Мотивы противоборства враждебных сил в природе и душе человека (по творчеству Ф.И. Тютчева)

Разделы: Литература


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева;
  • способствовать развитию умений по исследованию стихотворных текстов;
  • воспитывать любовь к поэтическому слову, к русской классике.

Оформление: высказывания исследователей творчества Тютчева: “Для Тютчева жить – значило мыслить” (И.С.Аксаков);

“...о Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии...” (Из письма И.С.Тургенева к Фету);

“Каждый стих его – перл, достойный любого из наших великих поэтов” (Н.А.Некрасов)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Впросонках слышу я – и не могу
Вообразить такое сочетанье,
А слышу свист полозьев на снегу
И ласточки весенней щебетанье.

Вам всё понятно в данной миниатюре? (Высказывания учащихся)

Вы правы, в основе этой миниатюры Тютчева – новый синтетический образ. Он не характерен для поэзии 19 века, освоен был только в 20-ом. Здесь мы наблюдаем, как пересеклись два временных пласта. Такое можно представить только на экране кино, когда наступление весны изображается при помощи смены кадров: только что лежал снег, и вот уже бегут ручьи. Читая стихи Тютчева, мы можем сделать вывод, что он открыватель новых образных миров в поэзии. Сегодня мы с вами будем говорить о мотивах противоборства враждебных сил в природе и душе человека. Как вы думаете, какова цель нашего разговора? (Учащиеся формулируют цели урока).

2. Работа с учебником.

Давайте откроем учебники на стр. 218 и прочитаем отрывок из статьи о Тютчеве.

Тютчев — по единодушному определению исследователей его творчества — поэт мысли, один из крупнейших представителей русской философской лирики.

Человек и окружающий его мир, их связи и противостояния, истоки и сущность бытия — вот над чем размышляет Тютчев в своей философской лирике.

Учащийся читает стихотворение “Откуда он, сей гул непостижимый?..”

Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый
Теперь роится в хаосе ночном?..

“Хаос у Тютчева, как и у греков в их мифах, — замечает исследователь тютчевского творчества, — предстает как беспорядочная основа существующего мира. Образ хаоса у поэта — образ изначальной стихии бытия, которая обнажается ночью... Греки понимали хаос как бездну, в которой обитает ночь” (Л. А. Озеров). Вот почему ночь нередко становится фоном происходящего в тютчевских стихах. Мир человеческой души, вбирающей переживания и сомнения человека, сопрягается у Тютчева с надвигающейся ночью — и человек “в чуждом, неразгаданном, ночном... узнает наследье родовое”.

В этом столкновении с неизведанным, “неразгаданным” возникают ключевые строки тютчевской поэзии (чтение стихотворения “ О вещая душа моя...”)

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги —
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так ты — жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение духов...

Поэт размышляет здесь о земном и небесном бытии души. Но эта тютчевская метафора “двойного бытия” отражает не только соотнесенность земного и небесного, но и противоречия земной жизни человека с ее постоянными антитезами: жизнь — смерть, вера — безверие, день — ночь, гармония — хаос...

И еще одно драматическое противостояние, постоянно осмысляемое Тютчевым: человек — природа.

Параллелизм мира природы и человеческой души отражает характерную для Тютчева веру в живую жизнь природы, у которой “есть душа”, свобода, любовь, язык. Человек может не понимать этот язык, и такое непонимание трагично для его мировосприятия. (Чтение стихотворения “Откуда, как разлад возник?”)

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

“Мыслящий тростник” - образ, восходящий к афоризму французского философа Блеза Паскаля: “Человек не более как самая слабая тростинка в природе, но это – тростинка мыслящая”.

3. Беседа по прочитанному.

1) Какова же основа поэтической модели Тютчева?

Вывод: основа поэтической модели Тютчева — двоемирие. Человек, его душа — меж небом и землей, “на пороге двойного бытия”. Отсюда — прямо противоположное решение одних и тех же вопросов, над которыми бьется разум поэта.

Гармония - хаос, вера - безверие, небесное - земное, человек - природа, любовь - смерть, бытие - небытие — вот полюса поэтического мира Тютчева.

2) Как вы считаете, для каждого вами названного поэтического полюса Тютчева нужно отдельное стихотворение? Могут ли они совмещаться в одном? Если да, то приведите примеры из уже известных вам стихов.

Вывод: нередко они совмещаются в одном стихотворении, например: “Как ни гнетет рука судьбины...”, “Природа — сфинкс...”, “День и ночь”, “О, как убийственно мы любим!..”. Они могут совмещаться даже в одном образе: “и ропщет мыслящий тростник”. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, человек велик своей тягой к беспредельному.

4. Слово учителя.

В тематическом отношении в лирике Тютчева обычно выделяют пейзажную, философскую, любовную, политическую. Разумеется, условно, так как в целом его поэзия прочитывается как единый текст.

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино. Пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта - просто второе имя жизни.

5. Чтение и анализ стихотворения “Поток сгустился и тускнеет...”

Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном,-
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она всё льется и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.
Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льется юности веселой,
Не блещет резвая струя,-
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот -
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот!

1) Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? (Грусти).

2) По каким признакам возникло это чувство?

- Если подробнее рассмотреть композицию данного стихотворения, то мы можем понять, какие мысли и чувства испытывает лирический герой.

Композиция стихотворения – две строфы – традиционная для Тютчева. В каждой строфе по восемь строк. В основу композиции положено сопоставление - параллелизм. Первая строфа – состояние природы, вторая – состояние человека.

Каждая строфа делится на отдельные отрезки. Так, в первой строфе можно выделить следующие отрезки: в 1-4 строке даётся обобщённая картина природы: наступает зима, замирает всё. Тема данного отрезка – замерзание ручья. Но природа одушевлена. Это помогают нам понять олицетворения.

3) В трёх строках пять глаголов. Но они выполняют и ещё одну роль. Какую?

- Показывают замерзание потока, указывают на то, что существо уходит из жизни.

4) Какова роль согласных и гласных в этих глаголах?

Согласные (с, т, л, т, с, т, с, к. н) произносятся тяжело. Гласные – на одной тональности. Это позволяет сделать вывод, что замерзание происходит на фонетическом уровне.

5) Почему в четвёртой строке нет глаголов?

- Отсутствие глаголов указывает на то, что действие прекратилось, поток замер.

6) Какова рифма данной строфы?

- Первые четыре строки чередуется женская - мужская, женская – мужская. А затем рисунок меняется: мужская - женская, мужская - женская.

7) Почему рифма меняется?

- В 5-8 строках (это второй отрезок) – новая тема: жизнь продолжается.

8) Что вы можете сказать о лексике этих строк?

- Лексика здесь возвышенная, она антонимична: бессмертная жизнь – хлад, что утверждает жизнь. Торжество жизни здесь передаёт и инверсия жизнь бессмертную. Звукоподражательные слова льётся, журча и аллитерация (лч- рт) помогают услышать журчание ручья. Слово оцепененье указывает на то, что движения нет, но есть надежда на его появление, так как в этом слове все слоги открыты.

9) Что вы можете сказать о второй строфе? О пафосе первых двух строк? (Если учащиеся затрудняются, им можно задавать наводящие вопросы).

- Здесь так же можно выделить несколько отрезков. Первая строка второй строфы начинается со слов “так и в груди...”, что указывает на параллельную связь с первой строфой: мир природы и мир человека. Пафос первых двух строк трагический.

10) Какова картина первых двух строк?

- Картина, как и в большинстве стихотворений Тютчева, обобщённая: это может случиться с каждым.

11) Какие изобразительно-выразительные и языковые средства нам помогают это понять?

- Инверсия - в груди осиротелой;

Рифмовка та же, что и в первой строфе;

Анафора 3-4 строк (с “не”) усиливает отрицание, показывает категоричность (льётся /первая строфа / - не льётся /вторая строфа/);

Антонимичная лексика.

12) На каком уровне передаётся тема?

Тема передаётся на уровне ритма: жизнь ручья замерзает – душа замирает.

13) Что вы можете сказать о последних четырёх строках?

Пятая строка второй строфы начинается с противительного союза “но”, что указывает на противопоставление того, о чём говорилось ранее. Эта строка антонимична третьей строке первой строфы. Повтор “ещё-ещё” усиливает тему. Последнее слово “шёпот” произносится таинственно - это ключ души человека.

14) Что же в целом мы можем сказать о теме и идее этого стихотворения?

Тема данного стихотворения – описание состояния природы и человека. Идея - жизнь побеждает и в природе и в душе человека.

6. Работа в группах. Анализируются стихотворения:

1 группа: “Тени сизые смесились...” (1830-е гг.)

Вопросы и задания:

1. Какова композиция стихотворения? Какие отрезки здесь можно выделить? Определите философский смысл стихотворения?

2. Какой поэтический смысл подчёркивают глаголы в повелительном наклонении? Какова роль многоточий и коротких синтаксических конструкций?

3. Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира?

4. Почему причастность к “жизни божеско - всемирной” не вызывает ликования, а определяется как “час тоски невыразимой”. В чем причина этой тоски?

6.Почему лирический субъект жаждет "вкусить уничтоженья"? Как понять этот образ? Что необходимо лирическому "я", чтобы соединиться с природой, проникнуть в ее внутреннюю сущность?

2 группа: “Осенний вечер” (1830)

Вопросы и задания:

1. Какова композиция стихотворения? Какие отрезки здесь можно выделить? Определите философский смысл стихотворения?

2. Что представляет собой стихотворение в синтаксическом отношении? Как лексически подчёркивается двойственность момента?

3. Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? Как они помогают понять смысл текста?

4. Определите роль метафоры и “раздвоенного, разящего, движущегося” эпитета.

5. Как соотносятся в стихотворении природа и человек? Докажите, что и природа, и “существо разумное” подчинены общим “божественным” законам мирозданья.

6. Как изображает поэт переход от ранней осени к поздней?

3 группа: “Не то, что мните вы, природа...” (1836)

Вопросы и задания:

1. Как стихотворение Тютчева отвечает на вопрос “Что такое природа?”

2. В чём состоят – по Тютчеву - тайны природы, в чём заключается её одухотворённость?

3. В чем родство природы и человека?

4. Какова композиция стихотворения? Какие отрезки здесь можно выделить? Определите философский смысл стихотворения?

5. В последней строфе, мы узнаём, неумение слышать жизнь природы - это не вина тех, кто “не видит и не слышит”. Почему не их вина?

6. К кому обращено стихотворение (см. первую строфу)? Слышит ли жизнь природы лирический субъект?

7. Выступления учащихся

8. Итог урока.

9. Д/з. Сопоставьте стихи Тютчева об осени со стихотворениями Пушкина "Осень", "19 октября", фрагментами об осени из романа "Евгений Онегин". Есть ли здесь основания для сопоставления? Можно ли говорить о пушкинской традиции в стихах Тютчева?