Буквы О и Ё после шипящих в корне

Разделы: Русский язык


ХОД УРОКА:

Оргмомент

(Необходим для мобилизации внимания школьников, создания мотивации к действиям на уроке, подготовки детей к общению)

  • Приветствие учителя.
  • Постановка общей цели и задач урока:

А) Для учителя:

Цели:

  • повторение орфографических правил о правописании гласных в корне слова;
  • закрепление навыка  учащихся распознавать в слове шипящие и выделять графически орфограммы в корне слова;
  • развитие умения учащихся пользоваться приёмами языкового анализа при объяснении написания слов с орфограммами в корне, приёмами сравнения при подборе однокоренных слов в качестве проверочных;
  • формирование умения школьников  самостоятельного мышления, применения своих творческих способностей в ходе закрепления изученного материала.

Задачи:

  • дать понятие об особенностях анализа орфограмм в корне слова;
  • показать алгоритм определения гласных О-Ё в корне слова;
  • сформировать навык нахождения орфограммы правописания гласных О-Ё в корне слова.

Б) Для учеников:

– Запишите тему урока в тетрадь.
– Подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на уроке?
(о правописании гласных О и Ё после шипящих в корне слова)
– Как называется наука о правописании слов? (Орфография)
– Что является единицей орфографии? (Орфограмма)
–  Что мы называем орфограммой? (Написание в слове, которое выбирается между вариантами по определённому правилу)
–  В какой части слова может оказаться орфограмма? (В любой)
– В чём особенность правописания гласных в корне слова? (Для определения гласной в корне необходимо подбирать проверочные однокоренные слова)
– Какими могут быть гласные-орфограммы в корне? (Проверяемые и непроверяемые)
– Приведите примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне слова
– Приведите   примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова.
– Итак, цель нашего урока такова: продолжить повторение орфограмм в корне слова, сегодня мы будем говорить более подробно о гласных О и Ё после шипящих в корне.
–  Какие задачи стоят перед каждым из вас? (Находить  гласные О и Ё после шипящих  в корне; выделять орфограмму в корне; подбирать проверочные слова.)

Проверка домашнего задания

– Однако сначала проверим выполнение домашнего задания.

(Необходимо установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявить пробелы, устранить их)

1. Индивидуальные карточки (проверка знаний и умений по теме отдельных учащихся)

Карточка № 1

Замени фразеологизмами слова и словосочетания в данных предложениях, где это возможно:

а)  На ярмарке было столько народу, что я с трудом пробрался к машине.
б)  Родители так хвалили меня за приготовленный обед, что я смутилась и даже покраснела.
в)   Нам нужно непременно попасть на городские соревнования, чтобы участвовать в региональной спартакиаде.
г)   Работал Михаил без желания, поэтому и не закончил поделку.
д)   Мне кажется, что твой новый знакомый говорит тебе неправду.
е)   Дед всегда обращался со мной строго и даже сурово.

Карточка № 2

Приведи 3 фразеологизма с положительной оценкой человека. Составь с ними предложения.

Карточка № 3

У доски выполнить фонетический разбор слова ПОДКЛАДКА.

2. Индивидуальное задание  (проверка знаний  и умения устно строить речь на лингвистическую тему)

– Подготовить устный рассказ о том, для чего нужны словари, какими словарями ты пользуешься в школе и дома.

3. Проверка выполнения домашнего упражнения (упр.83 на стр.273)

– Послушаем ответ ученика у доски.

(Назначается «эксперт», который следит за правильностью ответа, при необходимости исправляет допущенные ошибки, 3 ученика по выбору «эксперта» задают по одному дополнительному вопросу отвечающему; если он затрудняется ответить на них, то ученики отвечают сами)

Подготовка к повторению ранее изученного материала

(Необходимо дать ученикам установку на запоминание и практическое применение повторённых  знаний, создать проблемную ситуацию)

– Сегодня на уроке у вас, ребята, будет сложная, но интересная роль: вы будите лингвистами-исследователями. Вам предстоит выявить условия, при которых в орфограмме «Правописание гласных после шипящих в корне слова» пишется буква О, а когда – Ё. 

Повторение материала, изученного в начальной школе

(необходимо создать условия для повторения учащимися ранее изученного  материала через самостоятельное решение языковой проблемы)

– Запишите слова в тетрадь (они записаны на доске)

 щ..тка                                        ш..рсть
ж..лудь                                      пч..ла
пч..лка                                       щ..тина
ш..рстка                                     ж..лудёвый

– Сравните орфограммы в словах по плану. (Отпечатанные планы раздаются каждому ученику)

ПЛАН

  1. В какой части слова находится орфограмма? (В корне)
  2. После какой согласной пропущена гласная? (Шипящей)
  3. Какой выбор необходимо сделать, чтобы правильно написать пропущенную букву в словах? (О или Ё)
  4. Что общего и чем отличаются слова в двух столбиках? (Однокоренные слова, в первом столбике пропущенный гласный под ударением, а во втором – безударный)
  5. Могут ли слова из второго столбика оказаться  проверочными для  слов из первого? (Необходимо знать правило написания букв Ё-О после шипящих, чтобы ответить на данный вопрос)

(В скобках даны предполагаемые ответы учеников, в их планах ответы отсутствуют)

– Итак, коллеги учёные-языковеды, узнаем ответ на вопрос в учебнике: прочитайте правило на странице 274.
– Каков теперь ваш ответ? (Да, слова второго столбика являются проверочными для слов из первого).
– Что вы узнали о написании буквы О после шипящих в корне, приведите пример.

Проведение физкультминутки

Закрепление знаний

(Необходимо проверить понимание материала, установить осознанность изученного материала и способ действий в определении признаков повторённой орфограммы)

1. Выполнение упр.87 п13(с.275) учебника(1ч)

2. Комментированное письмо.

– Записать словосочетания, выделяя и объясняя написание гласных О-Ё после шипящих.

Шоколадное печенье, спелый крыжовник, жёсткий диван, таинственный шёпот, куртка с капюшоном, шёлковое платье, опытный жонглёр, подобрать жёлудь, настоящий обжора, круглые щёки, тяжёлая ноша, обжёг руку, щёлкнул зубами, известный щёголь, гладкий шов.

(Ученик работает у доски )

3. Словарная работа

– Рассмотрите  слова, устно объясните их лексическое значение, особенности написания.

Шотландия                                 жокей
трущоба                                      чопорный
шоссе                                          Жора

– Составьте словосочетания с каждым словом, запишите их, выделяя орфограмму.

4. Составьте из данных слов предложение, выделите его основу, обозначьте в корнях слов изученные орфограммы.

Жора, у, крыжовник, от, изжога, сильная.

5. Запишите однокоренные слова к данным существительным. Выделите орфограмму в корне.

Пчела, вышел, черта, бечева, дешевизна, жернова, пшено, решето, челнок, щелчок.

Подведение итогов урока

(Анализ достижения цели урока, качественная и количественная оценка работы учеников на уроке)

1. Самооценка учащимися достижения цели урока.

– Вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока.
– Удалось ли их достигнуть?
– Чему вы научились сегодня на уроке?
– Для чего вам пригодятся данные умения при дальнейшем изучении орфографии?

2. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Рефлексия

(Перед каждым учеником лежат красный, жёлтый, зелёный листы)

– Оцените каждый свою работу сегодня на уроке с помощью листов-знаков препинания.
Поднимите  жёлтый лист, если вы не научились отличать орфограмму «Правописание гласных О и Ё после шипящих в корне» от других орфограмм в корне слова. Поднимите  зелёный,  если вы ничему новому не научились сегодня на уроке. Поднимите  красный, если результат вашей работы на уроке вам понравился, вы достигли поставленной цели в начале урока.

Задание на дом

(Формулирование задач выполнения домашней работы, сопутствующие комментарии)

 – Сегодня у вас есть возможность самим выбрать домашнее задание.
1. Найти и записать в тетрадь 5 загадок, в которых бы встречались слова с гласными О и Ё после шипящих в корне.
2. Выполнить упражнения из учебника № 85,88 (с.275)

(Открываются упражнения, чтобы получить краткое объяснение выполнения домашней работы)

– На этом наш урок закончен.