Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


“Волшебный край!” - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. “Любите ли вы театр так, как я люблю его?” - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства. Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нем у детей и взрослых?

Во-первых, это связано с тем, что посещение театра - всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, осветить нудновато-тоскливую повседневность яркими впечатлениями и наполнить ее новыми чувствами и мыслями.

Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Наибольшая ценность детской театральной деятельности дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Слово “творчество” означает - создание чего-то нового, умение искать и изображать что-то своё. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер. Главная особенность театрализованной игры - литературное содержание и наличие зрителей. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, прочувствовать его состояние, суметь проанализировать и оценить действия. И конечно, ребёнка волнует результат (как он сыграл, реакция зрителей). Здесь очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо, как можно чаще рассказывать об успехах ребёнка, о его театральных способностях.

В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении, от их лица взрослый хвалит, благодарит детей, здоровается и прощается. Таким образом, за счёт бессловесной игры - импровизации под музыку, игры - импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры - драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры (настольный театр игрушек, плоскостного на фланелёграфе, пальчикового). Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.

В среднем возрасте ребёнок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и важен результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально - игровой опыт детей расширяется за счёт игр - драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только “артист”, но и “режиссёр”, “оформитель”, “костюмер”. По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально - игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра - фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.

Подготовительная к школе группа. В этом возрасте игра - драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. По моему мнению театрализованная игра-одна из самых мощных, сильных видов деятельности для развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.