Урок географии по теме «Компоненты природы Австралии». 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Тип урока: урок решения практических, проектных задач.

Дидактическая задача урока: Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность, работа с различными источниками информации, организационная деятельность).

Цели урока:

  • Образовательная – изучить природные компоненты Австралии – рельеф, климат, внутренние воды. Определить, чем уникальна природа Австралии.
  • Воспитательная – формирование толерантного отношения к другим людям, к иному образу жизни, понимание того, что образ жизни тесно связан с природными условиями места проживания.
  • Развивающая – формирование интереса к изучению других уголков природы Земли, формирование картографической грамотности обучающихся.

Организационные формы обучения: работа в группах.

Оборудование: атласы, физическая карта Австралии, 4 ноутбука, интерактивная доска.

Программное обеспечение: PowerPoint (2003 и выше), браузер Internet Explorer, flash-плагин версии не ниже 8 к браузеру.

Ход урока

I. Организационный момент

Обучающиеся садятся группами. Приветствие учителя, пожелания удачи.

Работа начинается со слайда № 2. У ребят оценочные листы, в которых они оценивают работу группы и свою работу.

II. Актуализация знаний, УУД

Обучающиеся отвечают на вопросы, размещённые на слайде. Правильные ответы, если кликнуть мышкой, обозначаются солнышками, неправильные – тучками.

III. Постановка цели урока

По иллюстрации необходимо определить, о каком материке пойдет речь и почему (Австралия, так как у дороги стоит знак “Осторожно, кенгуру!”, видна священная гора аборигенов Австралии Улуру).

Фильм “Пейзажи Австралии”, музыка из к/ф “Австралия”.

Задание. Послушайте отрывок из произведения австралийской писательницы Колин Макколоу и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь сегодня на уроке: “Зима прошла без дождей, не принесло дождей и лето. Палящее солнце иссушило сочные, высотой по колено золотистые травы до самой сердцевины, каждая травинка стала хрусткой и ломкой. Поглядеть вдаль можно только сощуря глаза в щёлочку и нахлобучив широкополую шляпу до самых бровей – луга отсвечивают слепящим серебром; меж зыбких голубых миражей закручиваются вихорьки пыли, деловито снуют, сметая в кучи и перекатывая с места на место сухие листья и мёртвые травинки.

Какая настала сушь! Даже деревья высохли, кора с них отваливается жесткими ломкими полосами. Опасность, что овцы начнут голодать, пока не грозит – травы всё-таки хватит ещё на год, а пожалуй и дольше – но уж очень тревожно смотреть, до чего всё пересохло. Всегда может случится, что дождей не будет на следующий год, и ещё через год...”.

Итак, тема урока...

  • Какие цели поставим на уроке?
  • Какие возникли затруднения?
  • Каким образом можно реализовать эти цели?

Итак, приступим. Сегодня вы будете работать самостоятельно, применяя на практике всё, чему вы научились. Результат зависит как от усилий каждого, так и от слаженной работы группы в целом. И помните, ничего невозможно нет. Удачи!

IV. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Задание 1. Используя заданные слова, составьте названия географических объектов Австралии. Слова можно использовать несколько раз. Выполните интерактивное задание № 1 (обучающиеся работают с ноутбуками, учитель выполняет роль консультанта).

Артезианский, риф, хребет, Водораздельный, пустыня, Барьерный, бассейн, Большой, Песчаная, Большая, Виктория, залив.

Проверка задания по эталону. Один обучающийся на интерактивной доске выполняет данное задание, члены группы сверяют.

Охарактеризуйте рельеф Австралии тремя фразами, состоящими не более чем из трёх слов. Если вы испытываете затруднение, используйте текст на стр. 224-226 учебника.

Задание 2. Выполнение интерактивного задания № 2 (обучающиеся работают с ноутбуками, учитель выполняет роль консультанта).

Группа 1, 2 – используя климатограммы на стр. 228, 229, заполните таблицу “Климаты Австралии”. Сделайте выводы.

Группа 3, 4 – используя климатическую карту Австралии, заполните таблицу “Климаты Австралии”. Сделайте выводы.

Обмен информацией между группами, заполнение таблицы на интерактивной доске.

Сравните выводы, сделанные группами, использующими разные источники информации.

Эвристическая беседа (по результатам работы с таблицами).

1. Что вы заметили необычного, что ещё не встречали при изучении климатических поясов? (в тропическом климате выделяется влажный климат, хотя мы знаем, что тропический климат жаркий и сухой).

2. Почему возможно формирование тропического влажного климата? (это восточные склоны Большого Водораздельного хребта, горы задерживают влажные воздушные массы, идущие с Тихого океана, тёплое Восточно-Австралийское течение увеличивает количество осадков).

3. Охарактеризуйте климат Австралии тремя фразами, состоящими не более чем из трёх слов.

Задание 3.

Австралия – самый сухой материк. Какие климатообразующие факторы оказывают влияние на формирование засушливого климата?

Чтобы ответить на данный вопрос, давайте займёмся моделированием. Выполнение интерактивного задания № 3.

Результаты отражаются на интерактивной доске, ребята сравнивают результаты работы.

Что произошло, когда вы переместили Большой Водораздельный хребет на запад материка? Почему? Сделайте вывод.

V. Применение полученных знаний в нестандартной ситуации

Вопросы на засыпку:

  1. Какую особенность климата отражает эндемик Австралии – эвкалипт, крона которого практически не образует тени? (Листья эвкалипта располагаются ребром к солнечным лучам, климат большей части Австралии жаркий и сухой).
  2. На побережье какого географического объекта располагается этот знаменитый театр? (Сиднейский оперный театр располагается на побережье Большого Австралийского залива Тихого океана).
  3. Какое знаменитое орудие охоты изобрели аборигены Австралии? (бумеранг, всегда возвращается к тому, кто его бросил)
  4. Где туристы, приехавшие в Австралию, могут наблюдать такие подводные пейзажи? (Вдоль восточного побережья Австралии располагается Большой Барьерный Риф).

VI. Рефлексия деятельности

Оцените свою работу на уроке (оценочный лист).

- Что вас удивило на уроке?

- Что вы узнали нового?

- изучать другие страны и материки интересно, потому что...

VI. Домашнее задание

п. 29, географическая номенклатура, сообщения о животных и растениях Австралии.