Конкурс-игра «Антарктида – неразгаданная тайна человечества». 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа


"Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно.
Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие".
Альберт Эйнштейн

В статье даётся разработка конкурса–игры для младших школьников “Антарктида – неразгаданная тайна человечества”, которая может быть использована во внеклассной работе учителя. Как известно, во внеклассной деятельности ребенок избавлен от страха получить плохую оценку, потерпеть поражение, что способствует формированию положительной самооценки, помогает ребенку поверить в свои познавательные возможности, тем самым способствует повышению познавательной активности. В данной игре обучающиеся третьих классов смогут применить самостоятельно полученные знания по теме “Антарктида”, прийти к выводу о том, что большой вклад в открытие ледяного материка внесли русские путешественники М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен. Третьеклассники расскажут о своеобразии растительного и животного мира Антарктиды. При ответах на вопросы, которые предложены в конкурсе “Ты - мне, я – тебе”, обучающиеся должны будут применить знания из различных предметных областей, почувствовать себя членами команды, продемонстрировать умение слушать своего соперника. В ходе игры детям необходимо понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предложенная игра дает обучающим возможность самоутверждения в ближайшем социальном окружении, помогает выработать необходимые социальные навыки - сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций, что эффективно сказывается на процессе социализации личности. В течение игры обучающиеся учатся оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные ведущим, и объективно относиться к своим успехам и неуспехам, осознавать потребность в самообразовании и самовоспитании.

Цель конкурса-игры: сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды, продуктивности деятельности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознавать себя частью команды (заинтересованно и активно участвовать в коллективном деле;
  • объяснять самому себе: “что я хочу узнать” (цели, мотивы) и “что я узнал” (результат);
  • сформировать познавательный интерес к изучению континента Антарктида;
  • способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же прививать знания в сохранении и улучшении окружающей природы Антарктиды.

Метапредметные результаты.

Регулятивные результаты:

  • выделять из темы игры известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные ведущим;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.

Познавательные результаты:

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме игры; 

Коммуникативные результаты:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение со взрослыми и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме игры;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, модели “айсберга”, “пингвинов”.

Раздаточные материалы: карточки с заданиями, презентация “Антарктида – неразгаданная тайна человечества”.

Конкурс-игра проводится в пять этапов:

Первый этап “Разминка”.

Второй этап “Ты – мне, я – тебе”.

Третий этап “Супер-игра”.

Четвёртый этап “Хочу всё знать”

Пятый этап “Экологические проблемы Антарктиды”.

По итогам пяти этапов определяется победитель.

Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 45-50 минут.

Участники конкурса-игры: в конкурсе-игре принимают участие обучающиеся третьего класса “А” и третьего класса “Б”.

Предварительная подготовка к конкурсу-игре.

Материал, который можно использовать при подготовке учащихся к игре:

[1] http://rpg.lv/node/1368?video_id=12018

[2] http://www.antarktis.ru

Конюхов Ф. Антарктида/ худ. А. Безменов. – М.: ИД “Фома”, 2014. – 24 с. – (Настя и Никита) “Читаем вместе” / Апрель, 2014.

В процессе подготовки к игре предлагаем учителям объявить своим классам тему и этапы игры. Обучающиеся каждого класса самостоятельно разбиваются на группы, аргументировав данное формирование. Каждая группа ставит перед собой конкретную цель:

1 команда - “Знатоки” (поиск, сбор, обработка информации). Результатом работы этой группы обучающиеся является готовность применить полученные знания о материке в нестандартных заданиях.

2 команда - “Болельщики” (поиск, сбор, обработка информации). Результатом работы этой группы является подготовка трёх вопросов классу - сопернику.

3 команда - “Всезнайки” (поиск, сбор, обработка, трансляция информации). Команды представляют интересные факты про Антарктиду. Форма подачи свободная.

4 команда - “Художники” (поиск, сбор, обработка информации по теме “Экологические проблемы Антарктиды”). Результатом работы этой группы является выпуск плаката. Презентация плаката сопровождается словесным выступлением обучающихся.

Комментарий для учителя. Презентация, сопровождающая ход конкурса-игры, состоит из 15 слайдов.

  • 1 слайд. Титульный.
  • 2 слайд. Материк Антарктида. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 3 слайд. Первый этап “Разминка”. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 4 слайд. Антарктида – страна науки. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 5 слайд. Второй этап “Ты - мне, я - тебе”. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 6 слайд. Материком за облаками. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 7 слайд. Решите задачи. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 8 слайд. Слова из слова “Антарктида”. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 9 слайд. Третий этап Супер – игра”. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 10 слайд. Четвёртый этап “Хочу всё знать”. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 11 слайд. Интересные факты от ведущего. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 12 слайд. Физминутка. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 13 слайд. Пятый этап “Экологические проблемы Антарктиды”. Возврат осуществляется по стрелке.
  • 14 слайд. Поздравляем победителей.
  • 15 слайд. Источники (не демонстрируется). 

Ход конкурса

Мотивирующий этап

- Нашу планету наполняют неизвестные и неразгаданные тайны, они притягивают нас как магнит. Сегодня мы попробуем разгадать одну из тайн человечества.

Ведущий.

Этот южный материк
И не мал, и не велик
Снег и льдины,
И веселые пингвины
Здесь давно нашли приют.
Материк тот как зовут? (Антарктида)

Слайд 1

- Где находится Антарктида?

Ответ: В самой южной части нашей планеты расположен огромный холодный материк (или континент Антарктида).

Команде №1 третьего класса “А” и команде №1 третьего класса “Б” предлагается из пазл смоделировать Антарктиду. Приложение 1

Слайд 2

Критерии оценивания: Приложение 2

Показатели Баллы
правильное и быстрое выполнение задания льдинка для айсберга + пингвин
правильное выполнение задания льдинка для айсберга
неверно выполнение задания -

В это время команда №2 третьего класса “А” и команда №2 третьего класса “Б” отвечают на вопросы ведущего.

Первый этап “Ты - мне, я - тебе”

Слайд 3

Ведущий.

- Сегодня мы сделаем свои маленькие открытия и исследования материка, который всегда считался загадкой.

Ведущий.

- Начнём с названия.

- Что значит Антарктида?

Ответ: Антарктида от греческого слова “анти” – против, т.е. лежащая против полярной области земного шара – Арктики.

Ведущий.

- Вопрос первый. В географии есть два понятия “Антарктида” и “Антарктика”.

- Как вы считаете, соотносятся ли эти понятия? 

Команда №2 третьего класса “А” объясняет понятиеАнтарктида”, а команда №2 третьего класса “Б” - понятиеАнтарктика”.

Ответ: Антарктида – материк, Антарктика – Антарктида + острова + Южный океан.

Слайд 4

Ведущий.

- Второй вопрос. Как вы считаете, кому принадлежит шестой континент? (вопрос для обеих команд)

Ответ: Антарктида - “Страна науки”. На нём работают учёные и исследователи из 67 стран на 40 научных станциях. Согласованные систематические исследования Антарктиды ведутся с 1955 года. 11 стран создали на ледниковом щите, островах и побережье 57 баз и пунктов, откуда проводятся внутриконтинентальные походы и комплексные научные наблюдения.

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ команда класса получает

Показатели Балл
дан полный и правильный ответ льдинка для айсберга + пингвин
дан правильный ответ, но с недочётами льдинка для айсберга
дан неверный ответ -

Второй этап “Ты - мне, я - тебе”

Приложение 3

Слайд 5

Команда №1 третьего класса “А” и команда №1 третьего класса “Б” отвечают на вопросы ведущего.

Ведущий.

Два известных моряка
Шли на юг наверняка.
Материк шестой открыли,
Джеймса Кука победили.
Кто они, открыватели?

- Кто и когда открыл Антарктиду? Не только назовите имена мореплавателей, но и сумейте верно их записать.

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ команда класса получает

Показатели Балл
дан полный и правильный ответ:

1. Правильность написания имени, отчества, фамилии мореплавателя

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Михаил Петрович Лазарев

16 (28) января 1820 г.

“льдинка для айсберга” + “пингвин”
дан правильный ответ, но с недочётами “льдинка для айсберга”
дан неверный ответ -

Слайд 6

Ведущий.

- Второй вопрос. Антарктиду называют “материком за облаками”. Почему? Как еще называют этот материк?

Предполагаемые ответы

Образное название
http://www.vokrugsveta.ru
Характеристики
“Край Земли” Географическое положение Антарктиды.

Антарктида расположена на крайнем юге планеты и захватывает полярную область. Но это образное название не совсем верно, ведь Земля имеет шарообразную форму.

“Материк ученых” 1. Дата открытия материка - 16 (28) января 1820 года

2. Первооткрыватели Антарктиды: Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, которые на шлюпах “Восток” и “Мирный” подошли к ней.

3. Название научных станций:

Беллинсгаузен

Мирный

Новолазаревская

Восток

Прогресс

Морской отряд

4.Моря, омывающие Антарктиду – Уэддела, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена.

5. Знаменательные даты:

1819-1821 гг. – русские моряки Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на военных шлюпах “Восток” и “Мирный”, посетили Южную Георгию и попытались проникнуть в глубь Южного полюса.

28 января 1820 года - открытие материка.

1911–1912 годах между экспедицией норвежского исследователя Руаля Амундсена и экспедицией англичанина Роберта Скотта развернулась настоящая гонка за покорение Южного полюса. Первым Южного полюса достигли Амундсен, через месяц после него в заветную точку прибыла партия Скотта, которая погибла на обратном пути.

14 декабря 1958 год - третья советская антарктическая экспедиция достигла Южного полюса недоступности и основала там временную станцию “Полюс недоступности”.

В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.

“Материк за облаками” Максимальная высота рельефа - 5140 метров. Массив Винсон.

Средняя высота рельефа - 2000 метров.

“Производитель айсбергов”, “Лядиной континент” Высота ледникового покрова Антарктиды – 2040 метров.

Запасы пресной воды в Антарктиде: 80 %.

Мощность ледникового покрова больше в восточной части 4780 м.

“Страна жесткого солнца”, “Королева холода” Минимальная температура – станция “Восток” - 89.20 С.

Причины сурового климата Антарктиды:

1. Географическое положение в высоких широтах.

2. Ледниковый покров отражает от 75-90 % солнечной энергии.

3. Самый высокий материк.

“Страна ветров” 1. Ветра, расположенные в прибрежных районах восточной части континента, образуются в результате охлаждения воздуха у поверхности ледника.

2. Скорость ветра: до 200 км/час.

“Холодильник Земли” 1. Влияние на климат планеты.

2. Охлаждения воздуха атмосферы.

“Материк четырех полюсов” 1. Южный полюс Земли.

2. “Полюс холода Земли”. Самая низкая температура на планете станция Восток.

3. Южный магнитный полюс.

4. “Полюс ветра Земли”. Мыс Денисон.

5. “Полюс недоступности”.

Критерии оценивания: за каждый правильный ответ команда класса получает

Показатели Балл
дан полный и правильный ответ “льдинка для айсберга” + “пингвин”
дан правильный ответ, но с недочётами “льдинка для айсберга”
дан неверный ответ -

Слайд 7

Ведущий.

-Третий вопрос. Решите задачи.

1) Ты уже знаешь, что существует мировой запас пресных вод. Например, озеро Байкал является хранилищем пятой части всех пресных вод на Земле, что составляет двадцать процентов. Сколько процентов мировых запасов пресных вод находиться во льдах Антарктиды, если там сосредоточено четыре пятых всех запасов?

Ответ: восемьдесят процентов

2) В шкуре синего кита может поместиться стадо из 12 африканских слонов. Длина хобота слона – 1 м 50 см, а длина тела взрослого крота 15 см. Сколько кротов поместилось бы в хоботах слонов в одной шкуре синего кита?

Ответ:

150:15=10 (кротов)

12•10=120 (кротов)

3) Масса пингвина – 36 кг. Одна четвёртая массы составляет грудная мускулатура. Чему равна масса пингвина без грудной мускулатуры?

Ответ:

36:4•1=9(кг)

36-9=27(кг)

Критерии оценивания: за каждую правильно решённую задачу команда класса получает

Показатели Балл
дан полный и правильный ответ “льдинка для айсберга” + “пингвин”
дан правильный ответ, но с недочётами “льдинка для айсберга”
дан неверный ответ -

В игре команда №1 третьего класса “А” и команда №2 третьего класса “Б”.

Слайд 8

Ведущий.

- Четвёртый вопрос. Составьте как можно больше слов из букв слова “Антарктида”. Для каждого слова буквы можно использовать только один раз. Команда болельщиков помогает.

Ответ: рак, тина, тара, кит, арка, ад, атака, тактика, танк, рана, дата, арка, таракан.

Ведущий.

Дополнительные вопрос.

- Объясните значение некоторых слов.

тик - род деревьев семейства вербеновые,

тик - быстрые непроизвольные сокращения мышцы или групп мышц,

аркан - длинная веревка с затягивающейся на конце петлей для ловли лошадей и других животных,

кантри - сельская музыка народов Америки.

Критерии оценивания:

Показатели Балл
дан полный и правильный ответ

(составлено 10 слов и более)

“льдинка для айсберга” + “пингвин”
дан правильный ответ, но с недочётами

(составлено менее 10 слов)

“льдинка для айсберга”
дан неверный ответ -

Третий этап “Супер-игра”

Слайд 9

Команда №2 каждого класса отвечает на три вопроса класса-соперника.

Вопросы команды болельщиков третьего класса “А”:

1. Есть ли на материке действующие вулканы?

Ответ: В Антарктиде есть два известных действующих вулкана. Возможно, их больше, однако, над поверхностью льда видны пики только этих двух вулканов. Самой высокой из них является гора Эребус.

2. Как известно, Антарктида не принадлежит ни одному из государств, но у материка есть свой собственный флаг. Как вы думаете, что на нем изображено?

Ответ: На флаге изображен фон голубого цвета и белый континент.

3. Назовите самых распространенных птиц в Антарктиде?

Ответ: Самые распространенные в Антарктиде птицы – это пингвины, они составляют восемьдесят процентов популяции птиц.

Вопросы команды болельщиков третьего класса “Б”:

4. Можно ли в Антарктиде увидеть озера?

Ответ: Оказывается, на материке есть озера, самое крупное носит название “Восток”.

5. Какое место по площади среди других материков занимает Антарктида?

Ответ: Антарктида занимает пятое место по площади среди других материков.

6. Что произойдёт, если Антарктида начнёт активно таять?

Ответ: Скорость исчезновения ледников Антарктики может в будущем увеличиться почти в три раза, если влажность продолжит возрастать. Ледниковый панцирь Антарктиды образовался 25-30 миллионов лет назад. В нём достаточно воды, чтобы поднять мировой уровень моря на 45-60 метров, если он полностью растает.

Критерии оценивания:

Показатели Балл
дан полный и правильный ответ “льдинка для айсберга” + “пингвин”
дан правильный ответ, но с недочётами “льдинка для айсберга”
дан неверный ответ -

Четвёртый этап “Хочу всё знать”

Слайд 10

Команда №3 третьего класса “А” и команда №3 третьего класса “Б” представляют интересные факты про Антарктиду.

Факты от команды третьего класса “А”

  • Это единственное место на Земле, где можно найти Императорских пингвинов. Императорский пингвин достигает 122 сантиметров роста и весит до сорока килограммов; издали его можно принять за низкорослого человека. У этих птиц яйцо греет самец, положив его себе на лапы и прикрыв складкой кожи. Самоотверженный отец стоит так 63 дня, не съедая ни крошки пищи!
  • Одним из интересных фактов об этом континенте является факт того, что Антарктида - это лучшее место, где можно найти метеориты. Судя по всему, метеориты, попавшие на антарктический ледяной покров, сохраняются лучше, чем в любом другом месте на Земле. Фрагменты метеоритов с Марса являются наиболее ценными и неожиданными открытиями.
  • Это единственный континент без часовых поясов. Научные сообщества в Антарктиде, как правило, придерживаются времени, которое связанно с их родной землей, либо сверяют время в соответствии с линией поставки, которая снабжает их едой и важными вещами. Здесь вы можете пройти все 24 часовых пояса за несколько секунд.
  • Очевидно, что Антарктида - самая большая, самая сухая и самая холодная пустыня на планете. Тем не менее, ежегодно множество желающих посетить этот континент прибывают сюда в качестве туристов.

Факты от команды третьего класса “Б”

  • Этот континент является самым сухим местом на нашей планете. Даже в самой жаркой пустыне мира идет больше дождей, чем в Сухих долинах Антарктиды.
  • В Антарктиде есть реки. Одной из них является река Оникс, которая уносит талые воды на восток. Река Оникс течет к озеру Ванда находящемуся в Сухой долине Райт. Из-за экстремальных климатических условий она течет всего два месяца во время антарктического лета. Ее длина - 40 км, и хотя тут нет рыбы, в этой реке живут микроорганизмы и водоросли.
  • Море Уэдделла, расположенное в Антарктиде считается самым чистым морем в мире.
  • В течение сезона откормки в Антарктиде взрослый голубой кит съедает приблизительно 4 миллиона креветок в день, что составляет 3 600 кг ежедневно в течение 6 месяцев.

Критерии оценивания:

Показатели Балл
факты представлены полно, их значимость достаточно обоснована “льдинка для айсберга” + “пингвин”
факты и их значимость представлены неполно или недостаточно обоснованы “льдинка для айсберга”
значимость фактов отсутствует -

Ведущий.

Слайд11

- Команды нашли очень интересные факты, вот ещё несколько фактов.

Интересные факты от ведущего:

  1. Возможно, что Антарктида была известна мореплавателям и до официального открытия. В частности, аргентинские археологи заявляют о том, что они обнаружили останки жилища и домашней утвари первых обитателей ледового континента, возраст отдельных находок датируется 1700 годом, что на сто двадцать лет опережает дату официального открытия Антарктиды.
  2. Предположительно это были охотники на китов, тюленей, морских котиков и львов, завозимые на ещё не обозначенный на тогдашних географических картах Антарктический полуостров судами европейских компаний для сезонного промысла.
  3. Полярные медведи живут вовсе не в Антарктиде, а в Арктике. Пингвины населяют большую часть Антарктиды, но вряд ли пингвин встретится с полярным медведем в естественных условиях. Полярные медведи обитают в таких областях, как северная территория Канады, Аляска, Россия, Гренландия и Норвегия. В Антарктиде слишком холодно, потому там нет полярных медведей. Однако в последнее время, ученые начинают задумываться о том, чтобы заселить полярных медведей на Антарктиду, так как Арктика постепенно тает.
  4. Антарктический ледниковый покров — крупнейший на планете, он содержит около восемьдесят процентов всех пресных вод Земли.
  5. В Антарктиде свирепствуют самые сильные ветры на планете. Иногда они дуют со скоростью 320 км/ч.
  6. Самый большой айсберг в мире обнаружен в Антарктиде в 1956 году.

Физминутка

Слайд 12

Ведущий.

Антарктида – белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки вверх, шире, ниже,
Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!
Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах, о суровых холодах!
А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

Пятый этап “Экологические проблемы Антарктиды”

Слайд 13

Команда №4 третьего класса “А” и команда №4 третьего класса “Б” представляют плакат “Экологические проблемы Антарктиды”.

Представление плаката 1-2 мин.

Критерии оценивания плакатов:

Показатели Балл
достаточное обоснование актуальности и полное соответствие темы плаката;

достаточно хорошее владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

“льдинка для айсберга” + “пингвин”
обоснование актуальности и ее соответствие теме плаката неполное;

не достаточно хорошее владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

“льдинка для айсберга”
актуальность не представлена;

плохое владение речью

-

Итоги игры. Подсчет баллов, полученных командами.

Награждение победителей. Приложение 4

В конце игры у каждой команды должен быть построен “снежный айсберг” в окружении пингвинов. Количество “снежных льдинок”, пингвинов в “айсберге” говорит о количестве баллов, которые набрали команды. Приложение 1

Рефлексия

При подведении итогов игры дети дарят медальки разного цвета тем, кому посчитают нужно.

“Красная медалька” - самому умному, продуктивному на игре;

“Зелёная медалька” - самому находчивому игроку;

“Розовая медалька” - самому вежливому, воспитанному, приятному в общении;

“Синяя медалька” - самому организованному, тому, кому удалось сплотить команду и добиться успеха в команде.

Ведущий.

- У кого получилось больше всего медалек? Как вы думаете, почему?

Слайд 14

Информационные источники:

[1] http://www.vokrugsveta.ru

[2] http://riddle-middle.ru/zagadki/otvety

[3] http://PPt4WEB.ru

[4] http://nsportal.ru

[5] http://www.vokrugsveta.ru

[6] http://dok.opredelim.com

23.03.2015