Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель:

  • Повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц.
  • Изучить новую тему “Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы”, используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях Страусовых и Пингвинов.
  • Развивать внимательность, способность выступать перед аудиторией, воспитывать инициативность, взаимоуважение, ответственность, вызывать интерес к биологии.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Повторение изученного

1. Отгадайте загадки:

- Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит? (петух)

- Кто в воде купался, да сух остался?(гусь)

- Без рук, без топоренка построена избенка? (гнездо)

Работа в группе:

1. Рассакать, какие бывают перья, зарисовать строение пера.

2. Используя наглядное пособие, рассказать о строении скелета птицы.

3. Зарисовать строение яйца.

4. Рассказать о развитии зародыша.

Индивидуальная работа:

1. Зарисовать различные типы гнезд и их “строителей”(например: чашеобразные на земле, на ветвях деревьев, шарообразные со входом с боку, гнезда в дуплах, стенках оврагов и т.д.

2. Вспомнить загадки, песни, пословицы о птицах

2. Изучение нового материала

Птицы - самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Всего насчитывается около 8600 видов птиц.

- Вспомните, как называется наука изучающая птиц? (Орнитоглогия)

Всех птиц на планете, ученые орнитологи объединяют в три надотряда: пингвины, страусовые, типичные птицы.

- Скажите, какие среды жизни существуют? (Воздушная, водная, наземная, почвенная)

- Назовите, для каждой среды представителей из отряда птиц.

Именно пингвинам и страусовым посвящен сегодняшний урок.

Слово учителя:

Птицы степей и пустынь – птицы, обитающие на открытых пространствах, в своем строении предполагают ряд адаптаций, свойственных этой группе. У страусов, ярких представителей этой группы в процессе эволюции крылья превратились в элемент, который указывает на их принадлежность к классу Птицы, но не выполняют никакой функции. Страусы утратили способность летать, но развили мощные, очень сильные ноги. Скорость передвижения в случае большой опасности достигается 60-70 километров в час. На задних конечностях укоротились пальцы, исчез задний палец, оперение у страуса рыхлое и курчавое, киля нет.

Часто страусы пасутся с зебрами или антилопами, совершая далекие переходы по африканским равнинам.

Африканские страусы достигают высоты 3 м, весит, до 90кг. В ямку, приготовленную самцом, откладывают яйца несколько самок. Одно яйцо весит 1,5кг. В гнезде может быть до 50 яиц. Яйца птицы высиживают попеременно: ночью – самец, днем – самки. Птенцы вылупляются через 6-7 недель. (просмотр видеоурока)

А сейчас послушайте доклады ваших товарищей о других видах Страусовых.

(Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Выступление 1 Нанду.

Выступление 2 Казуаровые.

Выступление 3 Эму.

Выступление 4 Киви.

Физкультурная минутка

Нам радостно, нам весело! 
Смеемся мы с утра. 
Но вот пришло мгновенье, 
Серьезным быть пора. 
Глазки прикрыли, ручки сложили, 
Головки опустили, ротик закрыли. 
И затихли на минутку, 
Чтоб не слышать даже шутку, 
Чтоб не видеть никого, 
А себя лишь одного!

Слово учителя:

Пингвины – семейство нелетающих птиц, имеет обтекаемую форму тела. Среда обитания – воды Антарктики, Новой Зеландии, южной Австралии, Южной Африки. Пингвины предпочитают прохладу, появляясь в водах с прохладным течением. Пингвины – единственные птицы, умеющие плавать, и утратившие возможность летать. Большую часть времени они действительно проводят в воде, и лишь процесс размножения, высиживания птенцов связан с сушей. Форма тела, ноги подобные веслам, водонепроницаемые, благодаря компактно расположенным перьям, покровы, достаточно большой слой жира – все это способствует тому, что пингвины отлично чувствуют себя в воде.

Скорость передвижения не велика, но манёвренность компенсирует эту относительно низкую величину.

Императорский пингвин - самый крупный из ныне живущих. Его рост - до 117 см, а вес 46 кг. Во время высиживания яйца он может голодать до 9 недель и выносить холод до - 60С.

Самый маленький пингвин из ныне живущих – малый пингвин. Он весит всего 1 кг, а его рост 30-45см.

Патагонский пингвин способен плыть 2-3 недели расстоянием до 1500 км.

Самый редкий из пингвинов – Великолепный, насчитывается не более 5 тысяч птиц вида.

Самый многочисленный вид – южнополярные пингвины. Их общая численность 12-13 миллионов. (просмотр видео урока)

3. Подведение итогов

На этом уроке мы повторили внутреннее и внешнее строение птиц, узнали много интересного об удивительных птицах надотрядов Страусовые и Пингвины.

Выберите изображение человечка, которое наиболее соответствует вашему настроению в конце урока.

Домашнее задание

  • Прочитать по учебнику материал о страусообразных и пингвинах.
  • Рабочая тетрадь с. 66 задания с 1по 6, с. 67 задания с 1 по 4.