёт групп.

Проверка работы групп – просмотр видеофильма.

Проблемный вопрос.

Как могли бы представлять в древности Землю люди, жившие в холодных районах Земли?

Как вы думаете, почему люди разных стран по – разному представляли Землю?

Оценивание работы групп, друг другом.

Самопроверка таблиц.

Обсуждение проблемных вопросов.

Предметные результаты. Закрепление полученных знаний.

Ответы теста на доске.

1 вариант

1 –б

2- в

3 –б

4 –а

5 – нет

2 вариант

1 - в

2 - а

3 - а

4 - б

5 – нет

Метапредметные результаты

Выполнение теста. 2 варианта.

 

Взаимопроверка и оценивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение карты знаний по географии.

Домашнее задание. параграф 8 термины выучить,

Творческий сундучок:

Нарисуйте рисунок о Вселенной

Найдите загадки о Вселенной

Сочините стихотворение о Вселенной

Изобразите или создайте свою модель Вселенной.

РЕФЛЕКСИЯ. дополните Вселенную

красная звезда оценка -5

жёлтая звезда оценка -4

Записывают домашнее задание на выбор.

 

 

 

 

 

Прикрепляют звёзды на доску.

 

Древние индейцы  
Нарды берегов Тигра и Евфрата  
Жители Месопотамии  
Вавилоняне  
Пифагор  
Аристотель  
Аристарх Самосский  
Птолемей  

 

Тест по теме “Представления древних людей о Вселенной”

Вариант 1

Найдите один правильный ответ

1.Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму шара?

А – Аристотель

Б – Пифагор

В – Птолемей

2.По мнению древних индейцев, Земля является:

А – плоской и опирается на черепаху

Б – круглой и опирается на спины гигантских слонов

В – плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе

Г – круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе.

3.Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Земля, был:

А – Пифагор

Б – Аристотель

В – Аристарх Самосский

Г – Клавдий Птолемей

4.Сиситема Птолемея господствовала в науке на протяжении:

А- 13 веков

Б – 15 веков

В – 10 веков

Г – 8 веков

5. Верно ли утверждение. Оцените: да или нет.

Аристотелем был написан грандиозный труд “Великое математическое построение астрономии” в 13 томах

Тест по теме “Представления древних людей о Вселенной”

Вариант 2

Найдите один правильный ответ

1. Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Солнце, был:

А - Пифагор

Б – Аристотель

В - Аристарх Самосский

Г – Птолемей

2. Земля, по мнению древних народов, живших на берегах рек Тигр и Евфрат, представляла собой:

А – гору, которую со всех сторон окружало море

Б – равнину, которую со всех сторон окружали горы

В – море, которое со всех сторон окружают горы

Г – гору, которую со всех сторон окружала равнина.

3. Слово “сфера” в переводе с греческого означает:

А – шар

Б – треугольник

В – прямоугольник

Г – квадрат

4. Олицетворением неба в представлениях древних индейцев был (а):

А – черепаха

Б – змея

В – слон

Г – крокодил

5. Верно ли утверждение. Оцените: да или нет.

Птолемей был учителем Александра Македонского.

26.04.2015