Урок (изобразительное искусство + художественный труд) «Ох уж эти кошки!». Декоративная роспись мягкой игрушки

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Одной из задач эстетического воспитания  школьников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с изделиями народных мастеров. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

На основании несложных приемов народного творчества и включения фантазии можно создавать прекрасные современные игрушки своими руками. Они будут дороги детям уже тем, что все фантазии воплотятся в этом изделии и сделаны своими руками.

А с особым удовольствием они будут работать над образами домашних животных.

Вид урока: творческий практикум

Цель урока:

  • познакомить с техникой декоративной росписи по ткани и ее особенностями;
  • найти как можно больше разнообразных форм данного животного.

Задачи урока:

  • Образовательная:
    • овладеть определенными методами, принципами и техниками;
    • научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани;
    • углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  • Развивающая:
    • способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое воспитание, чувство ритма, цвета, творческие способности;
    • прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
    • развивать умения самостоятельно придумывать различные формы  объекта и применять декоративные трактовки цветового мотива.
  • Воспитательная:
    • воспитывать любовь к искусству народных мастеров;
    • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Оборудование:

  • Оборудование для учителя:
    • Авторские работы педагога.
    • Плакат-схема ахроматических цветов.
    • Плакат-схема хроматических цветов.
  • Оборудование для учащихся: ткань, нитки, игла, набивной материал, набор красителей, кисти, контуры наборы для украшения (бусы, бисер, и т.д.) ножницы, клей ПВА.

План урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент
2. Постановка художественной задачи

II. Выполнение эскиза

1. Придумывание необычной формы домашнего животного
2. Перенос эскиза на ткань

III. Шьем изделие

1. Шьем игрушку « назад иголка»
2.  ненужные края.
3. Набиваем игрушку сентепоном  или ватой.
4. Зашиваем рабочее отверстие.

IV. Практическая работа в цвете

1. Роспись главного фона
2. Прорисовка мелких деталей

V. Украшение

1. Украшение игрушки контурами и блестками

VI. Анализ детских работ

VII. Подведение итогов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель проверяет  готовность учащихся к уроку., наличие необходимого материала.

II. Выполнение эскиза

Учитель: Ребята дайте ответ на вопрос: Какое самое мягкое и теплое домашнее животное? Кто нас встречает мурлыча и трется о ноги?
Учащиеся: Это кошки!
Учитель: Правильно! И именно эти домашние животные всегда разные. Они могут принимать различные причудливые формы! А какие формы могут принимать кошки?
Учащиеся: Сворачиваются в клубок, потягиваются, изгибают спинки, смешно подпрыгивают и т. д.
Детям демонстрируется авторская работа преподавателя (Рисунок 1).

Рисунок 1

Учитель: А как бы вы нарисовали любимца в необычной форме? Самая необычная форма может стать основой для декоративной игрушки. А давайте попробуем нарисовать необычные формы кошек.

Учащиеся  придумывают различные эскизы кошек ( если дети не хотят рисовать кошек — можно предложить нарисовать эскизы собаки, зайца и т. д.)

III. Шьем изделие

Учитель: Молодцы! У вас получились прекрасные эскизы для будущей поделки. А теперь полученные эскизы перенесем на сложенную в двое белую ткань (Рисунок 2-3).

 
Рисунок 2                     Рисунок 3

По выполненному рисунку сшиваем игрушку по кругу швом « назад иголка» оставив место для того чтобы вывернуть изделие и заполнить набивным материалом. Закончив сшивание обрезаем лишнюю ткань и выворачиваем игрушку. Наполнив изделие набивочным материалом, зашиваем отверстие (Рисунки 4-8).

        

Рисунок 4                Рисунок 5                   Рисунок 6                  Рисунок 7                Рисунок 8

IV. Практическая работа в цвете

Когда есть форма нужно придумать какую информацию будет нести данный персонаж. На данном этапе нужно объяснить ребятам, что от характера будущего зверька и будет зависит цветовая гамма росписи и первое что нужно решить: а какой характер у животного?
Если котенок веселый, добрый — значит и основные цвета у него теплые и яркие, а если серьезный и грустный – можно использовать холодную гамму.
Учитель предлагает ученикам нанести фон будущей игрушки (Рисунок 9).

Рисунок 9

V. Украшение

Основа готова. Ребятам предлагается (при желании!) украсить свою игрушку (Рисунок 10). Можно прорисовать мелкие детали  или придумать свои украшения. У кого то котик с большими глазами, приклеенными на клей. Можно сделать ожерелье, украсить блестками и бусами и т. д. что подскажет фантазия ребенка.


Рисунок 10

VI. Анализ детских работ

В конце урока организуется выставка работ учащихся, и ребята сами оценивают свои работы и работы одноклассников. Параллельно закрепляется пройденный материал, и анализируются допущенные ошибки (Рисунки 11-20, Приложение 1).

                  
Рисунок 11             Рисунок 12      Рисунок 13        Рисунок 14              Рисунок 15

               
Рисунок16        Рисунок 17            Рисунок18         Рисунок 19            Рисунок 20

VII. Подведение итогов

Ура! Все потрудились на славу! У каждого появился лучший друг! И этот друг сделан своими руками! А домашний друг это не только кошки — могут быть и прекрасные собачки (Рисунки 21-23).

    
Рисунок 21       Рисунок 22        Рисунок 23

В конце урока обязательная уборка рабочего места.