Экологические объекты малой родины в исследовательской деятельности школьников

Разделы: Экология


На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как “столетие окружающей среды”. В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Задача учителя состоит не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе, развивать навыки научного анализа природных явлений.

Одной из продуктивных форм работы практической направленности с учащимися средних и старших классов является исследовательская деятельность. Такая активная форма деятельности позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приращении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками.

С большим успехом исследовательскую деятельность можно использовать в этноэкологии, которая изучает взаимоотношения человека с окружающим миром в рамках традиционной культуры, а также влияние этой культуры на современность. В нашей школе создано научное общество учащихся “Юный исследователь”, где ребята занимаются техническим творчеством, природоохранной деятельностью и экологией, изучением народного творчества, культурного и исторического наследия родного края под руководством учителей школы.

Основными задачами являются:

  • привлечение внимания детей и взрослых к проблеме сохранения природного и культурного наследия своей малой родины;
  • организация экологической деятельности в селе;
  •  распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и нравственных ценностях, традициях и обычаях своего народа;
  • научить давать оценку экологическому состоянию окружающей среды родного края;
  • сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного села;

Тематика исследовательских работ самая разнообразная, но можно выделить три основных направления:

- Экологические проблемы малой родины;

- Выдающиеся люди нашего села;

- Этнология. (культурные ценности бурятского и русского народа, местные ремесла, обычаи и традиции).

На территории нашего села расположен колхоз-племзавод им. Калинина, который прославился разведением забайкальской породы лошадей, которых отличают не только неприхотливость и выносливость, но и уникальность шерстного покрова. Увидев табун курчавых или чубарых красавцев, многие поражаются и восхищаются. В течение нескольких лет ребята изучали аборигенных для нашей местности лошадей, собирали по крупицам материал по истории возникновения и сохранения забайкальской породы , появления в шерстном покрове уникального биологического признака – курчавости. Итогом этой работы стали две исследовательские работы “Забайкальская лошадь как аборигенная порода и ценный генофонд племенного коневодства” и “Курчавые лошади Забайкалья”.

Государственный зоологический заказник окружного значения “Аргалейский” создан с целью сохранения, воспроизводства животного мира, видов, отнесенных к объектам охоты, сохранения среды их обитания, а также для поддержания общего экологического баланса. Проводились научно-познавательные экскурсии по территории заказника, исследование видового состава, изготовление кормушек для птиц, изготовление агитационных плакатов в целях предупреждения браконьерства, лесных пожаров, незаконной вырубки леса. Исследовательская работа “Государственный зоологический заповедник “Аргалейский: проблемы и перспективы” представляет большой интерес в деле изучения родного края.

Наш край всегда был богат лесом, поэтому обработка дерева и производство художественных изделий, предметов домашнего обихода из древесины сосны, березы, лиственницы носит национальный характер. Но ребят заинтересовал вопрос, почему именно береза являлась наиболее востребованным материалом для изделий. Под руководством энтузиаста своего дела, народного умельца, учителя труда Шойнхорова Е.Н. ребята изучили опыт применения и заготовки древесины березы, авторскую технологию изготовления изделий народного ремесла, уникальные особенности березы. Все это отражено в исследовательской работе “Береза в традиционной культуре бурят”

Исследовательские работы “Проблема сохранения лесных ресурсов Аргалейского лесничества для жизнеобеспечения жителей села” и “Большая проблема малой реки Зун-Аргалей” затрагивают острые экологические проблемы нашей местности, такие как вырубка лесов, загрязнение водных источников.

Исследовательская деятельность школьников дает им возможность участвовать в окружных, краевых, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях. Юные аргалейцы умеют достойно представлять свой край, что подтверждают многочисленные дипломы, свидетельства лауреатов, почетные грамоты и ценные подарки, полученные на Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, Всероссийской научно-практической конференции “Шаг в будущее”, Общероссийском конкурсе научно-исследовательских работ “Наука.Человечество.Прогресс.”, Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, краевых конкурсах “Моя малая Родина: природа, культура, этнос” и “Жемчужины забайкальской природы”, международном конкурсе “Мир воды глазами детей” и др.

Конечно, учащиеся и педагоги нашей школы ведут агитационную работу по пропаганде бережного отношения к природе среди жителей села, с результатами исследовательских работ выступают на сходах граждан, на семинарах, ежегодно участвуют в экологических акциях, экспедициях. Есть специальная экологическая страница в школьной газете “Арг-вести”.

Привлечение интеллектуального потенциала педагогов, специалистов различных отраслей к исследованиям позволяет внести новые элементы в процесс регионального экологического образования, а детям дает возможность участвовать в практической работе по улучшению экологической ситуации местности. Большинство детей, поработавших в экспедициях, начинают смотреть на окружающий мир другими глазами: у них исчезают апатия и равнодушие, чувство безнадежности, появляется вера в возможность самим изменить что-либо в лучшую сторону и, несомненно, они станут неравнодушными к будущему своей малой родины людьми.