«Развитие творческой самостоятельности в театрализованной деятельности дошкольников»

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагогическая деятельность в системе дошкольного образования на современном этапе развития общества и законодательства нацелена на введение федерального государственного образовательного стандарта, одним из основных принципов которого является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Будущие успехи ребенка в школе во многом зависят от того, насколько у него развиты творческие способности. С первых же дней обучения в школе необходимо представить себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ. Именно поэтому, на мой взгляд, при организации воспитательно-образовательного процесса на современном этапе необходимо предусмотреть воздействие на развитие у дошкольников творческой самостоятельности.

Основной идеей моего педагогического опыта является сотрудничество взрослого с ребенком, предполагающее развитие творческого воображения, повышение уровня творческой фантазии, улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым задачам, улучшение пространственного представления и воображения, развитие творческих сторон интеллекта, тем самым решается задача развития творческой самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

Многолетний опыт работы с дошкольниками и их семьями позволяет утверждать, что именно в театрализованной деятельности самостоятельность может стать важнейшим вектором и условием личностного роста и развития дошкольника. Специальные задания позволяют ребенку быть независимым от взрослых и других детей, при этом данные виды деятельности абсолютно безопасны и позволяют дошкольнику создавать свой собственный, индивидуальный мир, осознавать себя самостоятельным в этом мире. В дальнейшем этот бесценный опыт ребенок может переносить на другие, более сложные и социально значимые виды деятельности.

Неотъемлемой частью собственного педагогического опыта считаю создание условий для развития  и реализации творческой самостоятельности каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

Эффективными условиями организации воспитательно-образовательного процесса нацеленного на развитие творческой самостоятельности являются:

 -  Создание доброжелательной психологической атмосферы сотрудничества, нацеленность на успех, понятность действий – все это способствует формированию основ творческой самостоятельности у ребенка. Это мотивирует дошкольника на серьезную интеллектуальную деятельность.

- Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, при формировании основ творческой самостоятельности позволяет оптимизировать педагогическую деятельность, выстраивать индивидуальную педагогическую линию для каждого конкретного ребенка, учитывая особенности его развития.

Театрализованная деятельность дает большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.  Творческая самостоятельность проявляется в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, эмоциональной выразительности сюжета.

Как результат, дети, которые владеют хотя бы азами драматизации, растут без комплексов, без излишней застенчивости, психологически более устойчивы в стрессовых ситуациях. Даже самые стеснительные дети раскрываются в процессе подготовки и показа спектаклей. У них мобилизуется воля, развивается самостоятельность и дисциплинированность.

Развитие детей в театрализованной деятельности эффективно еще и за счет того, что данный вид деятельности сопровождает постоянная атмосфера праздника, что обеспечивает психологический комфорт ребенку в детском саду.

С целью решения проблемы развития творческой самостоятельности дошкольников посредством театрализованной деятельности мною был разработан педагогический проект для детей от 3 до 7 лет “Волшебный мир театра” включающий в себя интеграцию различных образовательных областей.

Содержание проекта реализуется поэтапно и включает семь основных этапов взаимодействия:

1 этап “ Игровое творчество”

- нацелен на поддержку желания детей сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц;

- а также на поощрение стремления детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью разнообразных средств выразительности;

2 этап “Основы кукольного мастерства”

- нацелен на умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям;

3 этап “Основы актёрского мастерства”

- подразумевает формирование у детей характерных жестов;

- развитие способности понимать эмоциональное состояние человека, уметь адекватно выразить своё настроение;

- расширение диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций и воспроизведения отдельных черт характера.

4 этап “Основные принципы драматизации”

- включает разыгрывание несложных представлений по знакомым литературным сюжетам с использованием атрибутов, элементов костюмов, декораций, используя при этом выразительные средства (речь, мимику, жест, интонацию);

5 этап “Самостоятельная игровая деятельность”

- нацелен на развитие самостоятельности в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли;

- предполагает развитие творческой самостоятельности в передаче образа.

6 этап “Проведение досугов и развлечений”

- развивает у детей интерес к различным формам представлений и желание участвовать в них;

- воспитывает доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей;

- учит активно участвовать в развлечениях, используя умения и навыки, полученные на занятиях.

7 этап “Проведение праздников”

- воспитывает у детей чувство радости, желание выступать на публике, формирует эмоционально – положительное отношение к праздникам.

Для успешного освоения детьми содержания проекта “Волшебный мир театра” немаловажным и основополагающим является создание определённой предметно-пространственной среды.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и опыта, важно не только оборудовать совместную театрализованную деятельность детей, но и стимулировать самостоятельное творчество дошкольников, выступать своеобразной формой их самообразования.

Следовательно, при проектировании предметно-пространственной среды, при организации театрализованной деятельности детей следует учитывать:

- индивидуальные, социально-психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально - личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, его исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Учитывая перечисленные особенности в рамках проекта в группе созданы

“Центры активности”:

Литературный центр – портреты детских писателей, иллюстрированные детские книги, с которыми дети хорошо знакомы.

Музыкальный центр – аудиокассеты, диски с записями знакомых сказок, песен, литературных произведений.

Центр искусства – детский столик, книжки – ширмы, иллюстрированные родителями с участием детей, витрина для демонстрации детских рисунков, принадлежности для рисования, музей театральных костюмов.

Центр “В гостях у сказки” – условно разделённый на три части:

“Волшебные превращения”, “Тихий уголок”.

В нём находятся:

  • костюмы для инсценировок и игр – драматизаций
  • шапочки – маски
  • декорации

“Уголок встреч с театральными героями”:

  • пособия для показа театра кукол, теней, игрушек, настольного, пальчикового театров.
  • иллюстрированный занавес, при помощи которого оформляется каждое театрализованное занятие
  • куклы – перчатки
  • ковёр “Сказочная поляна”
  • игрушки, сделанные из однородного материала (мягкие, пластиковые, деревянные, резиновые) для театра – игрушки.

Центр “Волшебная мастерская”:

  • принадлежности и изобразительные материалы необходимые для творческого самовыражения
  • рисунки детей, работы по аппликации и конструированию применяемые в качестве “декораций”.

Таким образом, проектирование зоны театральной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в группе:

  • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • организация “зон приватности”;
  • предоставление права и свободы выбора;
  • создание условий для моделирования;
  • полифункциональность использования помещения и оборудования;
  • возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Немаловажной частью работы по проекту является вовлечение родителей в совместную деятельность группы по четырём направлениям:

  • информационно аналитическое;
  • познавательное;
  • наглядно-информационное;
  • досуговое.

В данных направлениях мною используются активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • совместная деятельность с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • совместные экскурсии;
  • Дни общения;
  • Дни добрых дел;
  • Дни открытых дверей;
  • участие родителей в подготовке и проведении спектаклей, праздников, досугов;
  • оформление фотомонтажей;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • родительские гостиные;

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • Родительские уголки;
  • Папки – передвижки;
  • Семейные и групповые альбомы;
  • Передвижная библиотека;
  • Фотовыставки;
  • Эмоциональный уголок;

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла активизировать родителей, используются рубрики “Чем и как занять ребёнка дома”, “Спрашивали – отвечаем”, “Поиграем” и др., в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в ДОУ, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Тесный контакт ребёнка со старшими членами семьи эмоционально наряду с решением задач проекта обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Об эффективности проекта “Волшебный мир театра” можно сделать вывод по результатам психолого-педагогического мониторинга готовности воспитанников к обучению по программам начального общего образования.

В качестве дальнейших перспектив работы по проекту “Волшебный мир театра” считаю необходимым:

  • определение и оптимизацию путей взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по отслеживанию уровня адаптации выпускников на этапе обучения по программам начального общего образования;
  • внедрение в проект форм взаимодействия с социальными партнерами (театры, музеи, библиотеки и др.);
  • разработка мультимедийного комплекса сопровождения данного проекта в условиях семьи.