НОД «Космическая экспедиция». Подготовительная группа

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образователных областей: “комуникация”, “социализация”, “познание” (ФЭМП,ФЦКМ,ФЭЕНП), “физическая культура”, “труд”, “чтение художественной литературы”.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятия художественной литературы, гровая, продуктивная.

Цели.

Обогатить кругозор детей знанием новых фактов, учить устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, закреплять навыки звукового анализа и синтеза, развивать умение решать арифметические задачи, закреплять порядковый и обратный счет, совершенствовать умение передавать содержание усвоенного посредством игры, воспитывать сознание того, какая исключительная наша планета, поддерживать желание беречь и украшать ее.

Прогнозируемые результаты:

Дети умеют отличать планеты от звезд, могут объяснить, почему Луна меняет форму, используя термины: “новолуние”, “полнолуние”, называют характерные особенности каждой планеты Солнечной системы, обосновывают невозможность жизни на них, используют в речи порядковые числительные, знают обратный счет, сравнивают множества, решают арифметические задачи на сложение в пределах 8, моделируют предметно-игровую среду, в процессе игры придерживаются намеченного замысла, активно участвуют в игре, умеют драматизировать знакомые произведения, понимают, что человек должен беречь свою планету.

Материалы и оборудование.

Макет Солнечной системы (обруч, разделенный на сектора, на них подвешены космичекие объекты, изготовленные из бумаги и окрашенные детьми), проектор зведного неба, слайды “Лунные фазы”, магнитофон с аудио записями (“Волшебный полет” Д.Маруани,”Sound of space” - Полет ангелов), карточки с индивидуальными заданиями, схема полета на листе ватмана, карандаши, журнал для фиксации наблюдений, грецкий орех (по два на каждого ребенка), костюм космонавта, костюмы для театрализованной игры, бумажные человечки на липучках, фонарь, шапочки с изображением планет, комплект картинок-ланет, 6 картинок, начинающихся на буквы в, е, н, е, р, а, семена, на полу наклеены цветные нити в форме орбит и порядковый номер каждой.

Предварительная работа.

Повторение уже известных фактов, связанных с космическими явлениями и историей освоения космоса, проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

Выстроить взаимодействие с детьми  так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера.

Игра “Что нам известно” (диагностика приобретенных представлений о космосе).

Изотовление заготовок для макета Солнечной системы. Каждый ребенок скатывает из газеты шар, который должен соответствовать по размеру предложенной мерке, затем обклеивает кусочками салфеток. Работы высушивают, окрашивают, ориентируясь на иллюстрацию.

Сюжетно-ролевая игра “Центр исследований космоса”, “Тренировки в космическом городке”.

Слушание аудиозаписи “12 апреля 1961 года” с голосом Левитана.

Экспериментальная деятельность по установлению зависимости возникновения и развития объектов живой природы от различных факторов (температуры, наличия воздуха, воды, солнца и тепла и их оптимального количества и соотношения).

Опыт №1 “Вокруг Земного шара”

Материал: мячи, фломастеры.

Взять небольшие мячи, фломастеры. Теперь представьте, что вы путешественники, и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь. Какой же вывод могли сделать путешественники, вернувшись после длительного путешествия в то же место, откуда начинали путь? Что Земля — это шар.

Опыт №2 “Как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха”

Материал: два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Взять линейку и поместить один термометр на отметку10 см., а другой на отметку 100 см. Поставить настольную лампу у нулевой отметки линейки. Включить лампу. Через 10 минут сравнить показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру.Термометр, который находился ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее.Чем дальше распространяется свет от лампы,тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое.

Опыт №3 “Чем ближе, тем быстрее”

Материал: пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Скатать из пластилина два шарика размером с грецкий орех,поместиь один на конец линейки, а другой на конец рейки. Поставить линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Одновременно отпустить рейку и линейку. Линейка падает первой.Шарику, прикрепленному к рейке падать дальше, чем шарику на линейке.Это напоминает движение планет,которые непрерывно двигаются вокруг Солнца.

Опыт №4 “На ярком фоне”

Материал: настольная лампа, карандаш,линейка.

Повернуть настольную лампу лапочкой к себе и включить. Держать карандаш на рас стоянии вытянутой руки о т себя и в 15 см от лампочки. На карандаше нельзя прочитать надпись и трудно различить его цвет. Свет от лампы таккой, что очень трудно рассмотреть поверхность карандаша. Точно так же из-за ослепительного света Солнца трудно изучать планету Меркурий.

Чтение художественной и познавательной литературы:

В.Бороздин “Первый в космосе”, М.Бул “Солнце”, М.Бул, Р.Скейчел “Искусственный спутник”, М.Зощенко “Великие путешественники”, Н.Носов “Незнайка на Луне”.

Наблюдения за состоянием объектов живой и неживой природы.

Рассматривание ситуации: “Почему кто-то спит, а кто-то бодрствует”, гипотезы детей, формулирование проблемного вопроса для предстоящей НОД. Разучивание индивидуальных заданий для НОД для предстоящей космической экспедиции (художественное слово и краткая характеристика одного из объектов Солнечной системы).

Составление письма космонавтам, с просьбой помочь разобраться в вопросах смены времен года и частей суток, установления зависимости возможности обитания живых организмов от местоположения планет. Воспитатель приносит ответ, в котором космонавт по имени Дмитрий говорит о том, что получил наше письмо и предлагает продолжить наши “научные труды” в просторах космоса. Дает космическое напутствие. Разучивание:

Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать.
Чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать,
Слабых в космос не берут –
Ведь полет нелегкий труд.

Полет назначен на следующий день. Подготовлен журнал наблюдений, где дети схематично будут фиксировать температуру, наличие света, воздуха, воды на каждой планете. Выбирают обязанности членов экипажа при помощи жеребьевки: командир, врач, штурман, ученые- исследователи . Определены вопросы для “исследований”

В полет берут семена цветов, желание детей подарить частицу земной красоты другой цивилизации, если она будет обнаружена.

Содержание организованной деятельности.

1. Введение игрового момента.

Появление Димы, одетого в костюм космонавта. У него есть карта полета и последовательность этапов, пройдя, которые, космонавты получают очередную звезду. В конце маршрута космонавты, собрав все звезды, найдут ответы на свои вопросы. Если они согласны, предлагается приступить к строительству космического корабля по замыслу из мягких модулей.

2. Воспитатель и космонавт Дима проводят курс космонавта в космическом городке:

“Продолжи предложение” (составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений):

Звезды состоят из раскаленных газов, поэтому…
Дом строят из дерева, а ракету…
Юрий Гагарин полетел в космос, потому что…
Космонавт не боится перегрузки, потому что…
В открытом космосе нет воздуха, значит…
На морском корабле пригодится посуда, а на космическом…

Дети хором произносят памятку космонавтам, разученную накануне.

Воспитатель: “В небольшой ракете космонавтам приходится проводить много времени, поэтому весь экипаж очень дружный и понимает друг друга даже по жестам. Сигналом для старта будет счет от 10 до 1, с одновременным рукопожатием по цепочке”. Взлет.

Звучит энергичная музыка, дети имитируют перегрузку, напрягая все мышцы, затем звучит спокойная музыка - наступает расслабление.

Воспитатель: Взлет успешно закончен, мы уже над облаками. Что-то мы попустили(переворачиваем на стене ракеты два облака, на каждом задачи:

1) 4 космических корабля повстречались с 3 летающими тарелками. Сколько всего летательных аппаратов? Как множества сделать одинаковыми?

2) На небе 5 четырехконечных звезд и 3 пятиконечных.Сколько всего? Как множества сравнять?

3) Ответить на вопрос: на каком облаке большее количество объектов? На сколько?

Дети получают первую звезду.

Дима достает схему полета, на которой множество геометрических фигур - “Выбери верный маршрут” (штриховка кругов среди множества геометрических фигур. От каждого круга указать стрелочкой дальнейшее направление).

Звучит загадочная музыка загорается проектор звездного неба.

Воспитатель: Наш космический корабль вышел в открытый космос. Желаю нашей экспедиции успеха! При выходе из ракеты каждый ребенок произносит: “Космонавт… к выходу в открытый космос готов”.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы выпили капли, увеличивающие нас в миллион раз и превратились с любознательных космических великанов. Вот как выглядят теперь космические объекты. (Обращает внимание на макет Солнечной системы).

Ребенок загадывает загадку:

В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то - не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце).

Воспитатель: Все мы узнали наше светило. Каждый день оно появляется у нас над головой, мы говорим: “Солнце взошло, село. Значит, оно двигается? Как же на самом деле происходит? (Ответы детей).

Солнце, как и все звезды, неподвижно, а вокруг него по своим орбитам и вокруг своей оси вращаются планеты Солнечной системы . От этого зависит часть суток и время года на планете. Это самая горячее место в нашей солнечной системе. Там постоянно кипит лава (объясните что если расплавить камень, то он превращается в лаву). Солнце дает тепло и свет всем планетам . Оно гораздо крупнее планет.

Упражнение “Сравнение размера Солнца и ближайшей планеты”.

Представить, что баскетбольный мяч- это солнце. Положить рядом зернышко гречневой крупы – это ближайшая к Солнцу планета Меркурий (предположить, сколько зернышек необходимо, чтобы заполнить мяч?)

Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются восемь планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, астероиды,кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.) Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из твердых, жидких частиц и газов. Что вам известно проастероиды, кометы,метеориты? (Ответы детей).

Астероид — небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост. Метеоры — явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеоры еще называют падающими звездами. (Рассматривание иллюстраций).

Игра “ Солнце – это хорошо или плохо” (умение анализировать, находить в каждом явлении разные свойства).

Упражнение на сравнение “Что общего между Солнцем и лампой”

После выполнения заданий дети получают вторую звезду.

Воспитатель предлагает назвать планеты Солнечной системы и поясняет, что большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

Планета №1. Рассыпаны буквы с порядковым номером. Дети выкладывают слово “Меркурий”.

2 ребенок:

Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)

Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Ребята отмечают в журнале схематично величину планеты, отдаленность от Солнца, наличие атмосферы, воды, делают вывод о возможности для жизни здесь (эта деятельность повторяется при рассматривании всех планет). Получают 3 звезду.

Планета№2. По начальным буквам картинок выкладывают слово “Венера”.

3 ребенок:

В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара. (Венера)

Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе.

Вывод детей, работа в журнале, получение 4 звезды.

Планета №3

4 ребенок:

Ни начала, ни конца;
Ни затылка, ни лица;
Знают все, и мал и стар,
Что она большущий шар. (Земля.)

Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь.

Воспитатель: Ребята, настал момент убедиться в том, почему день наступает не на всей планете в одно время.

Вы знаете, что планета Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. Ось вращения — это воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу.

(Свой рассказ воспитатель сопровождает показом на макете).

Проведение опыта с человечками .

Бумажных девочку и мальчика присоединяют липучкой к разным частям Земного шара (запад и восток).

Вращаясь, наша планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону. День бывает на той части земного шара, которая повернута к Солнцу и освещается его лучами(девочка вертикально стоит). А другая половина земного шара в это время повернута от Солнца и находится в тени. Там ночь (мальчик в горизонтальном положении).Пройдет половина суток – у нее наступит ночь, а у него – день. Еще через такое же время все повторится сначала. Когда наша планета повернется один раз вокруг своей оси, пройдут целые сутки.

Воспитатель. Ребята, наша Земля вращается не только вокруг своей оси, она движется и вокруг Солнца. За год Земля успевает сделать вокруг него только один оборот. Уж очень это большой путь!

Воспитатель вращает модель Земли вокруг Солнца.

Солнце дарит нам не только свет, но и тепло. Солнечные лучи скользят вдаль полюсов, поэтому там всегда очень холодно. А экватор — воображаемая линия вокруг центра Земли. В районе экватора очень жаркая погода, потому что лучи Солнца направлены всегда прямо на него.

(Рассказ воспитателя сопровождается обязательным показом. Детям предлагается рассмотреть и потрогать планету на экваторе и на полюсах).

Экватор делит Землю на два полушария: Северное и Южное. Когда Земля располагается так (показывает на глобусе). Северное полушарие Земли, в котором мы живем, лучше освещается Солнцем, и у нас в это время лето. В Южном полушарии в это время зима. Через полгода, когда Земля передвинется так, что окажется по другую сторону от Солнца, Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там будет зима. А в Южном полушарии в это время наступит лето. Поэтому и происходит смена времен года.

Игра “Четыре времени года”

Воспитатель ставит на макете точку и вращает ее, дети показывают, какое время года наступило в данной точке Земного шара характерными движениями(плавать, кататься на лыжах, дождь, капель, листопад).

5 ребенок:

Земля имеет свой спутник.
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)

Пальчиковая игра.

Вокруг Земли Луна летает - два грецких ореха держать одной рукой.

А вот зачем - сама не знает - и вращать одним вокруг другого.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какая сказка нам известна про Луну? (Ответ детей). Хотите разыграть ее?

Театрализованная игра по мотивам сказки "Почему у месяца нет платья".

Решил Месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку за платьем. Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.

Так и остался Месяц без платья.

После игры воспитатель задает вопрос:

Так, почему луна бывает разной формы? (Рассказ сопровождается показом слайдов).

Луна сама не может излучать свет, она отражает свет Солнца. Почему же людям кажется, что луна меняется? (Ответы детей). Луна является спутником нашей планеты, и вращается вокруг неё. Мы всегда можем видеть Луну только с одной стороны. Нам видно только освещённую часть Луны. Примерно около четырёх недель, Луна проделывает своё шествие вокруг Земли. То, что мы наблюдаем как изменение вида Луны или фазы, на самом деле изменение освещённости Луны как это видно с Земли. За четыре недели совершается полный цикл изменения вида Луны.

В начале цикла Луна новая и она находится в той же стороне от нас, что и Солнце (слайд). Сторона Луны, которая повёрнута к Земле тёмная и совершенно теряется в лучах Солнца, в этой фазе Луна не видна на небе. Эту лунную фазу называют - новолунием.

Следующая фаза имеет название - первая четверть, и Луна проходит четвёртую часть своего пути,(слайд), тогда мы видим на половину освещённый диск Луны.

Третья фаза Луны, называется полнолунием, Луна находится с противоположной стороны от Солнца (слайд), и мы видим весь диск Луны освещённый солнечными лучами.

Завершающей фазой является последняя четверть, и диск Луны тоже освещён наполовину (слайд).

Что бы правильно определить в какой фазе находится Луна, нужно знать одно интересное правило. Если её серп похож на дужку от буквы “Р”, значит Луна растущая. (Воспитатель показывает слайды, дети изображают руками: левая ладонь –прямая, правая присоединена к ней и округлена). Когда её дужка смотрит в противоположную сторону и напоминает букву “С”, тогда Луна стареющая (левую руку изогнуть буквой “с”) . Это очень легко запомнить и вы всегда сможете определить, молодая Луна только начала свой путь или старая. Выгнутая сторона месяца всегда указывает в сторону Солнца, даже если оно находится в совершенно другой части неба или скрыто за горизонтом.

Даже в самую звёздную ночь внутри серпа, образованного месяцем, не может быть звёзд, так как там находится чёрное тело Луны. Давайте повторим, чтобы лучше запомнить. Я буду показывать на изображение Луны, а вы называть, в какой она фазе. 

Работа в журнале.

Дети получают еще одну везду.

Планета№4.

6 ребенок:

По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри. (Марс)

Воспитатель: названа именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане. Это красная планета.

Упражнение “Составь предложение с парами слов”:планета и звезда, Земля и Марс.

Работа в журнале.

Работа по индивидуальным карточкам “Продолжи ряд, соблюдая закономерность”.

Дети получают 5 звезду.

Планета №4

7 ребенок:

В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет. (Юпитер)

Воспитатель: Планета названа в честь самого главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Работа с журналом.

Игра “Влево – вправо”. Ребята стоят друг за другом в колонне. Ведущий называет планету. Если она находится ближе Юпитера к Солнцу, то сделать прыжок внутрь круга, если дальше, то за круг.

Получение 6 звезды.

Планета№5

8 ребенок:

Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин. (Сатурн)

Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.Работа с журналом

Упражнение “Где какой”:

На Земле … (земной)

На Луне…

В космосе…

Во вселенной…

В галактике…

Получение 7 звезды.

9 ребенок:

Планета №7

Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна — Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют “лежачая планета”. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.

Упражнение “Исправь предложение”:

Уран находится близко к Меркурию.

Уран – это небольшая звезда.

Уран быстро вращается вокруг Солнца.

Получение 8 звезды.

9 ребенок:

Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. Ледяная планета, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд. Работа с журналом. Игра “Восстанови порядок в солнечной системе”. На полу изображены орбиты, но планеты не на своих местах, поменять их местами.

Получение 9 звезды.

Подвижная игра “Хоровод вокруг Солнца”.

Ход игры

На полу из цветных нитей приклеены орбиты планет Солнечной системы, каждая отмечена своим порядковым номером. В центре ребенок ведущий в шапочке, изображающей Солнце. Остальные ребята в шапочках, изображающих планеты образуют хоровод вокруг Солнца. Дети идут по кругу со словами:

“У каждой планеты свой собственный путь,
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются эти планеты,
По-разному все они Солнцем согреты.

После слов дети плавно вращаются вокруг себя. “Солнце” три раза хлопает и каждый ребенок встает на порядковый номер своей планеты. Тот ребенок, на кого укажет “Солнце” отвечает какой порядковый номер у его планеты, время года, часть суток, называет соседей по Солнечной системе. И становится ведущим .

Воспитатель: “Уважаемые исследователи, сегодня мы совершили космическое путешествие, сделали вывод, о том, что в космосе строгий порядок, все планеты движутся по своей орбите, их положение относительно Солнца влияет на возможность жизни. В нашем журнале мы отмечали характерные признаки. Давайте решим, какая из них подходит для жизни? (Высказывания детей). Единственная пригодная для жизни удивительная планета Земля, так давайте беречь ее, делать еще краше, каждый ребенок получает зернышко, чтобы украсить родную планету, посадив растение”.

Ребенок читает стихотворение:

Моя планета.
Золкина Евгения
Моя планета - дом родной,
Мой дом, что всех милей.
В нем я живу, моя семья
И тысячи людей!
И чтобы дом наш процветал,
Светило Солнце в нем,

Давайте вместе мы о нем
Заботиться начнем:
Будем беречь луга, поля,
Животных защищать,
Деревья в городах своих
Начнем мы все сажать!
И никогда мы воздух наш
Не будем загрязнять.
Отходы в реки и моря
Не станем мы сливать!
И свалки мусора, друзья,
Давайте уберем!
И вот тогда все вместе мы
Отлично заживем!
И Солнце будет ярко нам
С небес в окно светить!
Планета вечно будет жить
И нам добром платить.

Наша экспедиция завершается, весь экипаж проявил космический характер. Все звезды собраны. Размещение в ракете. Детям предлагается зажмуриться и послушать космическую тишину. По сигналу открывают глаза и под торжественную музыку выходят из корабля.

Деятельность по посадке семян.