Урок обобщающего повторения по теме «Африка» «Вдоль по жаркой Африке». 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: обобщить и оценить знания по теме "Африка".

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщение знаний учащихся о характерных чертах природы материка - рельефе, климате, внутренних водах, растительном, животном мире и населении;
  • проверка умений учащихся определять местонахождение основных географических объектов Африки и устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка, а так же между населением и его занятиями.

Развивающие:

  • развитие таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ;
  • развитие пространственного восприятия через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации, через решение географических задач на пространственное ориентирование;
  • развитие процессов памяти.

Воспитательные:

  • развитие интереса к процессу обучения через использование “ситуации успеха” посредством игровой деятельности;
  • развитие коммуникативных компетенций, умение работать в команде.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: игра-соревнование.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Учебно-наглядный комплекс: атласы для 7 класса, настенная физико-географическая карта “Африка”, конверты с заданиями, турнирная таблица, презентация.

Ход игры

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Заканчивается наше небольшое путешествие по Африке, в ходе которого мы убедились, что Африка – это удивительный и уникальный материк. Африка – это все самое, самое....

  • Во-первых, это единственный материк, расположенный одновременно в четырех полушариях.
  • Во-вторых, это самый жаркий материк нашей планеты, именно здесь была зарегистрирована самая высокая температура воздуха + 580.
  • В-третьих, на материке расположена самая крупная по площади пустыня мира – Сахара площадью более 7 млн. км кв.
  • В-четвертых, по материку протекает самая длинная река в мире Нил, протяженностью 6671 км.
  • В-пятых, Африка - единственный материк, где саванны занимают 40% территории; В саваннах обитают самые крупные животные суши: слоны, носороги, бегемоты.

Список природных рекордов можно долго продолжать...

Сегодня мы с вами отправимся в игровое путешествие – соревнование “Вдоль по жаркой Африке” (слайд 1).

Правила игры

Класс делится на команды. Каждая команда должна пройти девять игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения и сложности задания. Баллы заносятся в турнирную таблицу. По окончании игры определяются команды – победители. Набранные баллы переводятся в отметку. Игра сопровождается презентацией.

Ход игры

1 этап “Африканский пазл” (слайд 2)

Каждая команда получает файл с разрезанной картой Африки, которую необходимо собрать.

Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания - 5 баллов.

2 этап “Карта путешественника” (слайд 3)

Команде необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести и подписать как можно больше географических объектов.

Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания - 0,2 балла за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект.

3 этап “Из истории открытий” (слайд 4.)

Команде необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Африка.

  1. Экспедиция под его командованием в 1487-1488 гг. открыла африканское побережье от устья реки Конго до мыса Доброй Надежды – южной оконечности материка и, обогнув его, вышла в Индийский океан.
  2. Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достичь далекой Индии. Экспедиция под руководством этого опытного и отважного моряка в конце 15 века обогнула мыс Доброй Надежды, достигла устья реки Замбези, затем пересекла Индийский океан и вышла к берегам Индии.
  3. Многие открытия в Южной Африке сделал этот отважный англичанин. Он приехал в Южную Африку миссионером, но, совершив несколько путешествий, постепенно увлекся изучением природы материка. Он исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория, первым из европейцев пересек пустыню Калахари. Во время своего последнего путешествия он искал истоки Нила. Африканцы прозвали его “ищущий реки”.
  4. Русский ученый, в 19 веке исследовавший водоразделы главных африканских рек – Нила, Конго и Нигера. Главным результатом работы стала подробная географическая карта, составленная на основе произведенных съемок местности.

Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания - 4 балла.

4 этап “Что такое? Кто такой?” (слайд 5)

Командам предлагаются 16 слов.

  1. Пигмеи
  2. Гондвана
  3. Атлас
  4. Гилеи
  5. Батат
  6. Намиб
  7. Серенгети
  8. Тутси
  9. Бенин
  10. Гана
  11. Сейба
  12. Баобаб
  13. Вельвичия
  14. Ньяса
  15. Претория
  16. Нилоты

Необходимо дать точное и краткое объяснение слов.

Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания - 0,25 балла за каждое слово.

5 этап “Засекреченный объект” (слайд 6)

Командам предлагаются 5 географических координат.

  1. 350 юш 200 вд
  2. 20 юш 330 вд
  3. 130 сш 140 вд
  4. 50 сш 90 вд
  5. 130 юш 350 вд

С помощью атласа необходимо определить, какой объект “скрывается” за данными координатами.

Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания - 1 балл за каждый “расшифрованный” объект.

6 этап “Вопрос на засыпку” (слайд 7)

Командам предлагаются 10 вопросов.

  1. Какими полезными ископаемыми богата Африка?
  2. Какова причина образования Великих африканских разломов?
  3. Почему Африка считается самым жарким материком?
  4. Какое личное снаряжение необходимо взять с собой, если вы отправляетесь в наши зимние месяцы в путешествие по Драконовым горам?
  5. Что общего между озером Танганьика и озером Байкал?
  6. На какой реке встречается больше всего порогов и водопадов? Почему?
  7. Объясните причины полноводности реки Конго.
  8. У живущей на широте экватора пигмеев, очень маленький рост. Как это связано с природными условиями?
  9. Какие стихийные природные явления распространены в Африке?
  10. К какой расе относятся коренные жители о. Мадагаскар?

Необходимо дать правильный ответ.

Время выполнения задания – 7 минут. Цена задания - 1 балл за каждый правильный ответ.

7 этап “В мире животных” (слайд 8 )

Определите животное, о котором идет речь в коротком рассказе.

  1. С виду животное очень непропорционально. Такое впечатление, что природа что-то напутала. Древние римляне называли его camelopardalis, что означает верблюдолеопард. Это название сохранилось до нашего времени как научное название вида. Животное обладает чутким слухом и острым зрением. Он замечает врагов на большом расстоянии, а сильные задние ноги позволяют ему молниеносно рвануться с места. Бегает оно очень быстро, может нестись со скоростью 60 км/ч. Животное издавна считалось немым. Но учёные обнаружили у него хорошо развитые голосовые связки. Даже есть сообщения, что животное общается при помощи блеяния и похрюкивания..
  2. Люди с древнейших времен считали это животное сказочным существом из несбыточной и прекрасной мечты. Животное  обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами относительно размеров туловища. Чтобы насытиться, животное должно съесть за день около четверти собственного веса.. Обитает оно огромными колониями по берегам больших озёр. Удивительно то, что, казалось бы, очень хрупкое, живет на земле уже несколько миллионов лет. Так, совсем недавно были обнаружены ископаемые останки этого животного возрастом 30 миллионов лет.
  3. Животное является коренным обитателем тропического леса Конго. Голова этого животного выглядит так же, как у лошади, а шерсть мягкая бархатистая, от пурпурно-красного до темно-коричневого цвета. Характерной особенностью  является то, что передняя часть выше задней части, а также длинный цепкий язык. Естественной средой обитания  являются густые и влажные леса. Это травоядные животные, питающиеся листьями, почками, травой, цветами и фруктами. Оно наиболее активно в вечернее время. В отличие от других травоядных животных,  предпочитает жить одиноко.
  4. Это животное достойно восхищения своим проворством, скоростью и хитростью, а также замечательным зрением, которое позволяет охотиться даже ночью. Этот хищник способен к большому терпению, что приводит к успеху на охоте. Животное в разных ситуациях издает совершенно различные звуки. Маска этого животного в африканском племени может принадлежать только сильнейшему.

На слайдах появляется коллаж из фотографий животных, которых необходимо узнать и правильно написать название.

Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания - 0,25 балла за каждое верно угаданное животное.

8 этап “Удивительные растения” (слайд 9)

Определите растение, о котором идет речь в коротком рассказе.

  1. Как-то, путешествуя по юго-западной Африке, австрийский путешественник, ученый-натуралист наткнулся на довольно странное растение, которое издали он принял за кучу мусора. Подойдя поближе, ученый обнаружил у незнакомого растения подобие пня диаметром около метра, от которого отходили длинные листья. Сначала путешественнику показалось, что листьев очень много, но, хорошо приглядевшись, он обнаружил всего два листа, разорванные ветром на длинные полосы. Позже английский ботаник Джозеф Гукер назвал это удивительное растение в честь его первооткрывателя. Надо отметить, что растение удивительное – единственный представитель единственного вида, обитающего только в африканской пустыне Намиб на побережье Атлантического океана. Корень может достигать до 3 метров, но он не столько поглощает воду, как у других растений, сколько исполняет роль якоря, удерживая растение в песках пустыни. От короткого древесного стебля отходят два листа, достигающие длинны 6 м, и растущие на протяжении всей жизни растения, прибавляя каждый год по 8-15 см. Листья, на ощупь напоминающие доски, покрыты многочисленными устьицами, с помощью которых растение во время тумана впитывает влагу. Интересно, что свежая древесина стебля тонет в воде, а сухая – горит без дыма.
  2. При относительно невысоком росте это растение выглядит довольно странно и нелепо. Растет оно в сухих африканских саваннах (степях), и чтобы обеспечить водой свою огромную массу, ему нужны толстые и мощные корни. Нередко они тянутся по поверхности почвы на десятки метров, захватывая огромное пространство.Всё странно в этом растении. Цветки появляются на ветвях без листьев. На длинных цветоножках с веток свисают шарики-почки. Они раскрываются вечером или ночью, и появляются белые крупные цветки с довольно приятным запахом. Их. Опыляют летучие мыши. К утру цветки уже увядают. Белая кисловатая мякоть растения - любимое лакомство обезьян.. Растение и кормит, и поит, и одевает людей. Его листья отваривают и едят как овощи. Его плоды съедобны, из них готовят напиток, похожий на лимонад. Поэтому его называют лимоновидным деревом. Из коры получают необычайно прочное волокно для рыболовных сетей, мешков, бумаги и даже одежды. В полых стволах этого растения устраивают склады и кладовки, и люди даже поселяются там. Живёт растение очень долго: и тысячу, и три тысячи лет. И отмирает он иначе, чем все остальные растения. Он постоянно оседает и как будто рассыпается, оставляя после себя груду волокна и грубой коры.
  3. Древесина этого растения используется как строительный материал, листья – для плетения различных изделий, покрытия крыш. Растение замечательно своей высокой жаровыносливостью, солевыносливостью. И вместе с тем, для успешного роста крайне важно следующее условие: неглубокое залегание грунтовых вод. Если это условие природой “соблюдено”: в ряде районов жарких пустынь Африки и Азии возникают оазисы, где это растение является основным растением, способным переносить длительную жару. Жизнь народов, населяющих пустыни, в прошлом всецело была связана с этим растением.
  4. Это растение считается одним из самых красивоцветущих растений в мире, произрастающее в Западной Африке. Его также называют “огненным деревом”, “пламенем леса”, “шаровой молнией”.
  5. Это растение очень капризно, за ним нужен постоянный уход: достаточная влажность и много солнечного света. Из сырья этого растения изготавливают высококачественную ткань. Растение ценится во всем мире как дорогостоящий материал. На нем делают огромные деньги модельеры и дизайнеры одежды ведущих домов моды, а изысканные дамы и джентльмены с удовольствием платят баснословные деньги за изделия полученного из этого растения.

На слайде появляется коллаж из фотографий растений, среди которых необходимо узнать и правильно написать название тех растений, которые описаны в тексте.

Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания - 0,25 балла за каждое верно угаданное растение.

9 этап “Географическая задача” (слайд 10)

Командам предлагается 3 задачи.

  1. В Африке нет таких протяженных горных цепей, как, например, Анды, Кордильеры или Гималаи. Как можно это объяснить?
  2. Озеро Чад очень мелкое (7 метров). В сухой сезон площадь сокращается почти вдвое, а в дождливый вновь увеличивается. Чем можно объяснить эти особенности природы озера?
  3. О происхождении тропических пустынь нередко можно услышать образное высказывание: “Скотовод-кочевник не столько сын, сколько отец пустыни”. Каков географический смысл этого высказывания?
  4. Найдите ошибки в тексте: “Большая часть Африки расположена южнее 300 юш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Африки самый крупный на земном шаре остров Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены Драконовы горы, относящиеся к новой складчатости. В Африке распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные (золото, алмазы, медь), а в районах выхода кристаллических пород – магматические (уголь, нефть, газ). В Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский и субтропический равномерного увлажнения в течение всего года. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с востока на запад. В пустыне Калахари в январе температура опускается до - 50”.

Используя географический атлас, необходимо дать решение.

Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания - 1 балл за каждое верное решение.

Итог игры

По турнирной таблице команды подсчитывают общее количество баллов. Команды-победительницы награждаются поощрительными призами.

30.03.2015