Деятельность педагога-психолога ДОО по психологическому сопровождению начинающих педагогов в условиях внедрения ФГОС

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Современное общество предъявляет высокие требования к качеству образования. Модернизация коснулась всех ступеней образования, в том числе и дошкольного. Одним из условий оказания образовательных услуг на современном этапе выступает психологизация системы дошкольного образования. В большей степени это связано с той ролью, которую играет дошкольное детство в общем цикле психического развития. Самоценность и уникальность дошкольного детства побуждает искать новые практические подходы в организации деятельности дошкольников, которые напрямую зависят от специфики этого возраста [1, 3].

С учетом новых требований повышается роль педагога – психолога образовательной организации для успешного решения поставленных задач. В работе Л.А.Венгера психологизация рассматривается как участие педагога – психолога в воспитательно – образовательном процессе, направленное на [1]:

- психологическое просвещение персонала образовательной организации;

- организацию полноценного общения на всех уровнях взаимодействия;

- содействие процессу адаптации ребенка к детскому саду;

- психологическое консультирование участников образовательного процесса и родителей;

- психологическое сопровождение детей группы риска;

- организация психопрофилактической работы с персоналом по предупреждению профессионального выгорания;

- психологическое сопровождение начинающих педагогов и введение их в профессию.

Как видно из выше перечисленного работа с персоналом образовательной организации занимает одно из ведущих мест в деятельности педагога – психолога. В рамках внедрения ФГОС и согласно профессиональному стандарту, данный вид деятельности можно отнести к разделу формирования необходимых компетенций педагога [2].

Особого внимания требуют педагоги, которые только начинают свою профессиональную деятельность.

Наше дошкольное учреждение за последние два года пополнилось новыми педагогическими кадрами, имеющими специальное высшее дошкольное образование. Наблюдения за их деятельностью с детьми, беседы, анкетирование показало, что, несмотря на хорошую теоретическую подготовку и прохождение практики в процессе обучения, при поступлении на работу данная категория испытывает большие трудности в организации своей практической деятельности. Анализ анкет, которые были специально разработаны для этой категории педагогов, показал, что наибольшие трудности начинающие педагоги испытывают:

- в работе с родителями, что в большей степени связано с неуверенностью в своей профессиональной компетентности;

- в работе с “трудными детьми” (то есть с детьми, часто нарушающими правила группы, не желающими подчиняться требованиям взрослых, отличающимися повышенной конфликтностью и расторможенностью);

- в практическом применении эффективных методов и приемов организации детской деятельности с учетом возраста детей (см. Приложение 1).

В течение учебного года с педагогами данной категории работа проводилась в нескольких направлениях.

Первое – организация индивидуального консультирования.

Основной целью этого направления – оказание помощи педагогам в решении экстренных проблем. Инициатором встреч выступали как сами педагоги – индивидуальный запрос, так и психолог, который в ходе наблюдений за педагогической деятельностью, помогал начинающим педагогам применять наиболее эффективные методы и приемы взаимодействия с детьми, оказывал помощь в организации разнообразной детской деятельности. Особого внимания здесь требовали ситуации эффективной поддержки детской инициативы и коррекции образовательных целей в соответствии с запросами детей группы.

Второе направление, ориентированное на практическое освоение педагогами некоторых навыков, и компетенций. В рамках этого направления широко использовалась форма организации – тренинговые занятия. Для начинающих педагогов были предусмотрены занятия двух видов. Одни проводились только с начинающими педагогами, другие – с участием всего педагогического коллектива в целом (см. Приложение 2, Приложение 3).

Целью первого типа занятий было - обеспечить психологическое сопровождение молодых специалистов, введение их в профессию. Здесь решались следующие задачи:

1. Познакомить с основными психологическими особенностями детей (в соответствии с возрастом, на котором педагоги работают)

2. Помочь осознанию себя в профессии педагога.

3. Обучить эффективным способам взаимодействия с родителями и детьми.

В рамках этого направления деятельности начинающие педагоги отрабатывали те компетенции и навыки, которые вызывали у них затруднения. При организации работы мы учитывали и то, на каком возрасте работают педагоги. Педагогам было важно понять, что для поиска эффективных методов и приемов организации детской деятельности необходимо учитывать возрастные особенности протекания психических процессов, степень произвольности, особенности коммуникативной деятельности, наличие или отсутствие кризисных периодов и т.п. Обязательным условием участия в программе – выполнение домашних практических заданий, которые помогали закрепить полученную информацию и в дальнейшем облегчали процесс внедрения усвоенного в практику работы.

Особенный интерес вызвали у педагогов занятия, в рамках которых было необходимо защитить свой “продукт” (компьютерную презентацию, пример объявления и т.п.). При защите у педагогов была возможность услышать и принять к сведению информацию о том, насколько удачно было выполнено задание, какие коррективы можно внести для улучшения результатов. Совместно была разработана памятка “Как эффективно сделать мультимедийную презентацию”.

Для активного включения начинающих педагогов в общий педагогический коллектив ДОО, им было предложено поучаствовать в тренинговых занятиях второго типа по теме: “Повышение профессиональной компетенции. Тренинг личностного роста”.

Целью данного типа занятий было - способствовать созданию условий для повышения профессиональной компетенции педагогов, обогащения их психологическими знаниями.

Здесь решались следующие задачи:

1. Познакомить с основными психологическими закономерностями осуществления профессиональной деятельности педагога.

2. Помочь осознанию общности интересов педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей.

3. Помочь осознанию личной значимости педагогов в деятельности ДОУ.

4. Расширять знакомство с приемами психопрофилактики профессионального выгорания.

5. Способствовать сплочению педагогического коллектива и формированию организационной культуры.

Важным аспектом этого типа занятий было осознание общности целей, интересов, специфики деятельности и возможности получения профессиональной поддержки. Наиболее ценным, на наш взгляд, при проведении этого типа занятий было введение начинающих педагогов в общий коллектив как полноценных и равноправных профессионалов. С этой целью было использовано упражнение “С Днем рождения, ПЕДАГОГ”, в ходе которого прошло официальное представление новичков, а так же вручение “верительных грамот” под общей темой “ТЕПЕРЬ ТЫ ПЕДАГОГ И НАШ КОЛЛЕГА”. Этой же цели отвечали упражнения “Добрые слова и напутствия”, “Я умею лучше всех” и т. п. Многие упражнения этого типа занятий были направлены на формирование организационной культуры ДОО, формирования и поддержания традиций детского сада. Здесь же решались задачи поддержания психологического здоровья педагогов, профилактики профессионального выгорания.

Часть тематики тренинговых занятий первого и второго типа пересекались. Это занятия, которые были посвящены работе с родителями. Однако задачи, которые решались, были различные.

Так, для начинающих педагогов основной задачей выступало – освоение практических навыков работы с родителями.

Занятия второго типа позволили всем педагогам переосмыслить специфику работы с семьей с учетом современных требований. Они дали возможность посмотреть на семью как на полноценного участника образовательного процесса, который ставит перед собой те же цели, испытывает те же трудности и с которым нужно выстраивать взаимоотношения для достижения общего положительного результата в воспитании и развитии детей.

И, наконец, третье направление психологическое сопровождение профессионального роста начинающих педагогов. В рамках этого направления помощь оказывалась педагогам совместно с методической службой ДОО при подготовке к показу открытых занятий, подготовке выступлений на педагогических советах, материалов для сайтов профессионального сообщества.

В конце учебного года, начинающим педагогам было предложено написать эссе о своем профессиональном росте за учебный год, а так же заполнить анкету. По результатам анкетирования проводимая работа педагога – психолога получила высокую оценку педагогов, а также педагоги отметили высокий процент личного участия в работе. Пример анкеты приведен в приложении (см. Приложение 4).

Считаем, что работа по психологическому сопровождению начинающих педагогов является неотъемлемой частью деятельности педагога – психолога в рамках решения современных задач дошкольного образования.

Литература.

1. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога – психолога ДОО. – Волгоград, 2014

2. Приказ Министерства труда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 г № 544 н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2014.